РЕШЕНИЕ копия
Именем Российской Федерации
14 апреля 2011 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Родичевой Г. В.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска Семушкиной Н.И., истицы Осиповой О.В.,
при секретаре Маташковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах Осиповой О.В. к администрации г.Красноярска о приобретении жилого помещения в собственность муниципального образования город Красноярск для последующего предоставления Осиповой О.В. на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах Осиповой О.В. к Министерству образования и науки администрации Красноярского края и администрации Октябрьского района г.Красноярска о предоставлении Осиповой О.В. изолированного, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади.
В последующем прокурор отказался от иска к Министерству образования и науки администрации Красноярского края на том основании, что данным Министерством Осипова О.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; просил обязать администрацию г.Красноярска приобрести жилое помещение в собственность муниципального образования город Красноярск для последующего предоставления Осиповой О.В., а администрацию Октябрьского района г.Красноярска обязать предоставить Осиповой О.В. жилое помещение на условиях договора социального найма.
В дальнейшем прокурор отказался от исковых требований к администрации Октябрьского района г.Красноярска и просит обязать администрацию г.Красноярска приобрести жилое помещение не менее 15 кв.м в собственность муниципального образования город Красноярск для последующего предоставления Осиповой О.В. на условиях договора социального найма.
Свое требование прокурор мотивирует тем, что Осипова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Её мать - Нитецкая С.В. лишена родительских прав решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Отец был записан со слов матери. Осипова О. воспитывалась в КГБОУ «Красноярский детский дом №2 им. И.А. Пономарёва», выпустилась из учреждения в 2006 году, в этом же году поступила в ПУ №, закончила образовательное учреждение в 2009 году. ДД.ММ.ГГГГ Олеся Владимировна вступила в брак. ДД.ММ.ГГГГ у неё родился ребёнок. В настоящее время Осипова О.В. проживает в частном доме, в котором ранее проживала её бабушка, прав на этот дом у О.В. нет.
Согласно ст.51 ЖК РФ определено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания и других аналогичных учреждениях.
Осипова О.В. обращалась с заявлением по вопросу обеспечения её жильем в Министерство образования и науки администрации Красноярского края, в настоящее время она поставлена на учёт, однако фактически жильё не предоставлено. Право на получение ею жилого помещения не реализовано.
Согласно абз. 2 ч.2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года 12-961 «О защите прав ребенка», порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, устанавливаются губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг «О приобретении жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения», утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Осипова О.В. является лицом, из числа детей-сирот, не имеет юридических познаний и денежных средств для оплаты услуг адвоката, обратилась в прокуратуру района для защиты своих жилищных прав.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В судебном заседании прокурор и истица Осипова О.В. на иске настаивают по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика администрации г.Красноярска Глебова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что с иском не согласна по следующим основаниям.
Для обращения в суд с исковым заявлением необходимо наличие нарушения, либо оспаривания прав заинтересованного лица, чего в случае с Осиповой О.В. нет. Осипова О.В. обратилась в прокуратуру Октябрьского района г. Красноярска с заявлением о подаче иска в защиту ее жилищных прав. Согласно ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа отнесено к полномочиям субъекта РФ. В данном случае, это полномочия субъекта РФ - Красноярского края.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №-уг «О приобретении жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» жилыми помещениями обеспечиваются те сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, которые в установленном порядке обратились в Министерство, встали на учет. На приобретение жилых помещений указанным категориям граждан финансовые средства закладываются при принятии бюджета края.
В соответствии с п. 2 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (Приложение № 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 г. N 25-уг) для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения 23-летия представляется в Министерство образования и науки Красноярского края определенный пакет документов, на основании которого принимается решение о постановке на учет либо отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» принято решение о наделении на 2010-2011 годы исполнительно - распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к настоящему Закону (далее - органы местного самоуправления), государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
На основании п. 1 ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9- 4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005г. № 25-уг установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
То есть, для выполнения данных полномочий органом местного самоуправления необходимо финансирование из краевого бюджета. Таким образом, при выделении средств жилое помещение приобретается и предоставляется указанным категориям граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения Осиповой О.В. возникнет только после предоставления денежных средств из краевого бюджета для этих целей.
Между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией города Красноярска в целях реализации Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. Осипова О.В. согласно приложению № (п. 15) к Соглашению включена в число лиц, которым необходимо предоставить жилое помещение. Вместе с тем, финансовые средства на реализацию вышеозначенных государственных полномочий в настоящее время из краевого бюджета не поступали и будут поступать согласно графика, установленного в Приложении №.
Из письменного отзыва на иск Министерства образования и науки <адрес>, поданного по первоначальным требованиям прокурора, следует, что документы Осиповой О.В. поступали в Министерство. Решением Краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Осипова О.В. была поставлена на учет для внеочередного приобретения жилья. После постановки на учет, Осипова О.В. была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2011 году будут предоставлены жилые помещения. В настоящий момент Министерством ведется работа по подписанию соглашений с муниципальными образованиями Красноярского края, после чего денежные средства для приобретения жилых помещений будут перечислены, что будет возможно после выделения денежных средств министерством финансов Красноярского края.
В полномочия Министерства входит постановка на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Полномочия по предоставлению жилого помещения указанной выше категории граждан возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Абзацем 3 части 1 статьи 2 Федерального закона определено, что дополнительные гарантии на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и являются их расходным обязательством. Данная норма устанавливает компетенцию субъекта Российской Федерации на дополнительное, уточняющее регулирование отношений по обеспечению ребенка жильем.
Согласно абз. 2 ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года №12-961 «О защите прав ребенка», порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, устанавливаются губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг «О приобретении жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения», утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с которым Министерство образовании и науки Красноярского края осуществляет учет детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов, а органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно Постановлению администрации г. Красноярска №192 от 14.04.2005 года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учётной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Красноярске составляет 15 кв.м общей площади.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребёнок имел на момент утраты родительского попечения.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» принято решение о наделении на 2010-2011 годы исполнительно - распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к настоящему Закону (далее - органы местного самоуправления), государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Согласно п.2 ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя:
а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»;
в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В приложении № к <адрес> указан в качестве муниципального образования края, исполнительные органы которого наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
На основании п.1 ст.4 Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9- 4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
В соответствии с положениями ч.5 ст.57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту жительства (в черте соответствующего населённого пункта), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Нитецкая О.В., 03.12.1988года рождения, после вступления в брак сменившая фамилию на «Осипова», на основании распоряжения администрации Октябрьского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-р была устроена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение в связи с тем, что ее мать Нитецкая С.В. лишена родительских прав, отец записан со слов матери, жилья и имущества несовершеннолетняя не имела. Согласно справки КГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский <адрес> им. Пономарева» Нитецкая О.В. находилась в данном учреждении на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отметки в паспорте истица зарегистрирована по адресу <адрес>, дом принадлежит, со слов истицы, ее родственнице.
Из справок Ростехинвентаризации и Управления Росреестра по <адрес> следует, что жилья на праве собственности у истицы нет.
Заявление Осиповой О.В. о предоставлении жилья как относящейся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с пакетом необходимых документов было подано в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ. Решением Краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения Осипова О.В. была поставлена на учет для внеочередного приобретения жилья.
После постановки на учет Осипова О.В. была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2011 году будут предоставлены жилые помещения, что подтверждается указанным списком, где она значится под №60.
Между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией города Красноярска в целях реализации Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 заключено соглашение от 28.03.2011, в соответствии с которым Министерство обязуется перечислить в 2011году бюджету муниципального образования субвенцию в размере 67156600рублей в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и графиком финансирования. Осипова О.В. согласно приложению № (п. 15) к Соглашению включена в число лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах Осиповой О.В. удовлетворить.
Обязать администрацию г.Красноярска приобрести жилое помещение в собственность муниципального образования город Красноярск для последующего предоставления Осиповой О.В. на условиях договора социального найма площадью не менее 15 кв.м общей площади.
Решение может быть обжаловано в 10 –дневный срок со дня его принятия в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна судья Г.В. Родичева