Дело № 2-4420/10 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2010г. г.Красноярск Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего Барановой С.М., с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска Лавейкиной Н.А., при секретаре Тарадиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц – Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» о понуждении разработать и согласовать правила внутреннего контроля, УСТАНОВИЛ: Истец прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> понуждении разработать и согласовать с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу (далее МРУ «Росфинмониторинг» по СФО) Правила внутреннего контроля, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете с ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 2 Устава видами деятельности ООО являются: предоставление краткосрочных займов гражданам; ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (имущество); хранение вещей; оказание консультационных и информационных услуг в вышеуказанных областях деятельности. В соответствии с представленной информацией МРУ «Росфинмониторинг» по СФО ответчик состоит у них на учете, однако правила внутреннего контроля до настоящего времени не согласованы, что является нарушением требований Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Бездействие ответчика, выразившееся в не разработке и не согласовании с Росфинмониторингом по СФО правил внутреннего контроля затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Лавейкина Н.А. поддержала требования по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, просила о понуждении <данные изъяты>» разработать и согласовать с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу Правила внутреннего контроля. Ответчик Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен заказным письмом, которое вернулось в адрес суда с отметкой «истек срок хранения», извещение о дате судебного разбирательства и копия искового заявления с приложенными документами направлялось судом по адресу, указанному в иске и в выписке из единого государственного реестра юридических лиц: <адрес>16, что расценивается судом как злоупотребление ответчиком процессуальными правами, проявлением отсутствия заинтересованности в исходе дела и приравнивается к надлежащему уведомлению ответчика о дате слушания дела. Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. 3- е лицо Федеральная служба по финансовому мониторингу межрегиональное Управление по Сибирскому Федеральному округу в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, ранее представили ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Свою позицию изложили в отзыве, согласно которому ООО Ломбард «АЗИМУТ-ИНВЕСТ» состоит на учете в МРУ «Росфинмониторинг» по СФО с ДД.ММ.ГГГГ Правила внутреннего контроля от ООО Ломбард «АЗИМУТ-ИНВЕСТ» на согласование в МРУ «Росфинмониторинг» не поступали. Тем самым, не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Учитывая мнение истца, иск рассмотрен в заочном порядке. Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ №, Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» зарегистрировано в реестре юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ за №, состояние юридического лица – действующее. Адрес местонахождения юридического лица: <адрес>16. В соответствии с уставом Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ протоколом общего собрания учредителей, основными видами деятельности общества являются: предоставления краткосрочных займов гражданам, хранение вещей, оказание консультационных и информационных услуг; ломбард также вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью. Для осуществления своей деятельности общество вправе заключать договора с предприятиями и организациями всех форм собственности, а также с гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью. На основании статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. 27.07.2010г.) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в этих целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для организаций - со дня вступления в силу Постановления № 6 от 08.01.2003г. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. В ходе проведенной проверки прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска было установлено, что ответчик до настоящего времени не разработал и не согласовал с МРУ «Росфинмониторинг» по СФО Правила внутреннего контроля, чем нарушило требования вышеуказанного закона. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц По данному делу прокурором подано заявление в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц –Российской Федерации, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С учетом освобождения прокурора об уплаты судебных расходов при обращении с иском в суд, с ответчика подлежит взысканию в доход государства 4000 рублей, как с требований неимущественного характера. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» разработать и согласовать с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу Правила внутреннего контроля. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» госпошлину в доход в государства 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней. Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней с момента получения его копии. Председательствующий: С.М.Баранова