РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 марта 2010 года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Кусинова П.П., с участием прокурора Коротковой Е.В., при секретаре Кривцовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах ветерана ВОВ Ляминой ФИО11 к администрации Октябрьского района г.Красноярска о признании действий незаконными и возложении обязанности по восстановлению в очереди нуждающихся в жилых помещениях, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г.Красноярска в интересах ветерана ВОВ Ляминой Ф.Г. обратился в суд с заявлением к администрации Октябрьского района г.Красноярска о признании действий незаконными и возложении обязанности по восстановлению в очереди нуждающихся в жилых помещениях, мотивируя тем, что Лямина Ф.Г. с Дата обезличенаг. состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участник ВОВ» составом семьи 1 человек. Распоряжением главы администрации Октябрьского района от Дата обезличенаг. Номер обезличенР на основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Октябрьского района (протокол от Дата обезличена Номер обезличен) Лямина Ф.Г. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно: превышение установленной учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска и составление ее более Номер обезличен кв.м. на одного человека в соответствии с постановлением администрации г.Красноярска Номер обезличен от Дата обезличенаг. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска». Однако, поскольку Лямина Ф.Г. является ветераном Великой Отечественной войны, на неё распространяются положения Закона Красноярского края от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», в соответствии с п.1 ч.1 которого размер общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет Номер обезличен кв.м. общей жилой площади - на одиноко проживающего гражданина. Лямина Ф.Г. зарегистрирован и проживает по адресу: ..., ..., ..., ... вместе с дочерью ФИО4. Данное жилое помещение находится в собственности ФИО4, что подтверждается свидетельством о регистрации права от Дата обезличенаг. За Ляминой Ф.Г. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрированы. Также она не является нанимателем, жилого помещения по договору социального найма. Кроме этого, в нарушение требований ст.56 ЖК РФ, решение о снятии с учета Ляминой Ф.Г. принято Дата обезличенаг., а обстоятельства, являющиеся основанием принятия решения о снятии с учета в качестве нуждающихся, были выявлены в марте 2009г. Просит признать действия администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Ляминой Ф.Г. во внеочередном списке незаконными. Обязать администрацию Октябрьского района восстановить Лямину Ф.Г. в очереди нуждающихся в жилых помещениях по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник ВОВ». В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Красноярска Короткова Е.В. на указанных требованиях настаивает, подтвердив вышеизложенные обстоятельства по делу. Представитель администрации Октябрьского района г.Красноярска Наболь Е.А. (действующая по доверенности от Дата обезличенаг.) и представитель министерства социальной политики Красноярского края Евстифеева Н.Г. (действующая по доверенности от Дата обезличенаг.) с заявлением прокурора не согласны, суду пояснили, что действия главы администрации Октябрьского района г.Красноярска о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Ляминой Ф.Г. в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма являются законными, поскольку Лямина Ф.Г зарегистрирован и проживает вместе с дочерью ФИО4 в квартире, принадлежащей её дочери, по адресу: ..., ..., ..., ..., общей площадью Номер обезличен кв.м., в том числе жилой Номер обезличен кв.м., размер общей площади жилого помещения на одного человека составляет более 12 кв.м., т.е. превышает учетную норму площади жилого помещения на территории г.Красноярска. Выслушав указанных участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 5 6 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со для принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Пункт 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно п.З ч.1 ст. 15 Закона РФ от 12.01.1995г. №5-Ф «О ветеранах» участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1.03.2005г. обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно ч.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-5013 "О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" норма общей площади жилья, учитываемая при определении средств на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Красноярского края в собственность граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанных в пунктах 1-6 статьи 1 настоящего Закона, либо на предоставление жилого помещения на территории Красноярского края в собственность, составляет на одиноко проживающего гражданина -36 квадратных метров общей площади. В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. В судебном заседании установлено, что Лямина Ф.Г. является ветераном Великой Отечественной войны, женой умершего участника ВОВ, инвалидом Номер обезличен группы что подтверждается удостоверением Номер обезличен Номер обезличен, справкой военного комиссариата от Дата обезличенаг., справкой МСЭ Номер обезличен. Согласно выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета Лямина Ф.Г. зарегистрирована с Дата обезличенаг. и проживает в квартире ... по ...ДЗ ... общей площадью Номер обезличен кв.м., жилой Номер обезличен кв.м. принадлежащей согласно свидетельств о регистрации права на праве собственности ФИО4, ФИО8, ФИО7 по 1/3 доли каждому. Согласно имеющихся в деле справок регистрационных органов Лямина Ф.Г. в г.Красноярске в собственности жилья не имеет. Согласно выписки из решения жилищной комиссии администрации Октябрьского района в г.Красноярске от Дата обезличена года Лямина Ф.Г. поставлена на очередь по улучшению жилищных условий по категории «Участники ВОВ». До 1 марта 2005г. принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, основывалось на положениях ст. 28-37 ЖК РСФСР и Примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984г. № 335. Статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Согласно ч.2 ст. 29 ЖК РСФСР граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Так, в соответствии с пп. а п.7 Постановления Совмина РСФСР «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003, действующий до 01 марта 2005г.) для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 настоящих Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Таким образом, поскольку основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали Ляминой Ф.Г. право на получение жилых помещений по договорам социального найма, не утрачены, в отношении ее нарушены сроки снятия с учета предусмотренные ст.56 ЖК РФ, действия администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию её с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются незаконными, в связи с чем, на администрацию Октябрьского района в г.Красноярске следует возложить обязанность устранить допущенное нарушение права путем восстановления Лямину Ф.Г. в очереди нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник Великой Отечественной войны». На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию Ляминой ФИО12 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном списке незаконными. Обязать администрацию Октябрьского района г.Красноярска восстановить Лямину ФИО13 в очереди нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник Великой Отечественной войны». Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней через Октябрьский районный суд г.Красноярска. Председательствующий:
договору социального найма;
исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга;
органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство
жилого помещения;
или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием
принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа,
осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.