решение о признании действий незаконными



Решение

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года г.Красноярск

Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи: Харитонова А.С.

с участием истца помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска - Лавейкиной Н.А.,

представителя ответчика УСЗН администрации Октябрьского района г.Красноярска – Шубиной В.Н., Матросовой Л.Е.,

при секретаре: Соколовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах <адрес> к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> о признании действий неправомерными,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах Л<данные изъяты> группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> о признании действий неправомерными. Свои требования мотивировал тем, что Л <данные изъяты> связанной с аварией на Чернобыльской АЭС с утратой трудоспособности 80%, установленной МСЭ по <адрес>, что подтверждается актом освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ у Л. была установлена утрата трудоспособности 100%, установленная на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, по акту от ДД.ММ.ГГГГ по второй группе инвалидности. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ларькову А.М. была установлена ежемесячная сумма в счет возмещения вреда здоровью в размере 13318 рублей 35 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно с последующей индексацией на основании законодательства РФ и рассчитанная с учетом 100% утраты профессиональной трудоспособности. Управление, исполняя решение суда, ежегодно с 01 января уплачивало сумму ВВЗ в соответствии с Положением Правительства РФ и начиная с ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда составила 19230 рублей 29 копеек. Вместе с тем, после предоставления Л выписки из акта освидетельствования МСЭ об утрате трудоспособности в размере 80%, управление произвело перерасчет ежемесячных сумм ВВЗ, уменьшив их размер на 20%, в связи, с чем с ДД.ММ.ГГГГ сумма выплат составила 15384 рубля 23 копейки. Министерство социальной политики <адрес>, во исполнение закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф и аварий», произвело проверку правильности расчета и начисления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью инвалидам-чернобыльцам. Согласно результатам проверки Министерства социальной политики <адрес>, Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> необходимо привести личные дела получателей указанной выплаты в соответствие с действующим законодательством. При этом было указано, что самостоятельно произведенный УСЗН перерасчет является необоснованным, так как решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сумма ВВЗ была установлена пожизненно. Учитывая, что в судебном порядке размер выплаты изменен не был – уменьшение размера ежемесячных сумм ВВЗ на 20% является незаконным. По изложенным основаниям просит признать неправомерными действия Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> об уменьшении Л на 20% ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> выплачивать Л ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ по 25456 рублей 95 копеек с последующей индексацией на основании законодательства РФ за счет средств федерального бюджета; взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> за счет средств федерального бюджета единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученную сумму в размере 123535 рублей 09 копеек.

В процессе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил, в окончательном варианте указав о признании неправомерными действия Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> об уменьшении Л на 20% ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> выплачивать Л ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ по 20365 рублей 49 копеек с последующей индексацией на основании законодательства РФ за счет средств федерального бюджета, пожизненно; взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> за счет средств федерального бюджета единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученную сумму в размере 123535 рублей 09 копеек.

В судебном заседании помощник прокурора Лавейкина Н.А. на заявленных требованиях с учетом уточнений настаивала, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Представители ответчика Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> – Шубина В.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Матросова Л.Е. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения заявленных требований прокурора с учетом уточнений не возражали.

Представитель третьего лица – Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Л в чьих интересах подано прокурором <адрес> исковое заявление в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования прокурора с учетом уточнений подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Правоотношения по возмещению вреда лицам ставшими инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС регулируются п.25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». До внесения изменений в указанный Закон Федеральным Законом РФ от 12.02.2001 года №5-ФЗ вступившим в силу 15.02.2001 года вред инвалидам – чернобыльцам подлежал возмещению в порядке, определяемом законодательством РФ для случаев возмещения вреда связанного с исполнением трудовых обязанностей. Таким образом на 15.02.2001 года инвалиды-чернобыльцы в своих правах на возмещение вреда были полностью и без каких-либо изъятий приравнены к лицам, получившим трудовые увечья. Указанное означает, что повышение минимального размера оплаты труда, предусмотренное ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года № 82-ФЗ, подлежит применению при индексировании выплат чернобыльцам.

Согласно п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, компенсировалось выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

В соответствии с п.9 ст. 12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью подлежит перерасчету в случаях изменения степени утраты профессиональной трудоспособности. Согласно п.3 ст. 15 указанного ФЗ, при наступлении обстоятельств, влекущих перерасчет ежемесячных сумм по п.9 ст. 12 данного ФЗ, такой перерасчет производится с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Согласно ч.3 ст. 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.

Статья 61 ГПК РФ содержит определение оснований, по которым ряд обстоятельств не нуждается в доказывании при разрешении конкретного гражданского спора.

Не подлежат доказыванию обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, решением арбитражного суда, а также приговором суда.

В соответствии с указанным положением закона ни один другой орган, за исключением судебного, не может установить обстоятельства, доказывать которые не нужно в гражданском процессе.

Как видно из материалов дела, Л является инвалидом 2 группы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС с утратой трудоспособности 80%, установленной МСЭ по <адрес>, что подтверждается актом освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ у Л была установлена утрата трудоспособности 100%, установленная на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, по акту от ДД.ММ.ГГГГ по второй группе инвалидности. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Л была установлена ежемесячная сумма в счет возмещения вреда здоровью в размере 13318 рублей 35 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно с последующей индексацией на основании законодательства РФ и рассчитанная с учетом 100% утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ Л была установлена 100% утрата профессиональной трудоспособности, в соответствии с которой ему и выплачивалась ежемесячная сумма в счет возмещения вреда здоровью.

На основании вышеуказанного судебного акта ежегодно с 1 января размер возмещения вреда здоровью подлежал индексации с применением коэффициента исходя из уровня инфляции. Так в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были определены следующие коэффициенты индексации: с ДД.ММ.ГГГГ размер ВВЗ составил 14783,36 рублей (13318,35 х 1,11); с ДД.ММ.ГГГГ размер ВВЗ составил 16113,86 рублей (14783,36 х 1,09); с ДД.ММ.ГГГГ размер ВВЗ составил 17402,96 рублей (16113,86 х 1,08); с ДД.ММ.ГГГГ размер ВВЗ составил 19230,27 рублей (17402,96 х 1,105). С ДД.ММ.ГГГГ сумма в возмещение вреда здоровью индексируется с применением коэффициента 1,13, что составляет 21730,32 рубля (19230,29 х 1,13). С ДД.ММ.ГГГГ сумма в возмещение вреда здоровью индексируется с применением коэффициента 1,1, что составляет 23903,24 рубля (21730,22 х 1,1). С ДД.ММ.ГГГГ сумма в возмещение вреда здоровью индексируется с применением коэффициента 1,065, что составляет 25456,95 рубля (23903,24 х 1,065). Таким образом сумма выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна была составлять 689670,54 рубля.

Судом установлено, что при очередном освидетельствовании Л, ДД.ММ.ГГГГ актом освидетельствования МСЭ по <адрес> утрата профессиональной трудоспособности была уменьшена на 20%, установив ее в размере 80%, в последствии согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ Л была установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере 80% - бессрочно.

После предоставления Л выписки из акта освидетельствования МСЭ об утрате трудоспособности в размере 80%, управление в одностороннем порядке произвело перерасчет ежемесячных сумм ВВЗ, уменьшив их размер на 20%, в связи, с чем с ДД.ММ.ГГГГ сумма выплат составила 15384 рубля 23 копейки. В последствии с ДД.ММ.ГГГГ сумма в счет возмещения вреда здоровью была проиндексирована с применением коэффициента 1,13, в связи с чем размер в возмещение вреда здоровью составил 17384, 16 рублей (15384,23 х 1,13); с ДД.ММ.ГГГГ размер в счет возмещения вреда здоровью был увеличен до 19122,53 рубля (17384,16 х 1,1); с ДД.ММ.ГГГГ размер возмещения составил 20365,49 рублей (19122,53 х 1,065). Таким образом, сумма выплаченная Управлением социальной защиты населения администрации <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) составила 566135,45 рублей.

Указанное свидетельствует о том, что Управлением социальной защиты населения администрации <адрес> самостоятельно был произведен перерасчет выплачиваемой Л ежемесячной денежной компенсации в счет возмещение вреда здоровью инвалидам-чернобыльцам, в связи с установлением 80% утраты трудоспособности, несмотря на ранее вынесенное решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ которым Л была установлена ежемесячная сумма в счет возмещения вреда здоровью в размере 13318 рублей 35 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно с последующей индексацией на основании законодательства РФ и рассчитанная с учетом 100% утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что самостоятельно произведенный УСЗН перерасчет является необоснованным, так как решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сумма выплачиваемая в счет возмещения вреда здоровью Л была установлена пожизненно, с требованием об изменении размера ежемесячных платежей, как того, требует действующее законодательство сторона ответчика не обращалась (ст. 209 ГПК РФ), таким образом, требования прокурора о признании неправомерными действий Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> об уменьшении Л на 20% ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ и взыскании недополученной суммы в размере 123535 рублей 09 копеек (689670,54 – 566135,45) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.

Что касается требования прокурора об обязании Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> выплачивать Л ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ по 20365 рублей 49 копеек с последующей индексацией на основании законодательства РФ за счет средств федерального бюджета, пожизненно, то суд с учетом требований вышеуказанного законодательства, полагает необходимым данное требование подлежащим удовлетворению поскольку, размер выплат в счет возмещения вреда здоровью осуществляются с учетом (в зависимости) от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности). Учитывая, что в настоящее время Л в связи с переосвидетельствованием установлена утрата трудоспособности в размере 80 % - бессрочно, размер ежемесячной выплаты в счет возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения коэффициента 1,065 составляет 20365 рублей 49 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> действующего в интересах Л удовлетворить.

Признать неправомерными действия Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> об уменьшении Л на 20% ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> выплачивать в счет возмещения вреда причиненного здоровью Л ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ по 20365 рублей 49 копеек с последующей индексацией на основании законодательства РФ за счет средств федерального бюджета, пожизненно.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в <адрес> за счет средств федерального бюджета в пользу Л единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученную сумму в размере 123535 рублей 09 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна. Председательствующий: А.С. Харитонов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200