копия г. Красноярск 26 мая 2010 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего Замановой А.Ю., при секретаре С., с участием истца А., представителя ответчика Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в ... ... о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л : А. предъявил в суде иск к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в ... ... (далее - УПФ) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии. Свои требования мотивировал тем, что Дата обезличена года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что имеет педагогический стаж не менее 25 лет. Между тем ответчиком не включены в специальный стаж работы следующие периоды: с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период работы в должности преподавателя Центра интенсивных метода полидисциплинарного обучения, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период работы в должности директора Центра интенсивных методов полидисциплинарного обучения, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период работы в должности директора Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей Номер обезличен» с выполнением обязанностей преподавателя по совмещению, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период работы в должности директора Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат Номер обезличен» с выполнением обязанностей преподавателя по совмещению. Истец просит: признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с даты обращения - Дата обезличена года; обязать ответчика включить в стаж для досрочного назначения истцу трудовой пенсии по старости периоды с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года. В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям. В судебном заседании представитель ответчика Б., действующая на основании доверенности от Дата обезличена года, требования истца не признала в полном объеме по тем основаниям, что у истца на дату обращения - Дата обезличена года не возникло права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12. 2001 года N 173-ФЗ предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что истец Дата обезличена года обратился в УПФ с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости л.д. 101). Решением УПФ от Дата обезличена года истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости по основанию отсутствия у него необходимых 25 лет требуемого педагогического стажа л.д. 15). Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата обезличена года следует, что истцу засчитан специальный стаж работы в размере 08 лет 11 месяцев 14 дней. При этом в протоколе указано, что в указанный стаж не включены периоды работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по дату рассмотрения обращения по мотиву отсутствия предусмотренных законом оснований для зачета данных периодов в специальный стаж л.д. 13, 105). Также в протоколе заседания комиссии указано, что работа по выполнению обязанностей преподавателя по совмещению не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как в указанный период не была выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, предусмотренная Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067. П. 3.3 постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П гласит следующее. Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 9). Из представленной истцом копии трудовой книжки следует, что в указанные в качестве спорных периоды времени он работал в следующих должностях: с Дата обезличена года по Дата обезличена года - в должности преподавателя Центра интенсивных метода полидисциплинарного обучения, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - в должности директора Центра интенсивных методов полидисциплинарного обучения, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - в должности директора Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей Номер обезличен»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года - в должности директора Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат Номер обезличен» (л.л. ...). Также из справки МОУ «Межшкольный учебный комбинат Номер обезличен» следует, что в последние два периода работы - с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - истец выполнял работу по должности директора соответствующего учреждения с выполнением обязанностей преподавателя по совмещению л.д. 109). Поскольку трудовой стаж истца, не подлежащий, по мнению ответчика, включению в специальный стаж, относится к различным периодам времени, при вынесении решения суд с учетом положений п. 3.3 постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П обязан проанализировать как законодательство, действовавшее на момент обращения гражданина за назначением трудовой пенсии по старости, так и пенсионное законодательство, действовавшее в соответствующие периоды времени работы гражданина. В первый указанный истцом период - с Дата обезличена года по Дата обезличена года - истец работал в должности преподавателя Центра интенсивных метода полидисциплинарного обучения (далее - ЦИМПО), во второй период - с Дата обезличена года по Дата обезличена года - в должности директора Центра интенсивных методов полидисциплинарного обучения. В настоящее время (на момент обращения истца в УПФ) действует постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Указанным постановлением утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Данный список содержит наименование должностей преподавателя и директора, однако действительно не содержит такого учреждения, как «Центр интенсивных методов полидисциплинарного обучения» (п. 1.12 раздела 2 содержит ссылку только такое образовательное учреждение, как Межшкольный учебный комбинат). В указанный период времени работы истца действовало постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463. Указанным постановлением утвержден «Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Данный «Список» предусматривает включение в педстаж работы как по должности директора, так и по должности преподавателя, однако также не содержит в своем перечне такого учреждения, как Центр интенсивных метода полидисциплинарного обучения. Данное обстоятельство, по мнению суда, не может являться основанием для отказа истцу во включении указанных периодов работы в специальный стаж. Истец в ходе судебного разбирательства пояснял, что с 1984 года (момента приема его на работу в Межшкольный учебно-производственный комбинат (далее - МУПК) ... и по настоящее время его рабочее место не изменилось - оба учреждения, и ЦИМПО, и МУПК - находились по ... в .... Также не изменились его функции, поскольку и то, и другое учреждение являлись образовательными учреждениями, осуществляющими профессиональное образование и профессиональную ориентацию учащихся. П. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 25.12.2005 года № 25 предусматривает следующее. В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Из представленной истцом уточняющей справки от Дата обезличена года усматривается, что Межшкольный учебно-производственный комбинат (МУПК) ... открыт Дата обезличена года. МУПК ... постановлением администрации ... ... от Дата обезличена года Номер обезличен переименован в Центр интенсивных методов полилдисциплинарного обучения (ЦИМПО). Приказом Управления образования администрации ... от Дата обезличена года ЦИМПО переименовано в Центр дополнительного образования детей Номер обезличен (ЦДО Номер обезличен). Приказом Управления образования администрации ... от Дата обезличена года ЦДО Номер обезличен переименован в Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат Номер обезличен» (МОУ МУК Номер обезличен -л.д. 108). В то же время из уставных документов ЦИМПО следует, что указанное учреждение образовано не путем переименования Межшкольного учебно-производственный комбината (МУПК) ... ..., а путем образования нового учреждения, зарегистрировано постановлением администрации ... ... от Дата обезличена года л.д. 122). Согласно Положению о ЦИМПО, утвержденному постановлением администрации от Дата обезличена года Номер обезличен, целями и задачами УИМПО являются: экономическое обучение и воспитание учащихся 10-11 классов, экономическое обучение учителей района и края, дисциплинарно педагогическое образование учащихся и педагогов; овладение новыми профессиями учащимися и учителями, непрерывное химическое образование учащихся, профессиональная ориентация учащихся, обучение первоначальным навыкам труда, профессиональная подготовка старшеклассников; компьютерное обучение учащихся, программное обеспечение всех видов обучения л.д. 124). Истец в ходе судебного разбирательства пояснял, что его трудовые функции в связи с переходом на работу в ЦИМПО из МУПК не претерпели никаких изменений. Из содержания «Положения о межшкольным учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессионально ориентации учащихся» (утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.1985 года № 80) следует, что основными задачами межшкольного учебно-производственного комбината являются трудовое, профессиональное обучение учащихся, организация общественно полезного, производительного труда школьников, воспитания у них сознательного отношения к труду и общественной собственности, проведение профориентационной работы с учащимися л.д. 207). С учетом пояснений истца в судебном заседании, содержания Положения о ЦИМПО, Положения о МУПК суд приходит к выводу о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку фактически оба учреждения являлись общеобразовательными муниципальными учреждениями, работа в которых не может быть поставлена в зависимость от изменения наименований учреждений при реализации права истца на пенсионное обеспечение. Также из пояснений истца в судебном заседании, представленной им копии трудовой книжки л.д. 11) следует, что в третий и четвертый спорный периоды он работал: в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период работы в должности директора Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей Номер обезличен» с выполнением обязанностей преподавателя по совмещению, в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период работы в должности директора Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат Номер обезличен» с выполнением обязанностей преподавателя по совмещению. Действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и утвержденным им «Списком должностей и учреждений…» предусмотрены как наименование должности директора, так наименование обоих учреждений - «Центр дополнительного образования детей» (п. 2 раздела 2 Списка) и «Межшкольный учебный комбинат» (п. 1.12 раздела 1 Списка). Между тем постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены также «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Подпункт «в» пункта 8 указанных Правил предусматривает, что работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка засчитывается в стаж работы за период до 01.11.1999 года (то есть до даты вступления в силу постановление Правительства от 22.09.1999 № 1067). Между тем третий и четвертый спорные периоды работы истца - с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - хронологически наступили позже Дата обезличена года. П. 4 тех же «Правил исчисления периодов работы…» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) предусматривает следующее. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. В данные периоды работы истца - с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года действовало постановление Правительства от 22.09.1999 № 1067, которым утвержден «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Данным «Списком» предусмотрены как наименование должности директора, так наименование обоих учреждений - «Центр дополнительного образования детей» (п. 15 раздела 2 Списка) и «Межшкольный учебный комбинат» (п. 11 раздела 1 Списка). Тем же постановление Правительства от 22.09.1999 № 1067 утверждены «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждения для детей». Пункт 2 данных «Правил» предусматривает, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих) учреждений, указанных в пунктах 1 - 3, 4 - 7, 9 Списка, включается в выслугу при условии ведения ими преподавательской работы в учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а учреждений среднего профессионального образования (пункт 10 Списка) - при условии ведения ими преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год. При этом пункт 2 указанных «Правил» прямо закрепляет положение о том, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) учреждений, указанных в других пунктах Списка, в выслугу не засчитывается. Пункт 1 «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждения для детей», утвержденных постановлением Правительства от 22.09.1999 № 1067, предусматривает следующее. Работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных «Списком должностей…», утвержденным тем же постановлением Правительства Российской Федерации, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В справке МОУ «Межшкольный учебный комбинат Номер обезличен» указано, что в последние два периода работы - с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - истец выполнял работу по должности директора соответствующего учреждения с выполнением обязанностей преподавателя по совмещению л.д. 109). Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства пояснял, что истец не был принят на должность преподавателя, поскольку имело место совмещение должностей. Однако по сложившейся практике засчитываются периоды работы без принятия гражданина на должность преподавателя при условии выполнения им полной педагогической нагрузкой (18 часов в неделю). В то же время из представленных истцом копий его лицевых счетов, пояснений истца в судебном заседании следует, что в период с 1999 по 2009 годы он работал по должности преподавателя, однако не выполнял по указанной должности полную нагрузку 18 часов в неделю (л.л. ...). При том, что постановление Правительства РФ от 03.04.203 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» устанавливает минимальный размер такой нагрузки в количестве 18 часов в неделю, истца следует считать работавшим менее чем на полную ставку по должности преподавателя, ввиду чего на него не распространяется действие соответствующего пункта «Правил». Учитывая приведенные выше положения действовавшего ранее и действующего в настоящее время законодательства, суд приходит к выводу о том, что работа истца в третий и четвертый спорные периоды - с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - на определенных должностях и в определенных учреждениях не повлекла возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку на дату обращения истца - Дата обезличена года - у истца не имелось необходимого педагогического стажа - не менее 25 лет, требование истца о досрочном назначении с указанной даты трудовой пенсии по старости не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Отказать А. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в ... ... в полном объеме. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в ...вой суд через ... суд ... в десятидневный срок. Судья А.Ю. Заманова Секретарь Решение вступило в законную силу «_____» ______ 200 ___ г. Судья