Решение о признании незаконным бездействия



копия

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г.Красноярск 14 февраля 2011года

Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Барановой С.М.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска Коврижных Е.Е.,

при секретаре Тарадиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Октябрьского района г.Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Департамента городского хозяйства Администрации г.Красноярска в части не исполнения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог, обязании произвести действия,

у с т а н о в и л :

Прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Красноярска в лице Департамента городского хозяйства о признании незаконным бездействия в части обеспечения безопасности дорожного движения. Свои требования прокурор мотивировал тем, что согласно информации, представленной отделом госинспекции безопасности дорожного движения УВД по г.Красноярску, одним из мест концентрации дорожно-транспортных происшествий за 2009 год является участок дороги, расположенный по адресу: г.Красноярск ул.Высотная,4 до пер.Телевизорный. Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, отсутствуют пешеходные ограждения. Кроме того, на вышеуказанном участке автодороги находятся остановки общественного транспорта, данный район характеризуется высокой скоростью и интенсивностью движения транспортных потоков при наличии множества объектов пешеходного движения. В связи с этим возникает необходимость в установлении ограничивающих пешеходных ограждений. Бездействие Администрации г.Красноярска в части не исполнения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог – непринятие мер по установлению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 527-2007 ограничивающих пешеходных ограждений в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, что может повлечь за собой возникновение ДТП, угрозу для жизни и здоровья людей, является незаконным. В соответствии с ч.4 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> в лице Департамента городского хозяйства в части неисполнения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог, выражающееся в непринятии мер по установлению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 527-2007 ограничивающих пешеходных ограждений в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес> и обязать администрацию <адрес> в лице Департамента городского хозяйства привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 527-2007 ограничивающие пешеходные ограждения в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании пом.прокурора Октябрьского района г.Красноярска Коврижных Е.Е. требования уточнила, адресовав их Департаменту городского хозяйства Администрации <адрес>, просив признать незаконным бездействие Департамента в части неисполнения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог, выражающееся в непринятии мер по установлению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 527-2007 ограничивающих пешеходных ограждений в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, обязать Департамент городского хозяйства разместить муниципальный заказ с февраля 2011 года на установку ограничивающих пешеходных ограждений в соответствии с требованиями ГОСТ в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, а также установить соответствующие пешеходные ограждения.

Представитель Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> (далее Департамент) по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Топоев И.И. требования прокурора не признал, ссылаясь на отсутствие бездействия, поскольку Департаментом в 2008г. подготовлен рабочий проект, выполненный ООО «Ясунь», согласно которому предусматривается благоустройство улиц Тотмина и Высотная, в т.ч. по установке ограничивающих пешеходных ограждений в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>. В соответствии с перечнем объектов капитального ремонта и ремонта улично –дорожной сети <адрес> подготовлена проектно-сметная документация по планируемому ремонту <адрес>, по сроку – 2011 год с определением суммы капитальных затрат за счет средств бюджета <адрес>, ранее на указанные цели деньги не выделялись.

Заинтересованное лицо ГИБДД УВД по к.Красноярску своего представителя в суд не направило.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив письменные материалы дела, полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г., обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч.4 ст.6 указанного Федерального Закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании ст.3 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч.1 ст.24 указанного Закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Судом установлено: Прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Октябрьского района г.Красноярска, в ходе которой установлено, что одним из мест концентрации дорожно-транспортных происшествий за 2009 год на территории Октябрьского района является участок дороги, расположенный по адресу: <адрес> от <адрес> до пер.Телевизорный, что подтверждается информацией представленной отделом ГИБДД УВД по <адрес>.

Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, отсутствуют пешеходные ограждения. Кроме того, на вышеуказанном участке автодороги находятся остановки общественного транспорта, при этом данный район характеризуется высокой скоростью и интенсивностью движения транспортных потоков при наличии множества объектов пешеходного притяжения.

Как следует из анализа аварийности, представленного ОГИБДД УВД по <адрес>, за 2009г. на территории <адрес> зарегистрировано 6402 ДТП, из них на участке дороги от перекрестка <адрес> – пер.Телевизорный до <адрес> произошло 192 ДТП, что составило 3% от общего количества ДТП, из них 12 ДТП произошло с пострадавшими, 1 человек погиб и 11 получили травмы различной степени тяжести. За 8 месяцев 2010 года на этом же участке дороги произошло 104 ДТП, что составило 2,7% от общего количества ДТП, из них 1 ДТП произошло с пострадавшим, который получил телесные повреждения. В связи с этим возникает необходимость в установлении ограничивающих пешеходных ограждений. Свидетель Лобанов Н.И., являющийся инспектором ДПС ГСБДД УВД по <адрес> подтвердил, что указываемый участок дороги является аварийным, в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием граждан, ограничивающие пешеходные ограждения необходимы.

В соответствии с п.3.36 «Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации г.Красноярска», утвержденного Постановлением Администрации г.Красноярска № 135 от 23.02.2001г., Департамент, являясь юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства города (п.1.4 Положения), организует и контролирует работу по проведению капитального и текущего ремонта городских дорог и объектов внешнего благоустройства, а также в соответствии с п.3.43 Положения определяет перспективы развития и совершенствования магистральных дорог городского значения, мостов, пешеходных переходов…..

Целями и задачами Департамента являются, в соответствии с п.2.4 Положения, исполнение функций городского заказчика и технического надзора за организацией строительства и реконструкции, капитального и текущего ремонта, текущего содержания городских дорог, объектов инженерной инфраструктуры…; формирование муниципального заказа по направлениям деятельности ЖКХ, а именно: подготовка конкурсной документации при выполнении функций муниципального заказчика; заключение муниципальных контрактов от имени муниципального образования города Красноярска в целях обеспечения муниципальных нужд; контроль за исполнением муниципальных контрактов и использованием бюджетных средств, выделенных на эти цели.

Частью 1 ст.22 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. установлено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В силу ст.17 Федерального Закона от 8.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно п.4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требований», у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода. В соответствии с п.п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 ограничивающие пешеходные ограждения применяются перильного типа – у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел/ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стояке транспортных средств и 750 чел/ч – при запрещенной остановке или стоянке. Нормативы установления ограничивающих пешеходных ограждений предусмотрено п.п.8.1.28-8.1.30 ГОСТ Р 52289-2004.

Суд полагает, что бездействие Департамента в части не исполнения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог – непринятия мер по установлению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, ограничивающих пешеходных ограждений в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, нашло свое подтверждение.

На основании п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по указанным делам обязанность по доказыванию законности действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Ссылаясь на отсутствие бездействия, представитель Департамента пояснил, что Департамент еще в 2008г. подготовил рабочий проект, выполненный ООО «Ясунь», согласно которому предусматривается благоустройство улиц Тотмина и Высотная, в т.ч. по установке ограничивающих пешеходных ограждений в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, что подтверждается самим рабочим проектом, согласно п.3.10 которого предусмотрено декоративное одноуровневое ограждение высотой 903 мм («Стандарт и «Часовня»), устанавливаемое у внешнего края тротуара, которое обеспечивает регулирование пешеходного движения, ограничение доступа на проезжую часть в местах прохождения тротуара рядом с проезжей частью. В соответствии с перечнем объектов капитального ремонта и ремонта улично –дорожной сети г.Красноярска подготовлена проектно-сметная документация по планируемому ремонту <адрес>, по сроку – 2011 год с определением суммы капитальных затрат за счет средств бюджета г.Красноярска, ранее на указанные цели деньги не выделялись, в связи с чем по настоящее время ограничивающие пешеходные ограждения на указываемом прокурором участке отсутствуют. Однако, суд отмечает, что рабочий проект подготовлен Департаментом в 2008 году, проверка прокурором проведена по итогам 2009г., но до настоящего времени ограничивающие пешеходные ограждений в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, не установлены. Таким образом, о необходимости установки ограничивающих пешеходных ограждений Департамент отмечал в проекте, датированным 2008-м годом, но по настоящее время таковые работы не проведены. Доказательств того, что не проведение данного вида работ связано с отсутствием финансирования, Департаментом не представлено.

Невыполнение Департаментом обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения может повлечь за собой возникновение дорожно-транспортных происшествий, угрозу для жизни и здоровья людей.

На основании ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом того, что в соответствии с п.2.7 «Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации <адрес>», основными целями и задачами Департамента является, в том числе формирование муниципального заказа по направлениям деятельности ЖКХ, суд полагает, что во исполнение требований прокурора необходимо обязать Департамент по формированию муниципального заказа с момента вступления настоящего решения в законную силу в целях установки ограничивающих пешеходных ограждений в соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007 в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, и установить соответствующие пешеходные ограждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.196-197, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Прокурора Октябрьского района г. Красноярска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства Администрации г.Красноярска в части не исполнения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог, выражающееся в непринятии мер по установлению в соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, ограничивающих пешеходных ограждений в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>.

Обязать Департамент городского хозяйства Администрации г.Красноярска разместить муниципальный заказ с момента вступления настоящего решения в законную силу на установку ограничивающего пешеходного ограждения в соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007 в районе пешеходного перехода, расположенного по <адрес>, и установить соответствующие пешеходные ограждения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд г.Красноярска через Октябрьский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись Баранова С.М.

Копия верна.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200