Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2011 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего Гареевой Е.Б.,
при секретаре Вохминой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Общеобразовательное учреждение лицей № № и Администрации г. Красноярска об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском (с учетом уточнений от 10.02.2011 года). Требования мотивировал тем, что26.10.2010 года была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Лицее№ В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В 2009 году в ходе внеплановой проверки ОГПН по г. Красноярску у ответчика были выявлены эти же нарушения, выразившиеся в том, что не демонтированы глухие металлические решетки на окнах (кабинет ректора, спортивный зал, столовая, решетки на окнах, где створки выполнены глухими) – п. 40 ППБ 01-03; дверные полотна пожароопасных помещений (архив 2 этаж, выход на кровлю и чердак, мастерская) выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа – п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*; ширина эвакуационных выходов менее 1,2 метра (запасные выхода 1 этаж, дверь – 3 этаж актовый зал, мастерская) – п. 6.16 СНиП 21-01-97*; воздухоотводы систем вентиляции при прохождении через противопожарные преграды не оборудованы огнезадерживающими клапанами – п. 7.11.13 СНиП 41-01-2003; в проемах перехода на 1 и 2 этаж не установлены противопожарные двери – п. 1.15 СНиП 2.08.02-89*; закрашены (заблокированы) вторые створки дверей из учебных кабинетов (2 этаж, 3 этаж) – п. 53 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; запасные лестничные клетки окрашены горючими материалами (ступени, лестничные площадки, стены) – п. 53 ППБ 01-03; ширина выходов из спортивного зала, столовой менее 1,2 метра – п. 6.16 СНиП 21-01-97*; деревянные конструкции кровли примыкают к окнам третьего этажа – п. 3.11 СНиП 2.01.02-85*, п. 7.1 СНиП 21-01-97; подвальное помещение не отделено от лестничной клетки запасного выхода п. 1-97 СНиП 2.08.02-89*. 26 августа 2010 года в ходе проведенной выездной внеплановой проверки ОГПН г. Красноярска было установлено, что нарушения, выявленные в 2009 году, а именно:
- дверные полотна пожароопасных помещений (архив 2 этаж, выход на кровлю и чердак, мастерская) выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа – п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*.
- воздухоотводы систем вентиляции при прохождении через противопожарные преграды не оборудованы огнезадерживающими клапанами – п. 7.11.13 СНиП 41-01-2003;
- общий коридор второго этажа не разделен противопожарными перегородками 2-20 типа на участки длиной не более 60 метров – п. 6.26 СНиП 21-01-97*;
- деревянные конструкции кровли примыкают к окнам третьего этажа – п. 3.11 СНиП 2.01.02-85*, п. 7.1 СНиП 21-01-97 устранены не были.
Своим бездействием - невыполнением указанных требований пожарной безопасности МБОУ лицей № № и администрация г.Красноярска нарушают права неопределенного круга граждан - лиц, работающих и несовершеннолетних, находящихся в учреждении. МБОУ лицей № № является бюджетным учреждением, учредителем которого является администрация города Красноярска.
В соответствии с п.3.1 Положения о главном управлении образовании администрации города Красноярска, утв. Распоряжением Администрации города Красноярска от 26.06.2009 ~ г. № 231-р, главное управление образования Администрации города Красноярска определяет потребности по финансовому обеспечению расходных обязательств муниципальной систему образования, определяет потребности муниципальной системы образования в материально-технических, кадровых, информационных ресурсах на основании данных главных распорядителей бюджетных средств - управлений образования администрации районов в городе, в отношении подведомственных муниципальных учреждений выступает главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств, исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством, осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств бюджета города, осуществляет контроль за состоянием бюджетного учета и отчетности в учреждениях, в отношении которых Управление выступает главным распорядителем бюджетных средств и главным администратором доходов бюджета города. Учитывая, что неисполнение предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в здании Учреждения, на безопасность при чрезвычайных ситуациях (при пожаре), а ответчиком названные нарушения не устранены, просят обязать ответчиков в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда демонтировать деревянные конструкции кровли, примыкающие к окнам третьего этажа в помещении лицея.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Лавейкина Н.А. исковые требования (с учетом уточнений от 10.02.2011 года) поддержала, настаивает на их удовлетворении, подтвердила вышеизложенные обстоятельства.
Представитель ответчика директор МБОУ «Образовательное учреждение лицей
№ № Смирнова Н.Б. в судебном заседании подтвердила, что действительно переход между спортивным залом и зданием школы выполнен на деревянных стропилах, для устранения указанного нарушения им потребуется значительная денежная сумма. Полагают, что нарушений пожарной безопасности нет, так как сама по себе крыша не деревянная, деревянными являются только стропила. Крыша регулярно обрабатывается специальным раствором, что препятствует распространению огня в случае пожара. Также считают, что исполнение решения суда в течение 6 месяцев невозможно.
Представитель ответчика - Администрации города Красноярска в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил письменный отзыв. В письменном отзыве указал, что действующим законодательством возложена персональная ответственность за невыполнение, либо ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности на руководителей муниципальных учреждений. МБОУ « Общеобразовательное учреждение лицей №№» является бюджетным учреждением, подведомственным юридическому лицу - управлению образования администрации Октябрьского района г. Красноярска, последним им выделены бюджетные средства и они являются главным распорядителем бюджетных средств. Кроме того, полагают, что истцом не доказан факт того, что требования в части демонтажа деревянных конструкций обоснованны, так как не доказан факт того, что стена, к которой примыкает крыша является противопожарной.
Представитель ответчика Главного управления образования администрации г. Красноярска ( привлечены в качестве соответчика по инициативе суда, требований к ним не заявлено) и представитель третьего лица – управления Администрации Октябрьского района г. Красноярска Быкова Н.Н. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями они не согласны, требуемого срока для устранения предписаний недостаточно, финансирование уже определено, подтвердила доводы ответчика МБОУ «Общеобразовательный лицей №№
Представитель третьего лица Отдела ГПН по г. Красноярску Муллагулов Р.Р. в судебном заседании подтвердил, что действительно деревянные стропилы, находящиеся в переходе между спортивным залом и зданием лицея нарушают требования пожарной безопасности и создают угрозу людям и имуществу в случае возникновения пожара.
Суд, заслушав представителей сторон, представителей третьих лиц, исследовав представленные доказательства, полагает исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Красноярска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ предусматривает, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют, в частности, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 37 указанного Закона).
Статья 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопрос организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относит к вопросам местного значения муниципального района.
Статья 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов решение таких вопросов местного значения в сфере образования, как обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.
Статья 32 указанного закона предусматривает, что материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, а также привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита относится к компетенции образовательного учреждения. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса возложена именно на образовательное учреждение.
Судом установлено, что МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей №№» имеют на праве оперативного управления здание по <адрес> в г. Красноярске.
Согласно Уставу МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей №№ » является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, учредителем Лицея является Администрация г. Красноярска.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела в период с мая 2007 года по 26 августа 2010 года в МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей № №» ОГПН по г. Красноярску проводились неоднократные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которых выявлялись нарушения, выносилось предписание по их устранению, однако осталось не выполненным одно требование - деревянные конструкции кровли примыкают к окнам третьего этажа – п. 3.11 СНиП 2.01.02-85*, п. 7.1 СНиП 21-01-97*.
Пункт 3.11 СНиП 2.01.02-85* предусматривает, что при размещении противопожарных стен или противопожарных перегородок в местах примыкания одной части здания к другой под углом необходимо, чтобы расстояние по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах, было не менее 4 м, а участки стен, карнизов и свесов крыш, примыкающие к противопожарной стене или перегородке под углом, на длине не менее 4 м. были выполнены из негорючих материалов. При расстоянии между указанными проемами менее 4 м. они должны заполняться противопожарными дверями или окнами 2 – го типа.
Согласно п. 7.1 СНиП 21-01-97* предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся, конструктивные и объемнопланировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями, ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации; снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий; наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения; сигнализация и оповещение о пожаре.
Вместе с тем, судом установлено, что в нарушение требований пожарной безопасности кровля, примыкающая к окнам третьего этажа лицея № № а именно переход между спортивным залом и школой установлен на деревянных стропилах, данный факт сторонами не оспаривался.
Суду не представлено доказательств тому, что названные нарушения правил пожарной безопасности устранены. Судом установлено, что со стороны ответчика МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей №№» предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений, однако, отсутствие финансирования не является обстоятельством, освобождающим от обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Таким образом, учитывая, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности не устранены, нарушения правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в здании учреждения, на безопасность при чрезвычайных ситуациях – при пожаре, суд полагает, что данные нарушения должны быть устранены, в связи с чем суд полагает согласиться с заявленными требованиями
Учитывая, что в соответствии с вышеуказанными нормативными положениями законодательства РФ, а также в соответствии Уставом МДОУ администрация г.Красноярска несет обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений указанного муниципального образовательного учреждения, оснований для освобождения администрации г.Красноярска от возложения обязанности по устранению выявленных нарушений не установлено, требования прокурора к обоим ответчикам подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом указанный в исковом заявлении срок устранений нарушений – шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда – является разумным и реальным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей № №» и Администрацию г. Красноярска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать деревянные конструкции кровли, примыкающей к окнам третьего этажа в муниципальном бюджетном образовательном учреждении « Общеобразовательное учреждение лицей
№», расположенном по <адрес> в г. Красноярске.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его вынесения в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: