Решение о понуждении исполнения обязательств



РЕШЕНИЕ копия

Именем Российской Федерации

г.Красноярск 16 февраля 2011ода

Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Родичевой Г.В.,

при секретаре Маташковой Л.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска Коврижных Е.Е., действующего по поручению истца прокурора Курагинского района Красноярского края, представителя ответчика Службы по ветеринарному надзору Красноярского края Власова В.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Курагинского района Красноярского края к Службе по ветеринарному надзору Красноярского края о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курагинского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Службе по ветеринарному надзору Красноярского края о возложении обязанности по приведению 3-х скотомогильников, находящихся на территории Курагинского района, в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, установив для этого срок. Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Курагинского района совместно с межрайонным отделом по ветеринарному надзору по Южной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования Курагинский район. В ходе проведения проверки установлено 3 места захоронения биологических отходов, не отвечающие ветеринарно-санитарным требованиям: скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 км на северо-запад от с.Березовское Курагинского района Красноярского края за животноводческой фермой гурт № 1 ЗАО «Березовское» на удалении 200 метров; скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 км от п.Курагино Курагинского района Красноярского края в северо-западном направлении справа от автодороги Курагино - Идринское; скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,2 км от с.Мурино Курагинского района Красноярского края в южном направлении.

В рамках проверки скотомогильника, расположенного на расстоянии 2 км на северо-запад, от с.Березовское Курагинского района Красноярского края за животноводческой фермой гурт №1 ЗАО «Березовское» на удалении 200 метров установлено, что скотомогильник представляет собой врытую в землю металлическую емкость объемом 10 кубических метров, с люком и крышкой. При этом, в нарушение главы 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, скотомогильник не отвечает требованиям по размещению и строительству скотомогильников.

При проверке скотомогильника, расположенного на расстоянии 2 км от п.Курагино Курагинского района Красноярского края в северо-западном направлении справа от автодороги Курагино - Идринское установлено, что скотомогильник представляет собой биотермическую яму размерами 4x5 м., стены облицованы кирпичом, имеется металлическое перекрытие с крышкой, предусмотрены четыре вытяжных трубы высотой 1 метр. На момент проверки скотомогильник практически заполнен биологическими отходами, а также бытовым мусором. При этом, в нарушение в нарушение п. 5.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, скотомогильник не имеет двойного слоя перекрытия с утеплителями между слоями; в нарушение п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее двух метров с выездными воротами, отсутствует по всему периметру территории траншея глубиной не менее 0,8 м. и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта и моста через траншею глубиной 0,8 м и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта и моста через траншею; в нарушение п. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, над ямой не построен навес на высоте 2,5 метра, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

При проверке скотомогильника расположенного на расстоянии 1,2 км от с.Мурино Курагинского района Красноярского края в южном направлении установлено, что скотомогильник представляет собой биотермическую яму размерами 3x4 м., стены выполнены из железобетонных плит, имеется перекрытие из ж/б плиты с металлической, не закрываемой плотно крышкой. При этом, в нарушение п. 5.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, скотомогильник не имеет двойного слоя перекрытия с утеплителями между слоями, из ямы не выведена вытяжная труба диаметром 25 см. и высотой 3 метра; в нарушение п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее двух метров с выездными воротами, отсутствует по всему периметру территории траншея глубиной не менее 0,8 м. и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта и моста через траншею глубиной 0,8 м и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта и моста через траншею; в нарушение п. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, над ямой не построен навес на высоте 2,5 метра, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Кроме того, согласно сведений, предоставленных Курагинским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края, администрацией Курагинского района, указанные скотомогильники не имеют собственников, то есть являются бесхозяйными.

Указанные нарушения ветеринарно-санитарного законодательства создают реальную угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут причинить вред здоровью людей, окружающей среде.

Ответственность по содержанию и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от ДД.ММ.ГГГГ возложена на субъект Российской Федерации - Красноярский край.

Согласно Положения о службе по ветеринарному надзору Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02 сентября 2008 года №71-п (далее Положение), служба обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в судах, в компетенцию Службы по ветеринарному надзору входит: организация проведения на территории края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществление государственного ветеринарного надзора на территории края.

С учетом изложенного прокурор просит обязать Службу по ветеринарному надзору Красноярского края привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 км на северо-запад от с.Березовское Курагинского района Красноярского края за животноводческой фермой гурт ЗАО «Березовское» на удалении 200 метров; скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 км от п.Курагино Курагинского района Красноярского края в северо-западном направлении справа от автодороги Курагино - Идринское; скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,2 км от с.Мурино Курагинского района Красноярского края в южном направлении, и в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок исполнения исковых требований прокурора.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Красноярска Коврижных Е.Е., действующая по поручению прокурора Курагинского района Красноярского края, иск поддержала по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Службы по ветеринарному надзору Красноярского края Власов В.В. иск не признал и пояснил, что согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором 4.12.1995г. № 13-7-2/469 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Указанные в исковом заявлении скотомогильники не находятся в ведении службы по ветеринарному надзору Красноярского края, следовательно служба по ветеринарному надзору Красноярского края не несет ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Скотомогильники, биометрические ямы, создавались с целью предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии с пп.8 п.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно пп.5 п.З ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, к числу которого отнесены и скотомогильники. Ввиду этого считает, что ответственность за санитарное состояние указанных скотомогильников несет Администрация муниципального района. Служба по ветеринарному надзору Красноярского края не отвечает по обязательствам, обозначенным прокурором Курагинского района, следовательно требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Представитель третьего лица, привлеченного судом, администрации Курагинского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление глава администрации Курагинского района Красноярского края возражает против позиции Службы по ветеринарному надзору Красноярского края, указав, что указанные скотомогильники являются бесхозяйными, а действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию Курагинский район не передавались.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск прокурора Курагинского района Красноярского края подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае затрагивается безопасность людей, создается реальная угроза распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут причинить вред здоровью людей, окружающей среде.

Наличие на территории Курагинского района указанных выше скотомогильников, не отвечающих требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором ДД.ММ.ГГГГ , подтверждается справками межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по южной группе районов Управления по Красноярскому краю Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ , , и с приложенными к ним фототаблицами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу указанного данный закон не может распространяться на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных районов, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п/п 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. Согласно п/п. «ц» п. 2 ст. 26.11 этого же закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Из указанного выше следует, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно п.п. 5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Однако как следует из письма администрации Курагинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , указанные в исковом заявлении прокурора скотомогильники в реестре муниципальной собственности не зарегистрированы. Из уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ за №№ 18/007/2010-498 - 18/007/2010-500 следует, что сведения о регистрации прав на данные скотомогильники в государственном реестре прав отсутствуют.

Действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории Курагинского района мест захоронения биологических отходов, которые остались от бывшего производства, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальному образованию Курагинский район не передавались, поэтому у суда нет оснований для возложения на администрацию данного района обязанности по оборудованию скотомогильников. Таким образом, суд считает, что ответственность по содержанию и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 возложена на субъект Российской Федерации - Красноярский край.

Согласно п. 1.5 Положения о службе по ветеринарному надзору Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -п (далее Положение), служба обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в судах, имеет гербовую печать со своим наименованием и изображением герба края, лицевой счет, открытый в казначействе края, и иные счета в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктами 3.3-3.4 Положения, в компетенцию Службы по ветеринарному надзору входит: организация проведения на территории края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществление государственного ветеринарного надзора на территории края.

Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Служба по ветеринарному надзору Красноярского края, на которую и следует возложить обязанность по приведению указанных выше скотомогильников в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд считает разумным сроком для исполнения решения суда 1год со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Службу по ветеринарному надзору Красноярского края в течение года со дня вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 км на северо-запад от с.Березовское Курагинского района Красноярского края за животноводческой фермой гурт №1 ЗАО «Березовское» на удалении 200 метров; скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 км от п.Курагино Курагинского района Красноярского края в северо-западном направлении справа от автодороги Курагино - Идринское; скотомогильник, расположенный на расстоянии 1,2 км от с.Мурино Курагинского района Красноярского края в южном направлении.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись судья Г.В. Родичева

Копия верна судья Г.В. Родичева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200