Дело №2-211/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Красноярск 18 января 2011 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе: Председательствующего судьи: В.М.Барсукова, При секретаре: Т.А.Степановой, При участии: Помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска: Н.А.Лавейкиной Представителей ответчиков: МДОУ «Детский сад №206»: заведующей И.В.Логиновой, Администрации г. Красноярска: Е.Ю.Глебовой (по доверенности №01-9715 от 21.12.2010 года), Представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: Главного управления образования администрации г. Красноярска: Н.Н. Быковой (по доверенности №43 от 13.12.2010 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Красноярска к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» №206 об обязании ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №206 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» с требованиями: обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда – двери эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся более 15 человек сделать шириной не менее 1,2 м.; воздуховоды системы вентиляции при прохождении через противопожарные преграды оборудовать огнезадерживающими клапанами; подвальное помещение отделить от общей лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой первого типа на всю высоту этажа; в каждом отсеке подвала установить не менее двух люков или окон размерами 0,9х1,2 м.; в остекленении лестничных клеток установить фрамуги площадью 1,2 кв.м.; провести эксплуатационные испытания ограждения кровли; навес крылец (на выходе в ясельную группу, центральный вход, вход в пищеблок) выполнить из не горючих материалов; определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по ПУЭ для складских и производственных помещений в помещении детского сада. Исковые требования мотивированы тем, что 09 августа 2010 года государственным инспектором г. Красноярска, Красноярского края проведена проверка соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МДОУ №206. В ходе проведенной проверки в МДОУ №206 установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Последняя внеплановая проверка в МДОУ №206 проведена 28 апреля 2009 года, в ходе которой были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Неисполнение предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в здании Учреждения, на безопасность при чрезвычайных ситуациях (при пожаре). Несовершеннолетние лица, а так же их законные представители, в соответствии с абзацами 12, 13 Письма заместителя председателя Красноярского краевого суда Асташова С.В. от 25 февраля 2007года №П-119 «О правовом положении прокурора в гражданском процессе», по признаку нецелесообразности привлечения в процессе в качестве истцов, относится к неопределенному кругу лиц, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, а именно требования заявлены к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №206» и Администрации г. Красноярска. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска, Лавейкина Н.А., уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МДОУ №206 исковые требования признала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что на устранение ряда указанных нарушений будет выделено дополнительное финансирование, смета на выполнение работ по реконструкции еще не готова. Кроме того, суду пояснила, что здание, в котором расположен детский сад 1967 года постройки и устранение нарушений, затрагивающих конструкции здания невозможно без перестройки и нарушения строительных конструкций здания. Представитель ответчика, Администрации г. Красноярска исковые требования не признала, дополнительно суду пояснила, что Администрация г. Красноярска необоснованно привлечена в качестве ответчика, так как указанное дошкольное учреждения находятся в ведении Управления Образования администрации Октябрьского района г. Красноярска которое и является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансирование данного дошкольного образовательного учреждения. Представитель привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика Главного управление образования администрации г. Красноярска, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, дополнительно суду пояснила, что деньги на устранение части выявленных нарушений уже выделены. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии со ст. 37 указанного Закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 14 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Как установлено в ходе судебного разбирательства, в ходе внеплановой проверки проведенной Отделом государственного пожарного надзора по г. Красноярску 09 августа 2010 года выявленные следующие нарушения: - двери эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся более 15 человек шириной менее 1,2 м. - п. 6.16 СНиП 21-01-97*; воздуховоды системы вентиляции при прохождении через противопожарные преграды не оборудованы огнезадерживающими клапанами - п. : 7.11.13 СНиП 41-01-03; подвальное помещение не отделено от общей лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой первого типа на всю высоту этажа — п. 1.97 СНиП 2.08.02-89*; в каждом отсеке подвала отсутствует не менее двух люков или окон размерами 0,9 х 1,2 м. - п. 1.12 СНиП 2.08.02-89*; в остеклении лестничных клеток отсутствуют фрамуги площадью 1,2 кв.м. - п.4.21 СНиП 2.01.02-85*; не проведены эксплуатационные испытания ограждения кровли - п. 41 ППБ 01-03; навес крылец (на выходе в ясельную группу, центральный вход, вход в пищеблок) выполнен из горючих материалов - п. 1.14 прим. 7 СНиП 2.08.02-89*; не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ для складских и производственных помещений - п. 33 ППБ 01-03. Указанные нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте проверки №2936 от 22 октября 2008 года. Также 22 октября 2008 года государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому МДОУ №206 предписывалось в срок до апреля 2009 года устранить указанные нарушения. В то же время, в актах проверок №1869 от 09 августа 2010 года, №984 от 28 апреля 2009 года вновь содержится указание на наличие указанных нарушений требований пожарной безопасности, из чего следует, что они не были устранены. Доказательств устранения указанных нарушений суду ответчиком не предоставлено. Доводы о том, что на устранения части указанных нарушений выделено финансирование также об устранении нарушений на дату рассмотрения настоящего дела не свидетельствует. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют, в частности, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 37 указанного Закона). Согласно ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в частности, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Как следует из представленного суду устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №206 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», учредителем данного муниципального учреждения (п. 1.7 Устава) является администрация г. Красноярска, финансирование МДОУ осуществляется из бюджета г. Красноярска (п. 4.2 Устава). При этом МДОУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у МДОУ указанных средств ответственность по обязательствам несет его Учредитель. Наряду с этим п. 4.3 Устава установлено, что имущество МДОУ находится в муниципальной собственности города Красноярска, закрепляется за МДОУ на праве оперативного управления, которое возникает с момента фактической передачи имущества. В соответствии с ч.1 ст. 39 ФЗ «Об образовании», за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Таким образом, суд приходит к выводу, что здания, строения и сооружения, передаваемые образовательному учреждению его учредителем, должны быть пригодными для осуществления целей и задач, поставленных перед образовательным учреждением его учредителем, в том числе – отвечать всем требованиям обязательных норм и правил (в том числе- обязательных норм и правил противопожарной безопасности), предусмотренных для безопасной эксплуатации зданий в целях, определенных учредителем учреждения не только на момент его передачи учреждению, но и в течение всего срока его эксплуатации. Из вышеуказанных положений Закона «Об образовании» следует, что финансирование расходов по содержанию и эксплуатации зданий, передаваемых образовательному учреждению на правах оперативного управления, возлагается на собственника передаваемых зданий – то есть - на соответствующий орган местного самоуправления. Часть 2 ст. 209 ГК РФ предусматривает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Наряду с этим ст. 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствие со ст. 296 ГК РФ, учреждение … за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Глава 19 ГК РФ, определяющая правомочия права оперативного управления, не предусматривает правомочия учреждения по собственному усмотрению, без указаний собственника, за собственный счет, производить какие-либо изменения конструкций здания, осуществление неотделимых улучшений здания, изменение целевого назначения отдельных его помещений, равно как и демонтаж отдельных конструктивных элементов недвижимого имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления. Статья 32 Закона «Об образовании» предусматривает, что материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, а также привлечения для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита относится к компетенции образовательного учреждения. В то же время, оборудованием помещений не может трактоваться как обязанность образовательного учреждения по осуществлению реконструкции недвижимого имущества, преданного учреждению на праве оперативного управления, а (в контексте соблюдения требований пожарной безопасности) сводится к размещении в помещениях средств пожаротушения, предусмотренной обязательными правилами информацией об эвакуации, других правил, а также размещение инвентаря и оборудования, используемого при осуществлении уставной деятельности в соответствие с требованиями обязательных норм и правил пожарной безопасности. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса возложена именно на образовательное учреждение. Наряду с этим, ни законом «Об образовании», ни уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №206 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», не предусмотрена ни возможность издания обязательных к исполнению распоряжений и ненормативных актов, предусматривающих безусловное предоставление данному образовательному учреждению любыми третьими лицами дополнительного финансирования, ни обязанность учреждения по осуществления предпринимательской деятельности в целях устранения недостатков переданных образовательному учреждению зданий, строений и сооружений. Изложенное согласуется с правилами ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, из чего следует, что привлечение денежных средств для реализации задач, поставленных перед учреждением собственником-учредителем, не является основной целью создания данных юридических лиц. С учетом вышеизложенного суд считает несостоятельными доводы представителя администрации г. Красноярска о том, что администрация г. Красноярска, являющаяся собственником здания, переданного на праве оперативного управления ответчику - образовательному учреждению, не является надлежащим ответчиком по иску, связанному с возложением обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности, устранение которых сопряжено с изменением конструктивных деталей объекта недвижимого имущества, занимаемого образовательным учреждением (в том числе – системы вентиляции, остекления, и навесов крылец). Исходя из выше указанного суд находит пояснения представителя администрации г. Красноярска о том, что Администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по данному иску не состоятельными и во внимание их не принимает. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска в части обязании Муниципального дошкольного образовательного учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников №206», администрации г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: выполнить в здании «ДОУ №206», расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «А»: воздуховоды системы вентиляции при прохождении через противопожарные преграды оборудовать огнезадерживающими клапанами; в остеклении лестничных клеток установить фрамуги площадью 1,2 кв.м.; провести эксплуатационные испытания ограждения кровли, навес крылец (на выходе в ясельную группу, центральный вход, вход в пищеблок) выполнить из не горючих материалов; определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ для складских и производственных помещений детского сада подлежащими удовлетворению. Разрешая вопрос по исковым требованиям: двери эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся более 15 человек сделать шириной не менее 1,2 м.; подвальное помещение отделить от общей лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой первого типа на всю высоту этажа; в каждом отсеке подвала установить не менее двух люков или окон размерами 0,9 х 1,2 м., суд считает необходимым в их удовлетворении отказать по следующим основаниям: Согласно ст. 4 ФЗ РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Судом установлено, что на основании декларации пожарной безопасности от 30 апреля 2010 года №04401371-03419-5.22 и отчета по расчету оценки пожарного риска объекта защиты судом установлено: МДОУ «Детский сад» №206, расположенного в г. Красноярске, по ул. Тотмина, 11Г индивидуальный пожарный риск в указанном учреждении не превышает допустимое значение, установленное Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в том числе – в отношении соблюдений требований по времени эвакуации воспитанников данного образовательного учреждения. Судом установлено, что МДОУ «Детский сад №206» расположен в здании распложенном по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, 11 Г, построенном и введенном в эксплуатацию в 1967 году, что также сторонами не оспаривается, а, кроме того, подтверждается выпиской из технического паспорта, имеющейся в материалах дела. В соответствие со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать обстоятельства, положенные стороной в обоснование заявленных требований. В то же время, истцом суду не предоставлено доказательств, подтверждающих, что производство требуемых истцом работ по изменению строительных конструкций здания 1967 года постройки, занимаемого ответчиком: по возведению дополнительной противопожарной перегородки, увеличение ширины дверных проемов, а также оборудование дополнительных люков-окон в каждом отсеке подвала будет безопасно не создаст угрозы для устойчивости здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, 11 Г и такая реконструкция не повлечет обрушения указанного здания, то есть - не создаст дополнительной угрозы для жизни и здоровья воспитанников и работников данного дошкольного образовательного учреждения и исполнение заявленных исковых требований в данной части не повлечет нарушение других обязательных к исполнению требований, связанных с обеспечением устойчивости зданий. РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Красноярска удовлетворить частично: обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №206», администрацию г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: выполнить в здании «ДОУ №206», расположенном по адресу: н. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «А»: воздуховоды системы вентиляции при прохождении через противопожарные преграды оборудовать огнезадерживающими клапанами; в остеклении лестничных клеток установить фрамуги площадью 1,2 кв.м.; провести эксплуатационные испытания ограждения кровли, навес крылец (на выходе в ясельную группу, центральный вход, вход в пищеблок) выполнить из не горючих материалов; определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ для складских и производственных помещений детского сада. В удовлетворении требований об обязании Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №206», администрацию г. Красноярска: двери эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся более 15 человек сделать шириной не менее 1,2 м.; подвальное помещение отделить от общей лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой первого типа на всю высоту этажа; в каждом отсеке подвала установить не менее двух люков или окон размерами 0,9 х 1,2 м. отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, через Октябрьский районный суд г. Красноярска. Судья: подпись В.М. Барсуков. Решение вступило в законную силу