Решение Именем Российской Федерации 01 июня 2011 года г. Красноярск Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе: председательствующего судьи: Харитонова А.С. с участием заявительницы Шульгиной Е.С., представителя УСЗН Октябрьского района г.Красноярска – Еремчук О.В., при секретаре: Соколовой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шульгиной Е.С. об оспаривании решения Управления социальной защиты населения администрации <адрес> об отказе в выплате материальной помощи, УСТАНОВИЛ: Шульгина Е.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления социальной защиты населения администрации <адрес> об отказе в выплате материальной помощи. В обоснование заявления указав, что она (заявительница) ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УСЗН администрации <адрес> с заявлением об оказании материальной помощи ее (заявительнице) семье, в соответствии с Постановлением главы города «Об утверждении положения о порядке оказания гражданам адресной материальной помощи по городским целевым программам» от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> Шульгиной Е.С. был предоставлен промежуточный ответ за № в котором указывалось, что на основании поданного Шульгиной Е.С. заявления был отправлен запрос в Г, о необходимости предоставить сведения о составе семьи Шульгиной Е.С. Данный запрос поступил в Г, ДД.ММ.ГГГГ. В ответе также сообщалось, что при получении информации по запросу, комиссией управления будет рассмотрена возможность оказания материальной помощи. Однако, не дождавшись ответа на запрос из Г, – УСЗН администрации <адрес> протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице было отказано в выделении материальной помощи, в связи с непредставлением сведений о составе семьи. Считает данное решение необоснованным и противоречит требованиям действующего законодательства. По изложенным основаниям просит, признать действия УСЗН администрации <адрес>, выразившиеся в отказе в назначении и выплате единовременной материальной помощи незаконными, обязать УСЗН администрации <адрес> назначить и выплатить материальную помощь семье Шульгиной Е.С. в размере 10000 рублей, взыскать с УСЗН администрации <адрес> моральный вред в размере 5000 рублей, поскольку нежелание УСЗН администрации <адрес> действовать в рамках действующего законодательства причинило заявительнице и ее семье нравственные страдания, а также государственную пошлину в размере 200 рублей уплаченную в связи с подачей заявления. В процессе рассмотрения дела заявительница Шульгина Е.С. заявленные требования уточнила, просила признать действия УСЗН администрации <адрес>, выразившиеся в отказе в назначении и выплате единовременной материальной помощи незаконными, взыскать с УСЗН администрации <адрес> моральный вред в размере 5000 рублей, а также государственную пошлину в размере 200 рублей уплаченную в связи с подачей заявления. В судебном заседании Шульгина Е.С. требования изложенные в заявлении поддержали в полном объеме, по изложенным в нем основаниям. В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения администрации <адрес> – Еремчук О.В. (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) просила в удовлетворении заявления отказать, указав, что в настоящее время Шульгиной Е.С. назначена к выплате материальная помощь в размере 10000 рублей. Кроме того, ранее принятый отказ Шульгиной Е.С. в выплате материальной помощи был обусловлен тем, что Шульгиной Е.С. не были предоставлены сведения о составе семьи, а также учитывая десятидневный срок рассмотрения обращений, заявительнице было отказано в выделении материальной помощи. Однако, впоследствии в связи с поступлением сведений о составе семьи Шульгиной Е.С. из Г,, последней была назначена указанная выплата. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, полагает заявление подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п.1.3 ст.1, ст. 2 Постановления от 11.04.2008 года № 202 «Об утверждении положения о порядке оказания гражданам адресной материальной помощи по целевым городским программам» дополнительные меры социальной поддержки в виде оказания адресной материальной помощи по городским целевым программам предоставляются многодетным семьям, семьям, в которых дети являются инвалидами, приемным семьям. Адресная материальная помощь выплачивается управлениями социальной защиты населения администраций районов в городе по месту жительства граждан, указанных в подпунктах 1.1 – 1.6 настоящего Положения. Согласно ст. 3 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях поддержки уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. В соответствии со ст. 7 названного закона, получатели государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие, одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим ФЗ, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. В силу ст. 13 ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одного проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003 года № 44-ФЗ в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети, родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. Согласно п.2 ст. 8 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах. В соответствии с п.3 ст. 8 вышеуказанного закона, уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. Как видно из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Шульгина Е.С. обратилась в УСЗН администрации <адрес> с письменным заявлением об оказании ее семье материальной помощи, с приложением к заявлению необходимых документов. В поданном Шульгиной Е.С. заявлении в адрес УСЗН администрации <адрес> также содержалась просьба о необходимости направить запрос в адрес Г, о предоставлении сведений о составе ее семьи ввиду невозможности самостоятельного получения данных сведений (л.д.6). ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> Шульгиной Е.С. был дан промежуточный ответ за №, в соответствии с которым УСЗН был направлен запрос в адрес ФИО21 для предоставления сведений о составе семьи Шульгиной Е.С., при получении которого, указывалось, что комиссией управления будет рассмотрена возможность оказания адресной материальной помощи, о чем будет сообщено дополнительно (л.д.7-8). Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, не дождавшись ответа на запрос направленный в Г,, ДД.ММ.ГГГГ комиссией УСЗН администрации <адрес> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Шульгиной Е.С. в выделении материальной помощи было отказано, в связи с непредставлением сведений о составе семьи в установленные законом сроки (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> в связи с поступлением запрашиваемых сведений из ГУП Г, о составе семьи Шульгиной Е.С. последней было направлено письмо за № о возможности вновь обратиться за оказанием адресной материальной помощи (л.д.25). Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии УСЗН администрации <адрес> по оказанию гражданам адресной материальной помощи по городским целевым программам протоколом № было решено предоставить (выплатить) адресную материальную помощь многодетной семье Шульгиной Е.С. в размере 10000 рублей (л.д.18-21), о чем был издан соответствующий приказ от ДД.ММ.ГГГГ №/М о выплате материальной помощи на основании протокола заседания комиссии по оказанию гражданам адресной материальной помощи по городским целевым программам от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с принятием вышеуказанного решения, ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> в адрес Шульгиной Е.С. было направлено письменное уведомление № о том, что принято положительное решение об оказании Шульгиной Е.С. материальной помощи в размере 10000 рублей, при поступлении которых будет сообщено дополнительно о дате выплаты (л.д.22). Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает, необходимым заявление Шульгиной Е.С. в части признания действий Управления социальной защиты населения администрации <адрес>, выразившихся в отказе в назначении и выплате единовременной материальной помощи незаконными удовлетворить, поскольку решением комиссии УСЗН администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из выше представленных материалов дела, по мнению суда было принято преждевременное решение об отказе Шульгиной Е.С. в выделении адресной материальной помощи, поскольку как установлено в судебном заседании заявительницей при обращении в УСЗН администрации <адрес> с письменным заявлением об оказании ее семье материальной помощи, содержалась просьба о необходимости направления запроса в Г, о предоставлении сведений о составе ее семьи. Несмотря на это, УСЗН администрации <адрес> не дождавшись ответа на запрос было принято решение об отказе в выделении материальной помощи, что противоречит требованиям вышеуказанных положений действующего законодательства. Доводы представителя УСЗН администрации <адрес> – Еремчук О.В. о том, что законом предусмотрен десятидневный срок рассмотрения обращений, в связи с чем, заявительнице было отказано в выделении материальной помощи в предусмотренные сроки, так как ответ на запрос из Г, на момент принятия решения, т.е. ДД.ММ.ГГГГ еще не поступил, судом не принимаются, поскольку исходя из толкования п.3 ст. 8 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть, направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> Шульгиной Е.С. был дан промежуточный ответ за №, из которого следовало, что УСЗН был направлен запрос в адрес Г, для предоставления сведений о составе семьи Шульгиной Е.С., после получения которого должен был решен вопрос о возможности оказания адресной материальной помощи. Указанное представителем УСЗН администрации <адрес> не оспаривалось. Вместе с тем, несмотря на то, что Шульгиной Е.С. был дан промежуточный ответ, УСЗН администрации Октябрьского района г.Красноярска в нарушение вышеуказанного закона принимается в десятидневный, а не тридцатидневный срок решение об отказе в выделении материальной помощи. Таким образом, указанное свидетельствует о незаконности действий УСЗН администрации <адрес>. То обстоятельство, что в настоящее время Шульгиной Е.С. назначена к выплате материальная помощь в размере 10000 рублей, не может ставиться в зависимость от ранее принятого решения и свидетельствовать о законности действий УСЗН администрации <адрес> по ранее принятому решению об отказе в выделении материальной помощи. Что касается требований Шульгиной Е.С. о взыскании с УСЗН администрации <адрес> компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, по тем основанием, что нежелание УСЗН администрации <адрес> действовать в рамках действующего законодательства причинило заявительнице и ее семье нравственные страдания, так как она (Шульгина Е.С.) вынуждена доказывать свою правоту в судебном порядке, то суд считает необходимым в удовлетворении данного требования отказать, поскольку Шульгиной Е.С. в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств причинения ей (заявительнице) и ее семье действиями УСЗН администрации <адрес> нравственных страданий в той или иной форме. Кроме того, согласно п.1 и п.2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса; моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Из указанного следует, что по смыслу ст. ст. 151, 1099 ГК РФ в случае причинения гражданину имущественного вреда денежные средства в счет компенсации морального вреда с виновного не взыскиваются. Как видно из материалов дела, и установлено судом, поскольку обращение Шульгиной Е.С. о выделении материальной помощи затрагивает имущественные права гражданина, в частности право на получение адресной материальной помощи, в связи с чем, исходя из положений п.2 ст.1099 ГК РФ, основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда отсутствуют, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения ответчика к такой ответственности, в случае отказа в выделении материальной помощи не имеется. Кроме того, доказательства, подтверждающие нарушение УСЗН администрации <адрес> неимущественных прав заявительницы, в материалах дела отсутствуют. Согласно ст.ст. 88, 94 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, суд считает, что подлежит возврату госпошлина уплаченная заявительницей в связи с подачей заявления в суд в размере 200 рублей, поскольку подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Шульгиной Е.С. удовлетворить частично. Признать действия Управления социальной защиты населения администрации <адрес> об отказе в назначении и выплате единовременной материальной помощи семье Шульгиной Е.С. незаконными. Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска в пользу Шульгиной Е.С. государственную пошлину в размере 200 рублей. В остальной части в удовлетворении заявления отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме. Копия верна. Председательствующий: А.С. Харитонов