РЕШЕНИЕ копияИменем Российской Федерации
г. Красноярск 19 апреля 2011 года
Октябрьский районного суда г.Красноярска в составе председательствующего судьи Родичевой Г.В.,
при секретаре Маташковой Л.А.,
с участием истицы Пакулевой О.П., представителя ответчика ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо-Западная» Булатниковой О.В., представителя третьего лица ООО «Жилкомсервис» Раменского А.П., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев гражданское дело по иску Пакулева В.П. и Пакулевой О.П. к ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо-Западная» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Пакулев В.П. и Пакулева О.П. обратились в суд с иском к ООО «Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная» о взыскании компенсации морального вреда 20 000 рублей и возложении обязанности на ООО «Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная» произвести ремонт, замену конструкций организованной водосточной системы на шиферной кровле <адрес>.
В последующем, в связи с устранением ответчиком неисправностей организованной водосточной системы, истцы уточнили 17.03.2011года исковые требования и просят взыскать компенсацию морального вреда по 10000 рублей в пользу каждого и произвести вывод канализационных труб за шиферную кровлю с соблюдением всех строительных норм в <адрес> над квартирами №, 59, 60 в кратчайшие сроки.
Свои требования истцы мотивируют тем, что с 2007 года по настоящее время неоднократно по вине ответчика происходило затопление и подтеки с крыши в <адрес>, расположенную по <адрес>, принадлежащую на праве собственности Пакулевой О.П., в результате чего им был причинён материальный ущерб на сумму 34 662руб.00коп., возмещённый ответчиком в добровольном порядке в полном объёме в декабре 2009года. В феврале 2011года произведена замена водосточной системы под шиферной кровлей дома. Причиной затопления остается таяние снега, который образуется под шиферной кровлей дома в результате испарения из канализационной трубы, и проникновения в квартиру.
Согласно п.1 ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что ими оплачиваются (в составе квартирной платы) и потребляются для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности услуги ответчика, ответчик должен предоставлять эти услуги надлежащего качества, в том числе содержать и производить текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и находящиеся там коммуникации дома.
В силу Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», п.4.6.1.1. организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
ООО «Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная» осуществляет управление многоквартирным домом № «а» по <адрес> в <адрес>, в котором расположена и принадлежащая им <адрес>, на основании договора и устава управляющей компании. Подрядной организацией, на которую возложено выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, является ООО «Жилкомсервис».
Все их многочисленные устные и письменные обращения об устранении проникновения воды в результате таяния снега направлялись в указанные выше организации, работы по устранению были проведены, но некачественно. Вода после таяния снега поступает в квартиру.
В соответствии со статьёй 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору (некачественное предоставление услуг) вызвало у них острые переживания и нравственные страдания, выразившиеся длительным периодом (с 2007 по 2010 годы) затоплением и подтоплением квартиры. Кроме того, жить в квартире и наблюдать наличие на потолке, на стенах желтые пятна вызывает переживание, раздражение и предоставляет большие неудобства. Они вынуждены постоянно проводить либо капитальный ремонт, либо косметический.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица Пакулева О.П. отказалась от требования о возложении обязанности на ООО «Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная» произвести вывод канализационных труб за шиферную кровлю с соблюдением всех строительных норм в <адрес> над квартирами №, №, пояснив, что эти работы ко дню рассмотрения дела в суде ответчиком произведены, на компенсации морального вреда она настаивает.
Представитель ответчика ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо-Западная» Булатникова О.В. иск не признала, указав в обоснование своих возражений следующее. В соответствии со ст.151 ГК РФ моральный вред - это физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Это означает, что далеко не все эмоции, испытываемые потребителем вследствие неисполнения каких-то обязанностей, установленных договором или законом, можно отнести к категории морального вреда.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 20.12.1994 N 10, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д.).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что если потребитель заявляет о том, что испытывал нравственные страдания, то он должен это доказать.
В своем исковом заявлении Пакулев В.П., Пакулева О.П. ссылаются на многочисленные обращение и отсутствие реагирования со стороны управляющей компании на данные обращения. Однако никаких подтверждений обращений в их адрес не представлено. Информация о наличии протечек с кровли получено управляющей компанией только после получения искового заявления.
Кроме того, при проведении осмотра жилого помещения, заявление истцов о наличии ущерба не нашло своего подтверждения.
Ко дню рассмотрения дела в суде ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо- Западная» выполнены все необходимые работы. Стояк канализации над квартирами №№58,59,60 выведен за кровлю, конек кровли отремонтирован.
Представитель третьего лица ООО «Жилкомсервис» Раменский А.П. также считает иск необоснованным, поддержал позицию представителя ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо-Западная», дополнительно пояснив, что ООО «Жилкомсервис» по договору с ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо-Западная» осуществляет обслуживание <адрес> затоплениям квартиры истцов ООО «Жилкомсервис» в декабре 2009года возместил истцам ущерб в сумме 34662 рубля на основе представленной ими сметы. Затопления происходили из-за изношенности лотков водостоков: когда меняли водосточные трубы (другая организация), лотки не поменяли, и вода попадала на кровлю, а оттуда в квартиру. В 2010году обращений со стороны истцов не было, осенью 2010года они вывели стояк канализации за шифер, больше заявлений не поступало. В настоящее время они вновь произвели работы по выводу стояка канализации за шифер.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск Пакулевых подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривает: По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п.п.1 п.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые предусматривают:
п.49. Исполнитель обязан:
б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;
в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;
г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором;
и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг;
о) не позднее 3 дней до проведения плановых работ внутри жилого помещения согласовать с потребителем время доступа в это помещение или направить ему письменное уведомление о проведении работ внутри жилого помещения, в котором указываются: предполагаемые дата и время проведения работ; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления; вид работ, который будет проводиться; сроки проведения работ; должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ;
п) предоставить потребителю информацию об исполнителе.
Кроме того, Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые предусматривают:
п. 2.1.1. Плановые осмотры жилых зданий следует проводить:
общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство;
частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
п.2.1.5. Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:
а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;
б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;
в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;
п.2.2.6. Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
п.3.3.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить:
температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций;
п.4.6.1.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
п.5.8.3. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Согласно этим же Правилам установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции относятся к текущему ремонту.
Как установлено в судебном заседании, истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, вносят плату за жилищно-коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями об оплате. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Представителем ответчика признано, что ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо- Западная» осуществляет управление многоквартирным домом № а по <адрес>.
Из представленных истицей копий заявлений, адресованных ООО «Жилкомсервис» и ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо- Западная» следует, что истцы неоднократно обращались к данным организациям по поводу ремонта кровли, крыши, замены желобов для стока воды, вывода канализационной трубы за шиферную кровлю, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Были обращения к главе администрации Октябрьского района г.Красноярска в связи с тем, что ответчиком не предпринималось мер по их заявлениям: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
По обращениям истцов составлялись акты, подтверждающие протекание воды с кровли в квартиру: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответов ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо- Западная» следует, что на обращения истцов в администрацию района были даны ответы: ДД.ММ.ГГГГ о том, что на сентябрь месяц запланированы работы по ремонту желобов организованной водосточной системы над кухней и спальной <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ о том, что на кровле выполнены работы по очистке мусора и ремонт желобов водосточной системы, но полную замену желобов системы водостока возможно выполнить при ремонте кровли. А также было три письма в адрес истцов: ДД.ММ.ГГГГ о том, что замена конструкций организованной водосточной системы на шиферной кровле включена в план работ текущего ремонта на 2009год; ДД.ММ.ГГГГ о том, что в ООО «Коммунальное обслуживание и строительство» направлено письмо по замене организованной системы водостока; ДД.ММ.ГГГГ о том, что замена конструкций организованной водосточной системы на шиферной кровле включена в проект плана работ текущего ремонта на 2010год.
Фактически же, как следует из пояснений сторон и представленного акта проведения работ ремонт (замена) организованной системы водостока с заменой лотков окончательно были проведены в феврале 2011года, а канализационный стояк выведен за кровлю ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после обращения истцов в суд.
Таким образом, суд считает что по вине ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо- Западная» истцам были оказаны услуги ненадлежащего качества, их недостатки не были устранены в предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда сроки, а потому требования истцов о возмещении морального вреда подлежат удовлетворению.
Однако суд считает заявленный истцами размер компенсации завышенным. С учетом обстоятельств дела, учитывая, что недостатки оказанных услуг ко дню рассмотрения дела устранены, а также учитывая пояснение представителя ответчика о наличии задолженности граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, что не способствует своевременному проведению ремонтных работ, суд определяет размер компенсации в сумме по 3000 рублей каждому.
В соответствии с п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
С учетом изложенного с ответчика подлежит взысканию штраф в доход местного бюджета в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителей, а именно в сумме 3000 рублей.
В соответствии ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истцы при подаче иска освобождены от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо- Западная» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Пакулева В.П. и Пакулевой О.П. удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо-Западная» в пользу Пакулева В.П. и Пакулевой О.П. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей каждому.
Взыскать с ООО «Компания по управлению жилищным фондом «Северо-Западная» штраф в доход городского бюджета в сумме 3000 рублей и государственную пошлину в суме 600рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна судья Г.В. Родичева