Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 февраля 2011 года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе: председательствующего Косовой Е.В. с участием представителя заявителя Б., представителя заинтересованного лица Ш. при секретаре Юровой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алберова об обжаловании бездействия Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Алберова Н.П. обратилась в суд с заявлением об обжаловании бездействия Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> и просила признать незаконным бездействие Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> и обязать их рассмотреть по существу заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта - магазина промышленных товаров по адресу: <адрес>, требованиям технических регламентов и проектной документации и принять решение о выдаче заключения о соответствии отреконструированного объекта или об отказе в выдаче такого заключения, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ Алберовой Н.П. было получено разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства: реконструкция нежилых помещений №, 105, 106 в магазин промышленных товаров, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ письмом № Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес> была извещена о завершении работ по реконструкции объекта. По факту завершения работ по реконструкции Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> была проведена итоговая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки №-ДПО от ДД.ММ.ГГГГ. Предписаний об устранении выявленных нарушений составлено не было. Несмотря на указанное обстоятельство, Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес> направило ей письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается, что осуществление строительного надзора не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес> с заявлением о выдаче заключения о соответствии построенного объекта - магазина промышленных товаров, по указанному выше адресу, требованиям технических регламентов и проектной документации. В ответ на указанное заявление Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что осуществление строительного надзора и выдача заключения о соответствии реконструированного объекта не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в Службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес> с заявлением о выдаче заключения о соответствии построенного объекта. К заявлению были приложены документы, подтверждающие соответствие результатов работ по реконструкции объекта «Реконструкция нежилых помещений №, 105, 106 в магазин промышленных товаров» требованиям технических регламентов, проектной документации: заключение ГУПР по КК №; заключение пожарно-технической экспертизы №; заключение пожарно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ; заключение министерства природных ресурсов №; паспорт на нежилое помещение №; программа производственного контроля №; протокол измерений физических факторов (технический отчет №); экспертное заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам магазина №; санитарно-эпидемиологическое заключение №; заключением по результатам технического состояния строительных конструкции нежилого помещения №, а также другие документы. В ответ на указанное заявление Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на те обстоятельства, что действующее законодательство не предусматривает обязанности органов, осуществляющих государственный строительный надзор, выдавать заключение о соответствии либо решение об отказе в выдаче такого заключения, в случае когда фактически государственный надзор в процессе реконструкции не осуществлялся. Вышеуказанные обстоятельства указывают на бездействие Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, которая в соответствии с п.16 Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» должна была либо принять решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения, но не совершила ни одно из указанных действий. Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес> после получения заявления (первоначального) от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта, не приняла решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения, тем самым бездействие Службы нарушает права и свободы заявителя, закрепленные ст.34, 35 Конституции РФ, ст.209 ГК РФ, а именно право на свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. В судебном заседании представитель заявителя – Б. на заявлении Алберовой Н.П. настаивал, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Представитель заинтересованного лица – Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> Ш. с заявлением не согласилась и просила отказать в удовлетворении требований, суду пояснила, что Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, согласно Положения о Службе, утвержденного постановлением Правительства красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственный строительный надзор на территории <адрес>. Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса РФ. Порядок осуществления государственного строительного надзора и процедура выдачи заключения о соответствии регламентировано Постановлением Правительства РФ от 01,02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации". Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Извещение о начале строительных работ по реконструированному помещению в адрес службы не поступало. Согласно ст.10 Порядка проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется: а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений; г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Службы поступило извещение о сроках завершения работ, подлежащих проверке, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства. На основании поступившего извещения государственным инспектором, в рамках приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-ГСН проведена проверка объекта капитального строительства «Реконструкция нежилых помещений №, 105, 106» в магазин промышленных товаров, по адресу: <адрес>. При проведении проверки было установлено, что Алберова Н.П. на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ является застройщиком объекта и выполнила следующие работы по реконструкции помещений: демонтаж части плит перекрытия для устройства внутренней лестницы, ведущей с первого этажа в подвальное помещение, устройство лестницы из монолитных железобетонных ступеней по косоурам из стальных прокатных профилей на стальных стойках, устройство наружной лестницы, ведущей в подвальное помещение, устройство дверного проема в кирпичной несущей стене подвального помещения, устройство ограждающих стенок наружной лестницы, демонтаж перегородок, устройство новых внутренних перегородок, закладка двух существующих дверных проемов подвального этажа, со стороны лестничной клетки кирпичом, замена оконных и дверных блоков, выполнены отделочные работы. Данные работы в соответствии с п.14 ст.1 ГрК являются реконструкцией. То есть, государственный строительный надзор осуществляется только в процессе осуществления строительных работ, а в данном случае при проведении проверки было установлено, что строительные работы на объекте выполнены в полном объеме. Кроме того, Объект эксплуатируется по прямому назначению в качестве магазина промышленных товаров (расставлено торговое оборудование, ведется обслуживание покупателей, производится продажа товаров). В связи с чем, Алберовой Н.П. был направлен от ДД.ММ.ГГГГ № ответ о том, что реконструкция завершена до подачи извещения о завершении работ, и что государственный надзор на стадии эксплуатации не осуществляется. О чем было сообщено заявителю и в последующих ответах на обращения. После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. В соответствии с п.7 Порядка орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии. Согласно п. 27 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006)") Результат проведенной итоговой проверки оформляется актом, составляемым по образцу, приведенному в Приложении N 7 к настоящему Порядку. Указанный акт является основанием для обращения застройщика или заказчика за выдачей Заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. То есть итоговая проверка предшествует выдаче заключения о соответствии и является основанием для выдачи заключения о соответствии. По данному объекту итоговая проверка не проводилась, акт составленный по результатам проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ не является актом итоговой проверки, акт от ДД.ММ.ГГГГ всего лишь фиксирует объем выполненных работ на объекте и факт эксплуатации. После проведения итоговой проверки, в случае если нарушений не выявлено, то застройщик подает заявление о выдаче заключения о соответствии. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается в течение 10 дней и выдается в форме утвержденной Правительством. Данная процедура четко регламентирована Постановлением Правительства и не может быть изменена. Алберова Н.П. подала обращение о выдаче заключения о соответствие в нарушение процедуры предусмотренной Постановлением Правительства № 54, в связи с чем Службой в адрес Алберовой Н.П. был направлен разъяснительный ответ, о том что на данной стадии заключение выдано быть не может. В соответствии с п.3.5.1. Приказа службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 149-п "Об утверждении Административного регламента исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» в заявлении указываются сведения о застройщике (заказчике), объекте капитального строительства, о разрешении на строительство, о заключении государственной экспертизы проектной документации, о дате начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, указание должностного лица Службы, осуществлявшего государственный строительный надзор. Заявление Алберовой Н.П. не соответствует указанным требованиям. То есть несвоевременное обращение застройщика в надзорный орган, а именно после окончания всех строительных работ на объекте, не позволило осуществить государственный надзор в отношении данного объекта. Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает, что заявление Алберовой Н.П. удовлетворению не подлежит. В соответствии со ст.258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. По делу установлено, что согласно ответов Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации либо решения об отказе в выдаче такого заключения было отказано, так как фактически государственный надзор в процессе реконструкции не осуществлялся. В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ наличие заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации является необходимым условием для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. По смыслу статьи 54 Градостроительного кодекса РФ заключение о соответствии построенного объекта выдается по результатам мероприятий государственного строительного надзора. Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Положением "Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 54. Согласно пункту 18 Положения, орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии. По смыслу приведенной нормы, к компетенции органа строительного надзора относится разрешение вопросов, связанных, исключительно, с соблюдением в ходе строительства соответствующих норм и правил. В соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ. Согласно пункту 8 Положения, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (пункт 9 Положения). После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (пункт 16 Положения). Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 17 Положения). Из материалов дела следует, что соответствующее извещение о начале работ Алберовой Н.П. в Службу не направлялось, необходимой программы проверок не составлялось, фактически, государственный строительный надзор не осуществлялся. Однако, согласно ч.2 п.17 Положения, в целях получения заключения о соответствии в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществлялись в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но разрешения на ввод в эксплуатацию которых не получено, заявитель вправе представить органу государственного строительного надзора документы, подтверждающие соответствие результатов строительства и строительных материалов требованиям законодательства, исполнение которых подлежало проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в случае, если проведение такого контроля (надзора) было предусмотрено законодательством Российской Федерации. В этом случае подготовка заключения о соответствии или уведомления об отказе в выдаче такого заключения осуществляется органом государственного строительного надзора с учетом указанных документов, а сами документы прилагаются к заключению о соответствии или отказу в выдаче заключения о соответствии. Как установлено в судебном заседании, все виды работ по реконструкция магазина промышленных товаров по адресу: <адрес>, были выполнены ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод в эксплуатацию отсутствует. Извещение о сроках завершения работ, подлежащих проверке было направлено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данного извещения, Службой строительного надзора ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки №-ДПО данного объекта. Заявитель, воспользовавшись правом, предоставленным ч.2 ст.17 Положения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Службу строительного надзора с заявлением о выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации с приложением всех необходимых документов, однако, в нарушение ч.3 п.17 Положения, представленные документы не рассматривались и заключение о соответствии либо уведомление об отказе в выдаче такого заключения с учётом представленных документов заявителю не выдавались. Таким образом, своим бездействием Службой строительного надзора были нарушены права Алберовой Н.П., в связи с чем, данные нарушения подлежат устранению в соответствии с требованиями закона. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Алберова удовлетворить. Признать бездействие Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> в невыдаче заключения о соответствии или уведомления об отказе в выдаче такого заключения по реконструированному объекту магазина промышленных товаров по адресу: <адрес>, и обязать Службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес> устранить данные нарушения путём выдачи заключения о соответствии или уведомления об отказе в выдаче такого заключения в соответствии с требованиями закона. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение десяти дней через Октябрьский районный суд. Подписано председательствующим. Копия верна. Судья: Е.В.Косова
настоящего Положения;