РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
<адрес> 28 февраля 2011 года
Судья Октябрьского районного суда г.Красноярска Харитонов А.С.,
с участием истца помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска - Лавейкиной Н.А.
при секретаре Соколовой Е.В.
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе №, Администрации <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «СОШ №», Администрации <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. Свои требования мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МБОУ СОШ №. В ходе проведенной проверки в МБОУ СОШ № установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. В 2009 года были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: помещения столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; воздуховоды систем вентиляции не оборудованы огнезадерживающими клапанами в местах прохода через противопожарные преграды; не демонтировано горючее покрытие перекрытий чердачных помещений; не восстановлено ограждение по периметру кровли; отсутствует одна пожарная лестница в месте перепада высот кровель; не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах; горючая кровля пристроенного во внутреннем дворе технического помещения сопряжена с окнами костюмерной хореографии; двери выхода на кровлю и на чердак не являются противопожарными 2-го типа; двери мастерских, кладовых для хранения горючих материалов не имеют требуемого предела огнестойкости; помещения другого функционального назначения не отделены противопожарными преградами, квартира не имеет выхода с улицы; встроены кабинеты без проекта в коридоре, смежном с арендаторами, нарушившие естественное освещение и дымоудаление; отделка путей эвакуации выполнена горючими красками; вторая створка дверей эвакуационного выхода из лестницы актового зала выполнена в глухом варианте; ширина эвакуационных выходов из двух лестничных клеток и из помещений обеденного зала столовой менее 1.2 места; отсутствует второй эвакуационный выход из обеденного зала столовой; отсутствует световой проем на площадку между первым и вторым этажами лестничной клетки из актового зала; двери, установленные в объеме лестничных клеток запасных эвакуационных выходов, не оборудованы доводчиками и уплотнениями в притворах; не приведены в соответствии с ГОСТ планы эвакуации людей в случае возникновения пожара; под помещениями школы простроен гаражный бокс. В ходе проведения внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что до настоящее время в здании школы не демонтировано горючее покрытие перекрытий чердачных помещений; не восстановлено ограждение по периметру кровли; не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах; двери, установленные в объеме лестничных клеток и отделяющие и разделяющие поэтажные коридоры не оборудованы уплотнениями в притворах. Учитывая, что данные нарушения законодательства о пожарной безопасности нарушают права неопределенного круга лиц находящихся в учреждении, прокурор <адрес> с учетом уточненных исковых требований, просит обязать МБОУ «СОШ №», Администрацию <адрес> (привлеченную в качестве соответчика определением суда от ДД.ММ.ГГГГ) в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда демонтировать горючее покрытие перекрытий чердачных помещений; восстановить ограждение по периметру кровли; провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах; двери, установленные в объеме лестничных клеток и отделяющие и разделяющие поэтажные коридоры оборудовать уплотнениями в притворах в помещении школы. прокурора <адрес> г. ти и предупреждения чкоридоры х лестниц и ограждений на крышах; двери, установленные в объемерасноярска
В судебном заседании помощник прокурора Лавейкина Н.А. на заявленных требованиях настаивала, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №» - К. в судебном заседании факт нарушения законодательства о пожарной безопасности не отрицала, пояснив, что данные нарушения до настоящего времени не устранены в связи с отсутствием финансирования. В настоящее время готовы оборудовать двери, установленные в объеме лестничных клеток и отделяющие и разделяющие поэтажные коридоры уплотнениями в притворах в помещении школы.
Соответчики Администрация <адрес>, Главное Управление образования администрации <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Третьи лица - Отдел ГПН по <адрес>, Управление образования администрации <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 37 данного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 1, 14 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют, в частности, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 37 указанного Закона).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в частности, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.
Статья 32 указанного закона предусматривает, что материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, а также привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита относится к компетенции образовательного учреждения. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса возложена именно на образовательное учреждение.
Согласно п. 3.1 Распоряжения Главы г. Красноярска от 26.06.2009 N 133-р "Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска» Главное управление образования администрации города Красноярска определяет потребности по финансовому обеспечению расходных обязательств муниципальной системы образования, подлежащих исполнению на основании: данных главных распорядителей бюджетных средств - управлений образования администраций районов в городе; плана социально-экономического развития отрасли, ведомственной целевой программы, городских целевых программ. Определяет потребности муниципальной системы образования в материально-технических, кадровых, информационных ресурсах на основании данных главных распорядителей бюджетных средств - управлений образования администраций районов в городе.
В отношении подведомственных муниципальных учреждений выступает главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств, исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством.
Осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета города, предусмотренных решением о бюджете города на соответствующий финансовый год: Осуществляет контроль за состоянием бюджетного учета и отчетности в подведомственных муниципальных учреждениях.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела на основании распоряжения о проведении мероприятия по надзору от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МОУ «СОШ №», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно воздуховоды системы вентиляции не оборудованы огнезадерживающими клапанами в местах прохода через противопожарные преграды; не демонтировано горючее покрытие перекрытий чердачных помещений; не восстановлено ограждение по периметру кровли; не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крыше; двери, расположенные в объеме лестничных клеток и отделяющие и разделяющие поэтажные коридоры не оборудованы уплотнениями в притворах. Данные нарушения требований пожарной безопасности отражены также в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, МОУ «СОШ №» было выдано предписание №.
Согласно представленного устава МОУ «СОШ №» учредителем школы является администрация <адрес>, отношения между школой и учредителем определяется договором, заключенным в соответствии с законодательством РФ (п. 1.2,1.3). Компетенция учредителя по управлению школой определяется действующим законодательством, а также договором между учредителем и школой (п. 4.2). Деятельность школы финансируется в соответствии с действующим законодательством. Источниками формирования имущества и финансирования ресурсов школы являются: собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное школе в оперативное управление, школа вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и иных предусмотренным уставом школы услуг, гранты, другие источники в соответствии с законодательством РФ (п. 6.4,6.5).
Приказом Главного управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/п «О переименовании и утверждении изменений, вносимых в Устав образовательного учреждения» Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов художественного – эстетического цикла переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №».
В соответствии с переименованием были также внесены изменения в устав МБОУ «СОШ №» утвержденные ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления – Администрация <адрес>.
Согласно перспективному плану по устранению нарушений надзорных органов МОУ СОШ №, денежные средства на устранение нарушений выделены в 2011 году лишь на установку дверей (л.д.63). Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу обрушения кровли здания МОУ «СОШ №» в план на 2011 года включен в титульный список капитального ремонта общеобразовательных учреждений города - капитальный ремонт кровли МОУ СОШ №. Согласно ответу Главного управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № финансовые средства на ремонт кровли МБОУ СОШ № в 2011 году не предусмотрены, формирование бюджета на следующий год начинается в июне месяце. При формировании титульного списка на капитальный ремонт образовательных учреждения на следующий год заявка будет учтена, в настоящее время было предложено решить вопрос в рамках текущего ремонта по смете образовательного учреждения.
Таким образом, факт допущенных ответчиком МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» нарушений требования пожарной безопасности нашел подтверждение в судебном заседании, установленные вышеуказанные нарушения данных требований со стороны ответчиков до настоящего времени не устранены, чем ставятся под угрозу сохранность муниципального имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, участников образовательного процесса МБОУ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация <адрес> в соответствии с вышеуказанными нормативными положениями законодательства РФ, а также Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» несет обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений указанного муниципального образовательного учреждения, до настоящего времени предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности МБОУ СОШ № в полном объеме не устранены, Администрацией <адрес> финансирование по устранению выявленных нарушений не осуществляется, бесспорных доказательств, позволяющих освободить администрацию <адрес> от возложения обязанности по устранению выявленного нарушения не представлено, данные нарушения правил пожарной безопасности нарушают права неопределенного круга лиц, находящихся в здании учреждения, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», Администрацию <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: демонтировать горючее покрытие перекрытий чердачных помещений; восстановить ограждение по периметру кровли; провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах; двери, установленные в объеме лестничных клеток и отделяющие и разделяющие поэтажные коридоры оборудовать уплотнениями в притворах – в помещении школы.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток.
Копия верна.
Председательствующий: А.С.Харитонов