постановление суда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2010 г. г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Майко П.А.

при секретаре Коваленко Н.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Гладких ФИО4 об оспаривании решения органа государственной власти

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с данным заявлением, мотивируя тем, что он имеет на праве общей долевой собственности 1/2 квартиры по адресу ..., ..., ..., ..., в связи с чем, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, установленного Законом РФ от Дата обезличена Номер обезличен «О налогах на имущество физических лиц». В 2008 г. истцом получено требование Номер обезличен ИФНС по ...у ... об уплате налога на имущество за 2008 г. в сумме Номер обезличен

Указанная сумма налога уплачена истцом в сентябре того же года, что подтверждается чеками ордерами.

Дата обезличена года. истцом получено требование Номер обезличен об уплате налога на имущество за 2009 год, где исчислен налог на текущий год в сумме Номер обезличен рублей 13 копеек, а так же доплата налога на имущество за 2008 год на сумму Номер обезличен 42 копейки к доплате в бюджет.

Заявитель считает данные требования незаконными в части перерасчета налога за 2008 год, а также в части расчета на 2009 год, поскольку налоговым органом применена ставка налога в размере 0.3 % от стоимости объекта налогообложения, соответствующая стоимости всего имущества без учета того факта, что истец владеет лишь 1\2 долей имущества, в связи с чем ставка налога должна составлять 0.1 % от стоимости объекта налогообложения.

В судебном процессе заявитель свои требования поддержал

Представитель ИФНС по ...у ... доводы заявления признал частично, пояснив, что сумма налога за 2009 год взыскана Инспекцией неверно, в требовании указана общая сумма Номер обезличен рублей 14 копеек, хотя данная сумма, с учетом изменения законодательства должна составить 328 рублей 71 копейку. В части доначисления суммы налога за 2008 год, доводы заявления не признает, поскольку до изменений положений Федерального Закона «о налогах а имущество физических лиц», такого объекта налогообложения, как доля в праве собственности не существовало. Перерасчет произведен на основании Письма Минфина РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, которым разъяснено, что доля в праве собственности на имущество не предусмотрена в качестве объекта налогообложения; в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы, определена суммарная инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, в данном случае - квартиры. Таким образом, определение ставки налога на имущество физических лиц в 2008 году исходя из инвентаризационной оценки квартиры, а не доли в ней является законным, так как доля в праве самостоятельным объектом налогообложения не является.

ФИО3 городского Совета Дата обезличенаг. Номер обезличен, при стоимости имущества до Дата обезличена тысяч рублей применялась налоговая ставка 0.099%, от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей 0.1 %, свыше 500 тысяч рублей - 0.3 %.

В связи с чем доначислен налог исходя из инвентаризационной стоимости объекта - квартиры, соразмерно доли в праве, принадлежащей истцу. А поскольку инвентаризационная стоимость объекта превышает Номер обезличен тысяч рублей, то применяется ставка налога в размере 0.3 % от стоимости объекта налогообложения. Т.е. сумма налога рассчитана следующим образом Номер обезличен92(инвентаризационная стоимость объекта - квартиры) * 0.3% (ставка налога) * 1/2 (размер доли в праве налогоплательщика) = Номер обезличен. Поскольку изначально в 2008 году, налог на имущество физических лиц налоговым органом рассчитан неверно, то инспекцией правомерно произведен перерасчет суммы налога на имущество физического лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования Гладких С.Ю. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ч.1 ст.19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом.

Ст. 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить закон установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст. 3 НК РФ Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В соответствии с ч.7 ст. 3 НК РФ Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Таким образом, исходя из положений закрепленных в Конституции РФ и НК РФ обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, распространяется на всех налогоплательщиков, при этом вид, сумма, порядок исчисления, сроки уплаты могу быть установлены только законом.

Из требований приведенных норм следует, что законы о налогах сборах должны содержать четкие и понятные каждому налогоплательщику нормы. Как следствие указанного требования к содержанию норм налогового законодательства, ч.7 ст. 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Четкость, точность и определенность налоговых норм является обеспечением их праильного применения.

Соблюдение принципа равенства налогообложения, гарантированного Конституцией РФ и п.1 ст.3 НК РФ, возможно при наличии достаточно точных налоговых норм, что препятствует вольному толкованию и дискриминационному применению налоговых норм соответствующими органами в отношениях с налогоплательщиками.

Из смысла приведенных норм, налги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применятся в зависимости, от каких либо обстоятельств.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 13.03.2008 г. № 5-П принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

Ст.1 НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

В соответствии со ст.12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, региональные и местные.

Ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам

Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Закон «О налогах на имущество физических лиц » связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона « о налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение, сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество. Однако такой объект налогообложения как доля вправе собственности введен только с Дата обезличена года.

Ст. 3 вышеназванного закона установлено, что ставки налога на строения, помещения, сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям

Решением от Дата обезличена г. Номер обезличен « О местных налогах на территории города Красноярска» установлены следующие ставки для жилых помещений: для имущества, стоимость которого составляет до Номер обезличен тыс. руб. - 0.099% для имущества, стоимость которого составляет от Номер обезличен тыс. руб. до Номер обезличен тыс. руб. - 0.1 % для имущества, стоимость которого составляет свыше Номер обезличен тыс. руб. - 0.3%

В соответствии со ст. 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки, налоговой базы и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 5 Федерального Закона « о налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами.

В судебном заседании установлено, что Гладких С.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит 1Номер обезличен доля квартиры Номер обезличен по ... в ....

Из буквального содержания положений п.2 ст.1 и ст. 3 Закона «О налогах на имущество физических лиц», следует, что ставка налога на имущество должна определятся в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества соразмерно доли налогоплательщика в этом имуществе. Т.е. инвентаризационная стоимость объекта для определения размера налоговой ставки должна быть учтена соразмерно его доли в этом имуществе.

Иное противоречит принципам равенства налогообложения, приводит к необоснованному завышению ставок налога на имущество в отношении налогоплательщиков, которым принадлежит доля в праве собственности на имущество.

Налоговым уведомлением Номер обезличен от Дата обезличена г. налогоплательщику Гладких С.Ю. указанно на обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2008 год, в соответствии с которым объектом налогообложения является 1/2 доля квартиры Номер обезличен по ... в .... Также в налоговом уведомлении приведен расчет налоговой базы, из которого следует, что при его расчете стоимость налоговой базы равна Номер обезличен, а применимая налоговая ставка равна 0.1 %. По результатам данного расчета размер налога составил Номер обезличен рублей 71 копейка.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2008 год в размере, приведенном в налоговом уведомлении Номер обезличен от Дата обезличена г. Гладких исполнена, что подтверждается платежными документами.

Вместе с тем, требованием Номер обезличен налогоплательщику Гладких С.Ю. указано на обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2009 год, а также обязанность по уплате недоимки налога на имущество физически лиц за 2008 год, в результате перерасчета. В соответствии с указанным требованием объектом налогообложения также является квартира Номер обезличен ... в ..., 1/2 доля которой принадлежит Гладких С.Ю. Налоговая ставка данном требовании составляет 0.3 % от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта налогообложения - квартиры.

Также проведен перерасчет налога на имущество за налоговый период 2008 год, где объект налогообложения не изменился, его стоимость осталась прежней, однако применена налоговая ставка уже в размере 0.3 %.

Представитель ИФНС по ...у в ..., пояснила, что порядок расчета налога в 2008 г. производился по ставке, ответствующей инвентаризационной стоимости доли имущества Гладких С.Ю., и поскольку стоимость его доли не превышает 500 тысяч рублей, применена ставка 0.1 %, однако в дальнейшем в связи с разъяснениями Минфина РФ, налоговая ставка стала применяться исходя из стоимости всего объекта недвижимости, а не из стоимости доли заявителя. Инвентаризационная стоимость указанной квартиры, поступила в Инспекцию из Межрайонного отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ..., и составляет Номер обезличен рубля 92 копейки.

В связи с чем, в 2009 году применена налоговая ставка 0.3 % (стоимость объекта превышает 500 тыс. рублей), а так же произведен перерасчет за 2008 год.

Из установленных обстоятельств следует, что в 2008 году при расчете налога на имущество физических лиц налоговым органом была применена налоговая ставка исходя из стоимости, принадлежащей налогоплательщику Гладких С.Ю. доли в имуществе, являющейся объектом налогообложения, а именно в размере 0.1 %. Тогда как, в 2009 году при установлении размера налоговой ставки за основу взят стоимость всего объекта недвижимости, в котором налогоплательщику принадлежит лишь 1/2 доля, то есть применена налоговая ставка 0.3 %. На основании такого порядка, произведен перерасчет и за 2008 год.

В ст. 38 НК РФ, приведено понятие объекта налогообложения - имущества, согласно которого, под имуществом понимаются иды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

В п. 1 ст.11 НК РФ установлено, что институт, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующей отрасли законодательства.

Ст. 210 ГК РФ делает акцент на те расходы, которые должен нести собственник в отношении, принадлежащего ему имущества. Данная норма акцентирует внимание на том, что помимо наличия у собственника указанных в ст. 209 ГК РФ прав, на него возлагаются и обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества.

Таким образом, с конкретным объемом, принадлежащего лицу имущества, законодатель связывает наступление обязанности по его содержанию, в том числе уплате, предусмотренных законом налогов, соразмерно именно тому размеру имущества, которое принадлежит гражданину.

Согласно ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Ч.2 указанной нормы установлено, что имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

П.п. 2,3 ст. 252 ГК РФ, устанавливают, что участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Ст. 246 ГК РФ определяет право участника общей долевой собственности самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся в долевой собственности.

Статьей. 249 ГК РФ четко установлен объем бремени несения расходов по содержанию имущества, находящегося в общей долевой собственности, в соответствии с которым каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Из смысла приведенных норм следует, что в ГК РФ под долей понимается не доля в имуществе, а доля в праве общей долевой собственности.

Исходя из системного анализа всех приведенных норм действующего законодательства, с учетом понятия имущества, принадлежащего лицу, а так же при толковании актов законодательства о налогах и сборах, неясно содержание понятие объекта налогообложения в виде имущества, но в тоже время имеющих ссылку на виды объектов гражданских прав, относимых к имуществу ГК РФ, которым четко установлено, что собственник несет бремя содержания имущества именно соразмерно тому размеру, который ему принадлежит. В данном случае установлено, что Гладких С.Ю. принадлежит не весь объект недвижимости, а лишь 1/2 доля квартиры.

В отношении расчета за 2009 год суд установил, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2009 год является завышенной, поскольку в соответствии с внесенными Федеральным законом от Дата обезличена Номер обезличенФЗ поправками инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснила, что в расчет за 2009 год произведен неверно, поскольку при исчислении налоговой базы взята инвентаризационная стоимость всего объекта, а не инвентаризационная стоимость доли заявителя, в требовании указана общая сумма 986 рублей 14 копеек, хотя данная сумма должна составлять 328 рублей 71 копейку, в связи с чем, налогоплательщику будет сделан перерасчет.

Таким образом, толкуя законодательство в пользу налогоплательщика, суд приходит к выводу, что сумма налога на имущество за 2008 год, Гладких С.Ю., находящегося в общей долевой собственности, должна рассчитываться не из инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимости, а из инвентаризационной стоимости доли Гладких в данной квартире, в размере 0.1 %

На основании изложенного, действия Инспекции федеральной налоговой службы РФ по ...у ... по применению налоговой ставки исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимости, а не из принадлежащей заявителю доли, в размере 0.3 % при расчете налога на имущество физических лиц в отношении налогоплательщика Гладких С.Ю. за 2009 год и при производстве перерасчета за 2008 год, противоречат требованиям законодательства, и следовательно являются незаконными.

Довод представителя ИФНС по ...у ..., что в соответствии с Письмом Минфина РФ изменился порядок определения ставки налога за 2008 год несостоятелен

По мнению суд, налоговый орган допускает произвольное толкование Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц», ни одна из норм закона не предусматривает определение ставки налога на имущество, которое принадлежит нескольким собственникам исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта.

Из положений ст. 3 Закона о том, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной стоимости, также не усматривается, что если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то при определении суммарной инвентаризационной стоимости имущества должна учитываться инвентаризационная стоимость объекта в целом.

Применение налоговым органом Закона « О налогах на имущество физических лиц » в свете нового толкования нарушает принцип равенства налогового бремени, так как у лиц, имеющих доли в праве собственности на объект, возникает обязанность уплаты налога по ставке, не зависящей от размера доли принадлежащего им имущества.

Письмо Министерства финансов РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, давшее новое толкование положениям Закона « О налогах на имущество физических лиц», не может применятся, так как оно официально не опубликовано, не зарегистрировано в установленном порядке в министерстве юстиции РФ и противоречит законодательству о налогах и сборах.

Более того, оснований для применения нового порядка так же не имелось, поскольку в 2008 году никаких изменений в налоговое законодательство не вносилось. Более того, любые вносимые изменения не могли ухудшить положения налогоплательщика, так как это запрещено ст. 57 Конституции РФ.

Ссылка представителя ИФНС по ...у ... на нормативность письма Министерства финансов РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, является также несостоятельной, поскольку обязательность таких разъяснений установлена, лишь для налоговых органов, тогда как суд не связан такими разъяснениями, поскольку именно путем обращения в суд за защитой нарушенного права гражданин имеет возможность восстановить нарушенное право, вследствие верного толкования и устранения неясностей, выявленных в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях. Указанное письмо носит информационно-разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и борах.

Более того, ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются решением Красноярского городского Совета в зависимости от инвентаризационной стоимости и типа имущества, в вязи с чем, суд считает, что применение одной и той ставки налога на имущество по отношению к налогоплательщикам, обладающих разной долей в имуществе - ставит в неравные права налогоплательщиков, нарушает права физических лиц, обладающих долей в имуществе.

То обстоятельство, что налоговый орган в различные налоговые периоды применяет различные подходы к определению налоговой базы, по мнению суда, свидетельствует о наличии неясности и неопределенности в установлении налоговой базы, относительно налога на имущество физических лиц. А все неясности налогового законодательства в силу п. 7 ст. 3 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика

Таким образом, действия Инспекции федеральной налоговой службы РФ по ...у ... по применению налоговой ставки исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимости, а не из принадлежащей заявителю доли, в размере 0.3 % при расчете налога на имущество физических лиц в отношении налогоплательщика Гладких С.Ю. за 2009 год и при производстве перерасчета за 2008 год, противоречат требованиям законодательства, и следовательно являются незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требование ИФНС по ...у ... Номер обезличен по состоянию на Номер обезличен 2009 г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 год на имя Гладких ..., признать незаконным в части возложения обязанности по уплате налога за 2009 год в сумме 986 рублей 42 копейки и обязанности по доплате налога за 2008 год в сумме Номер обезличен рублей 42 копейки.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении 10 дней с момента получения мотивированного текста решения, которое можно получить в канцелярии суда через 5 дней.

Председательствующий Майко П.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200