Р Е Ш Е Н И Е копия
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Родичевой Г.В.
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Черненко В.В., представителя ответчика МУЗ «Родильный дом №5» Дьяковой Е.В., представителя третьего лица администрации г.Красноярска Глебовой Е.Ю., выступающих на основании доверенностей,
при секретаре Маташковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Родильный <адрес>» о признании незаконным бездействия, выраженное в нарушении требований п.п. 3.6, 6.26 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», возложении обязанности обеспечить площади смотровых кабинетов врачей-гинекологов в женских консультациях № и № в соответствии с гигиеническими нормативами, оборудовать шлюзы с устройством в них вытяжной вентиляции с самостоятельным каналом от каждого шлюза на входах в палатные отделения в корпусе МУЗ «Родильный <адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Родильный <адрес>» о признании незаконным бездействия, выраженного в нарушении требований п.п. 3.6, 6.26 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», возложении обязанности обеспечить площади смотровых кабинетов врачей-гинекологов в женских консультациях № и № в соответствии с гигиеническими нормативами, оборудовать шлюзы с устройством в них вытяжной вентиляции с самостоятельным каналом от каждого шлюза на входах в палатные отделения в корпусе МУЗ «Родильный <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истец мотивирует тем, что при осуществлении государственного надзора в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Родильный <адрес>», юридический адрес: 660100, <адрес>, (далее МУЗ «Родильный <адрес>») Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю установлено, что «Родильный <адрес>» является юридическим лицом, находящимся в ведении главного управления здравоохранения администрации города Красноярска, Учреждение имеет в своем составе женские консультации: - женская консультация № по адресу: 660100, <адрес>; женская консультация № по адресу: 660062, <адрес>; женская консультация № по адресу: 660018, <адрес>; женская консультация № по адресу: 660049, <адрес>ституции, 9.
Согласно Уставу МУЗ «Родильный <адрес>» осуществляет следующие виды деятельности: оказание профилактической, плановой, неотложной, экстренной медицинской помощи населению города и края по профилю отделений и подразделений; оказание платных услуг в соответствии с действующим законодательством; финансово-хозяйственная деятельность.
В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МУЗ «Родильный <адрес>» установлено, что при осуществлении уставной деятельности МУЗ «Родильный <адрес>» допускаются нарушения санитарного законодательства, что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ По фактам выявленных нарушений МУЗ «Родильный <адрес>» привлечено к административной ответственности. С целью обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей МУЗ «Родильный <адрес>» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 30.09.2009 г. № 2704/з со сроком исполнения 01.10.2010г.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя - заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> Горяева Д.В. срок исполнения предписания продлен до 01.12.2010 г.
В соответствии с предписанием №/з от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Родильный <адрес>» необходимо устранить выявленные нарушения, в том числе нарушения требований СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (далее СанПиН 2.1.3.1375-03). Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации введены в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». С момента введения в действие указанного нормативного акта санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.3.1375-03 утрачивают силу. Однако новый нормативный акт повторяет и детализирует требования санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03.
В декабре 2010г. в отношении ответчика была проведена проверка исполнения предписания, в ходе которой установлено, что МУЗ «Родильный <адрес>» в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №/з в части:
пункт 2: в нарушении п. 3.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (п. 3.4. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров») не обеспечены площади смотровых кабинетов №, № врачей-гинекологов в женской консультации № по <адрес>, кабинетов приема врачей гинекологов с гинекологическим креслом №, №, №, №, №, №, №, № в женской консультации № по <адрес>, в соответствии с гигиеническими нормативами, 18 м2;
пункт 6: в нарушении п. 6.26 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (п. 3.27.2. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров») не оборудованы шлюзы с устройством в них вытяжной вентиляции с самостоятельным каналом от каждого шлюза на входах в палатные отделения в корпусе МУЗ «Родильный <адрес>» по <адрес>.
По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от 30.12.2010 № 5896 по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для рассмотрения дело передано мировым судьям.
На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.
Согласно п.п. 1.2, 1.5 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами. Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц. Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами, деятельность которых связана с эксплуатацией лечебных учреждений. При этом в силу ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства (СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»), может привести к возникновению инфекционных заболеваний у пациентов родильного дома, персонала родильного дома, иных лиц, которые посещают здания и помещения родильного дома.
Таким образом, несоблюдение МУЗ «Родильный <адрес>» вышеуказанных требований санитарного законодательства (СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» ) нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
П.2 ч.1 ст.51 Федерального закона Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГлавные государственные врачи и их заместители наделены полномочиями по предъявлению исков в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.
Ст.46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <адрес> Черненко В.В. на иске настаивает по изложенным выше основаниям.
Представитель МБУЗ «Роддом №5» Дьякова Е.В. иск не признала и в своих возражения указала, что здания женской консультации № и № приняты в эксплуатацию по санитарным нормам и СНиПам действующими в то время. Набор помещений, объемно-планировочные решения на тот период соответствовали требованиям санитарных норм и строительным нормам и правилам. В помещениях женских консультаций № и № обеспечены рациональная расстановка оборудования и свободное передвижение пациентов и персонала. Таким образом, родильный дом не нарушает санитарно- эпидемиологическое благополучие населения.
За женской консультацией № закреплено 38 665 женщин, за женской консультацией № женщины. В каждой консультации работают по 9 врачей-акушеров-гинекологов. Таким образом, на каждого врача-акушера- гинеколога приходится соответственно 4 296 и 4 835 женщин. Согласно штатным нормативам медицинского персонала женских консультаций, закрепленным в приказе Минздравсоцразвития России №н от ДД.ММ.ГГГГ, за одним врачом-акушером-гинекологом должно быть закреплено 2 200 женщин. На сегодняшний день недостаточно работников должности врача- акушера-гинеколога для обеспечения соблюдения установленного норматива и в связи с нехваткой кабинетов, прием пациентов в женских консультациях организован в две смены.
Для оборудования шлюза с устройством в них вытяжной вентиляции с самостоятельным каналом от каждого шлюза на выходах в палатные отделения в корпусе родильного дома по <адрес>, существующих площадей недостаточно, потребуются мероприятия по изменению объемно-планировочных решений - либо надстройку дополнительных этажей (с усилением существующих фундаментов), либо пристройку дополнительных зданий, то есть реконструкция всех зданий. Реконструкцию здания в условиях действующего стационара невозможно выполнить, потребуется закрыть родильный дом на 3-5 лет, что подтверждено экспертным заключением ООО «Фундамент»
Представитель соответчика Управления здравоохранения администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, письменного объяснения по иску не представил.
С согласия участвующих по делу лиц дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица администрации г.Красноярска Глебова Е.Ю. с иском не согласна и пояснила, что Управлением Роспотребнадзора было выдано Роддому № санитарно-эпидемиологическое заключение о соблюдении санитарных требований, на основании которого учреждение получило лицензию на осуществление медицинской деятельности. Кроме того, на этот финансовый год в бюджете города не предусмотрено средств на реконструкцию женских консультаций и родильного <адрес>. Возможность финансирования этих работ может рассматриваться лишь в сентябре при подготовке бюджета на следующий год. Кроме того, сначала должен быть разработан проект и если необходимо будет переносить несущие стены, то проект должен пройти государственную экспертизу, затем требуется проведение конкурса и сами строительные работы, на что времени, указанного в иске явно недостаточно. Главным распорядителем средств бюджета <адрес> по отрасли «здравоохранение» является Главное управление здравоохранения города Красноярска, оно же решает вопросы капитального ремонта, реконструкции зданий.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статья 11 данного закона обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно части 1 статьи 24 названного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 40 указанного Закона предусматривает, что отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1). Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления видов деятельности, среди которых указана медицинская и фармацевтическая деятельность.
Статья 1 Закона определяет санитарно-эпидемиологическое заключение как документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и в веденными в действие с ДД.ММ.ГГГГ, Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами (п.1.2). Пунктом 3.1 раздела 1 данных Правил предусмотрено, что архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. Пункт 3.4 раздела 1 Правил предусматривает, что в каждом лечебно-диагностическом подразделении следует предусматривать кабинет заведующего, помещение старшей медицинской сестры, помещения персонала. В соответствии с п.3.6 раздела 1 Правил структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 настоящих правил.
Приложение № к СанПиН 2.1.3.2630-10 предусматривает минимальную площадь кабинета врача со специально оборудованным рабочим местом (гинеколог) 18 кв.м, кабинет заведующего 16 кв.м, помещение старшей медицинской сестры 10 кв.м
Согласно п.6.26 раздела 1 Правил воздухообмен в палатах и отделениях должен быть организован так, чтобы не допустить перетекания воздуха между палатными отделениями, между палатами, между смежными этажами. При входе в палатное отделение/секцию, операционный блок, реанимационное отделение предусматривается шлюз с устройством вентиляции.
В судебном заседании установлено, что здание, в котором находится женская консультация № по <адрес>, построено в 1967году; здание, в котором находится женская консультация № по <адрес>, построено в 1976году; здание роддома №5 по <адрес>, построено и введено в эксплуатацию в 1989году, что подтверждается техническими паспортами на эти здание и нежилые помещения.
Из актов проверок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных Управлением Роспотребнадзора по <адрес>, следует, что площади смотровых кабинетов врачей гинекологов составляют в женской консультации № по <адрес>: кабинет №,1 кв.м, кабинет № – 14 кв.м; в женской консультации № по <адрес>: кабинет № – 14,3 кв.м, кабинет № – 17 кв.м, кабинет № – 13,2 кв.м, кабинет № – 14,3 кв.м, кабинет № – 14,7 кв.м, кабинет № – 15,1 кв.м; в здании роддома не оборудованы шлюзы с устройством в них вытяжной вентиляции с самостоятельным каналом от каждого шлюза на входах в палатные отделения.
Вместе с тем, как следует из пояснений сторон, на момент постройки и ввода указанных зданий и помещений в эксплуатацию, они соответствовали существовавшим на тот период санитарным требованиям, что также подтверждается выданными Управлением Роспотребнадзора по <адрес> санитарно-эпидемиологическими заключениями и полученными лицензиями на осуществление медицинской деятельности, а также экспертным заключением ООО «Фундамент».
Требования новых СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые объекты, иное толкование привело бы к необходимости закрытия и прекращения деятельности медицинских учреждений в уже существующих зданиях, что в большей степени привело бы к нарушению прав граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, гарантированных ст.41 Конституции РФ, поскольку приведение существующих помещений в соответствие с требованиями новых СанПиН 2.1.3.2630-10, требует проведения реконструкции указанных зданий с их закрытием на срок от 3 до 5 лет, что подтверждается экспертным заключением ООО «Фундамент» и пояснениями специалиста Балчуговой В.Н., проводившей обследование. При этом расширение одних кабинетов за счет других приведет к уменьшению их количества. А согласно сообщению ответчика за женской консультацией № закреплено 38 665 женщин, за женской консультацией № женщины. В каждой консультации работают по 9 врачей акушеров-гинекологов, на каждого врача акушера- гинеколога приходится соответственно 4 296 и 4 835 женщин. Согласно штатным нормативам медицинского персонала женских консультаций, закрепленным в приказе Минздравсоцразвития России №н от ДД.ММ.ГГГГ, за одним врачом акушером-гинекологом должно быть закреплено 2 200 женщин. На сегодняшний день недостаточно работников должности врача акушера-гинеколога для обеспечения соблюдения установленного норматива и в связи с нехваткой кабинетов, прием пациентов в женских консультациях организован в две смены.
Кроме того, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и договору № от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом недвижимости администрации <адрес> и МУЗ «Родильный <адрес>», нежилые помещения по <адрес>, и Конституции, 9, а также здание по <адрес>, находятся в муниципальной собственности и переданы МУЗ «Родильный <адрес>» в оперативное управление. Пунктом 2.5.2 указанного договора предусмотрена обязанность Учреждения обеспечивать сохранность имущества, не допускать ухудшения его технического состояния и осуществлять его текущий ремонт.
Согласно Положению о Главном управлении здравоохранения администрации города Красноярска, утвержденному распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Управление является главным распорядителем средств бюджета <адрес> по отрасли «Здравоохранение» (п.1.5). Оно контролирует сроки и качество выполнения капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений, строительство новых объектов здравоохранения; выступает в качестве муниципального заказчика при проектно-изыскательских работах, разработке проектно-сметной документации, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений и строительстве новых объектов отрасли «Здравоохранение» (п.3.1.4, 3.1.5).
Суд считает несостоятельной ссылку представителя истца как на основание для удовлетворения своих требований привлечение ответчика к административной ответственности за неисполнение требований соблюдения санитарного законодательства, поскольку постановлением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении МУЗ «Родильный <адрес>» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Родильный <адрес>» о признании незаконным бездействия, выраженного в нарушении требований п.п. 3.6, 6.26 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», возложении обязанности обеспечить площади смотровых кабинетов №, № врачей-гинекологов в женской консультации № по <адрес>, кабинетов приема врачей-гинекологов с гинекологическим креслом №, №, №, №, №, №, №, № в соответствии с гигиеническими нормативами, оборудовать шлюзы с устройством в них вытяжной вентиляции с самостоятельным каналом от каждого шлюза на входах в палатные отделения в корпусе МУЗ «Родильный <адрес>», отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна судья Г.В. Родичева