РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Косовой Е.В. с участием представителя истица И., представителя ответчика М., представителя третьего лица Г. при секретаре Юровой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к администрации <адрес> о признании незаконным решения администрации района об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет, УСТАНОВИЛ: П. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным решения администрации <адрес> от 12.12,2010 года за № «Об отказе П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» незаконным с возложением на администрацию <адрес> обязанности по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в списки В. войны, членов семей погибших (умерших) В. войны инвалидов и У. войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии его на учет в администрацию <адрес>, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что он является У. войны, принимал участие в боевых действиях, награжден медалями. Является репрессированным, признан подвергшимся политической репрессии реабилитированным; награжден медалью «55 лет вневедомственной охране МВД России; является В. труда с 1998 года и инвалидом второй группы с 1995 года; пользуется льготами и преимуществами, установленными законодательством для В. ВОВ, инвалидом и как лицо пострадавшее от политических репрессий. Согласно ст.15 ФЗ «О ветеранах». У. войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем У. войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. У. войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно ст.23.2 «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01. 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: У. войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Таким образом, он, как У. войны подпадает под действия ст.15 ФЗ «О ветеранах», имеющих право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Вышеуказанные требования он выполнил в полном объеме, к заявлению о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении приложены: паспорт заявителя, справка о составе семьи, выписка из домовой книги, удостоверение В. войны и др. документы. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № ему отказано в постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, по ст. ст.51,52 «Жилищного кодекса РФ». В. войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и У. войны, подлежат обеспечению жильем и соответственно постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как иные категории граждан определенные Федеральным законом «О ветеранах». Необходимость в признании указанных категорий граждан в т.ч. малоимущими, в целях обеспечения жильем отсутствует. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность У. гражданских правоотношений предполагаются. Кроме того, из текста Распоряжения ему не совсем понятно на каком основании ему отказано в постановке на учет, ему не было представлено решение жилищной комиссии. <адрес> не выполнила возложенные на нее ст.52 Жилищного кодекса РФ обязанности по определению фактической нуждаемости в улучшении жилищных условий В. ВОВ поскольку не были учтены фактически сложившиеся жилищные условия его как В. войны. Решение об отказе в постановке на учет было принято по формальным основаниям. При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным отказ в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Данное решение он считает необоснованным и незаконным, а также формальным, так как комиссия поверхностно и необъективно оценила суть вопроса и требования жилищного законодательства. Отказ администрации в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий фактически препятствует его участию в целевой программе по обеспечению жильем как У. войны, хотя в силу возраста и состоянию здоровья нуждается в обеспечении благоустроенным жильем, которое может быть ему в дальнейшем предоставлено по данной программе. Он не согласен с доводами Администрации, что он преднамеренно ухудшил жилищные условия с целью признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий по следующим основаниям: Согласно статье 6 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом Российской Федерации. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Частью 2 ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. А также, это право гарантировано, <адрес> «О порядке обеспечения жильем в <адрес> В. войны 1941-1945 год» ст.1 п.6. Следовательно, при решении в настоящее время вопроса о признании В. войны нуждающимися в жилых помещениях следует исходить из того, что принятие данных граждан на учет после ДД.ММ.ГГГГ следует осуществлять в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом Российской Федерации. Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Ст.53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанные действия обладают следующими признаками: 1).они совершаются тем гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; 2).этот гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, сами по себе действия, вызвавшие ухудшение жилищных условий, не являются основанием для отказа в принятии на учет. Их совершение должно быть продиктовано намерением приобрести право состоять на учете (это обстоятельство может быть установлено в каждом конкретном случае индивидуально). Он намеренно не ухудшал свои жилищные условия, что подтверждается следующими фактами и доказательствами. На основании ордера № НО-00706 между ним и Муниципальным Унитарным предприятием «Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест №» был заключен Договор найма жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ он вместе со своей семьей вселился в <адрес> в <адрес>, где проживает и сейчас. Согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена квартира, состоящая из 3-х комнат, общей площадью 64.70 кв.м., в том числе жилой площадью 40,9 кв.м. Членами его семьи являются: Д. - его сын; Т. - жена сына (невестка); А. - внук; С. - внучка; И. – внук. Ни он, ни вышеперечисленные члены его семьи не имели и не имеют другой жилплощади, что подтверждается справками об отсутствии другого жилья, предоставленными им Федеральной службой Государственной регистрации кадастра и картографии. ДД.ММ.ГГГГ его сын П. вступил в брак с Н.(Т.), которая проживала и по настоящее время проживает вместе со своим мужем (его сыном) в их квартире по <адрес> семейным обстоятельствам невестка все это время была прописана в другом месте. В связи с возникшей необходимостью в приватизации квартиры по <адрес>.кв 8 его невестка Т. (Н.) прописалась на площадь своего мужа, как член семьи. Таким образом, прописывая свою невестку Т. на жилплощадь к своему мужу и его сыну, он не преследовал корыстной цели, а действовал в соответствии с семейным и жилищным законодательством Российской Федерации. Он считает, что прописка невестки была вызвана объективной необходимостью, а именно: - самостоятельно физически себя обслуживать уже сложно и был вынужден дать согласие на прописку второй невестки; - кроме этого действовал Указ президента РФ «Об обеспечении жильем В. Войны 1941-1945 годов» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.1 которого жильем должны были обеспечиваться В. ВОВ 1941-1945 годов вставшие на учет до 1 марта. Поэтому хотя он и нуждался в улучшении жилищных условий, но не обращался с заявлением на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий из чего можно сделать вывод, что он не имел умысла ухудшить свои жилищные права; - зарегистрировав по месту своего проживания жену своего сына - Т. он, по мнению администрации района, тем самым умышленно ухудшил свои жилищные условия, что по его мнению, противоречит как семейному, так и жилищному законодательству, так как она является членом семьи. Причины регистрации администрацией не выяснялись, хотя зарегистрированные сначала первая невестка (Т.) и вторая невестка фактически длительное время проживали совместно с ними, в связи с чем вывод администрации об умышленном ухудшении заявителем жилищных условий, является неправомерным; - при этом ограничения в постановке гражданина-В. войны на учет должны считаться допустимыми лишь в том случае, если ими совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. К такому выводу пришел Конституционный суд Российской Федерации при вынесении определения «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного Кодекса РФ»; - с учетом того, что на учет нуждающихся в предоставлении жилья принимаются граждане по признаку финансовой и имущественной (в т.ч. и жилищной) обеспеченности ниже установленной нормы, речь в комментируемой 53 ст. идет лишь о действиях имущественного характера (продажа, обмен, раздел жилья и пр.), которые привели жилищные условия гражданина в состояние, требующее участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопроса обеспечения его другим жильем. В противном случае даже такой факт, как рождение ребенка или вселение супруга может быть отнесен к названным в комментируемой 53 ст. действиям; - критериев, намеренного ухудшениями гражданами своих жилищных условий не существует. Перечень рассматриваемых намеренных действий, как уже отмечалось выше, в нормативном порядке в федеральном законодательстве не урегулирован; - кроме этого, ответа на данный вопрос нет и в материалах обобщения судебной практики; - в Жилищном кодекса Российской Федерации не случайно говорится о преднамеренности действий по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на квартирном учете. Таким образом, отказ в постановке на учет связывается с наличием вины соответствующих лиц. Поэтому и говорится не просто об ухудшении жилищных условий, а о преднамеренном характере такого ухудшения. То есть имеется в виду умысел, сознательные действия, специально направленные на создание в обход закона права на получение жилья. - в Жилищном кодексе о критериях ни сказано, ни слова. Квалифицируют злой умысел чиновники по своему внутреннему убеждению. Он как истец, объясняет свои действия вполне понятным и законным стремлением, во-первых, обеспечить себе, как нетрудоспособному пожилому человеку надлежащие попечение и уход со стороны невестки, во-вторых, имеет право прописать жену сына в качестве члена семьи на свою жилплощадь в соответствии с законом, а в третьих, он решился на приватизацию своей квартиры и, в связи с чем, предполагал сделать собственницу и вторую невестку Т.. Как он указал выше, не считаются действиями, приведшими к необходимости улучшения жил условий следующие действия. Действия по вселению по месту жительства супругов, детей, родителей, иных граждан, объединённых признаками родства или свойства, если они: а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, что подтверждается справкой (выданной ФГУП «Ростехинвентаризации-Федеральное БТИ ЗА № ОТ ДД.ММ.ГГГГ Г), о том, Т. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности в <адрес> не имеет, а также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что в <адрес> (где ранее она была прописана у своего брата в частном жилом доме) недвижимого имущества нет; б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования, но не были обеспечены по норме предоставления (то есть не были обеспечены необходимыми 18 метрами общей площади); в) занимали на праве самостоятельного пользования жилое помещение, признанное непригодным для постоянного проживания, то есть признанное аварийным, находящимся в ветхом состоянии, или если в нём было выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. В связи с тем, что протяжении длительного времени в его квартире проживали две невестки, то он не давал разрешение на прописку второй жены сына (т.к. ранее была прописана первая жена сына). Когда же он решился на оформление квартиры в собственность через приватизацию, то принял решение прописать вторую жену – Т., которая проживала вместе с ними фактически почти 10 лет, но была прописана в Минусинске у брата в частном доме. Взаимоотношения у него с ней длительное время не складывались и поэтому он не разрешал ей прописаться в квартире. Потом он узнал, что приватизация квартир продлена он решил воспользоваться этой возможностью на что дал сыну свое согласие на оформление в собственность квартиры. При обсуждении этого вопроса сын предложил прописать свою жену у них в квартире, так как она уже длительное время живет с ним и у них уже имеются дети. Он не возражал. Невестка прописалась в 2010 году, а когда стали оформлять документы на приватизацию, он отказал ей в участие в приватизации хотя ранее не возражал. Таким образом, он считает, что прописка его невестки была необходимостью ввиду того, что она имела право как член его семьи, а что касается участие в приватизации, то он изменил свое мнение и отказал ей в этом, имея на то свои причины. Он утверждал и утверждает, и считает достаточно аргументировал и доказал, свою позицию в спорном вопросе о том, что он не имел умысла ухудшить свои жилищные права. Как В. ВОВ 1941-1945 года нуждающийся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он имеет право на обеспечение жильем независимо от времени постановки на учет. Считает, что как В. войны осуществляет свои гражданские права по критериям разумности и добросовестности, что, как полагает, должно способствовать защите его нарушенных прав и восстановлению справедливости и законности. Согласно ст.3 вышеуказанного Закона, «принятие В. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства В. в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края». Таким образом, прописка его невестки на жилплощадь своего мужа вызваны не намерением ухудшить свои жилищные условия, а объективной необходимостью прописаться на жилплощадь мужа и проживать вместе с ним и своими детьми по месту своего постоянного проживания. Его невестка Т. постоянно проживает в их квартире с момента регистрации брака с моим сыном, то есть более десяти лет. С учётом названных обстоятельств, он считает, что администрация <адрес>, оказав ему в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, нарушила его права и свободы гарантированные Федеральным законом «О ветеранах», Жилищным кодексом РФ, Конституцией РФ. В судебном заседании представитель истца П. – И., исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Представитель ответчика администрации <адрес> М. заявленные исковые требования не признала, считает отказ правильным. Они не составляют списки, они ставят на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий. Представитель третьего лица – администрации <адрес> – Г., с исковыми требованиями, также, не согласилась, поскольку доводы, изложенные в отказе о постановке на учет П. поддерживает. Администрация ведет учет граждан нуждающихся, ни администрация района, ни администрация города не ведет формирование списков. Списки формируются Министерством социальной политики субъекта РФ на основании распоряжения и пакета документов о постановке на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Очередь нуждающихся общая, Министерство ведет учет В.. Представитель третьего лица – Министерства социальной политики <адрес> в зал судебного заседания не явился, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Свидетель Т. суду пояснила, что они переехали в квартиру семьей с мужем и ребенком в 2006 г., в то время там проживала первая жена её мужа с ребенком. Зарегистрировалась ДД.ММ.ГГГГ. Ранее не могла встать на регистрационный учет, так как с П. были натянутые отношения, в квартире была прописана первая жена, которая выписалась в конце 2007 года. В 2008 году она забеременела, встать на регистрационный учет не успела. В 2010 году её ребенку исполнилось 3 года, они ждут места в детский садик, кроме того, ей нужно выходить на работу, без прописки её на работу не берут, поэтому П. дал согласие на её прописку, до этого он согласия не давал. Раньше проживали в <адрес>, жилья там нет. Проживали у брата. Суд, выслушав представителя истца, представителя администрации <адрес>, представителя администрации <адрес>, свидетеля, исследовав материалы дела, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.2 ФЗ «О ветеранах» Н 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ В. войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К В. войны относятся: У. войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР. Согласно ч.1 ст.13 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка В. предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. В силу ст.15 ФЗ «О ветеранах». У. войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем У. войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. У. войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно ст.23.2 «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: У. войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Судом установлено, что П., проживающий по адресу: <адрес>А-8, являясь В. войны, в составе семьи из 6-ти человек, ДД.ММ.ГГГГ обратился в <адрес> по поводу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ он проживал в выше указанном жилом помещении составом семьи 5 человек: П., сын Д., внук А., внучка С., внук И.. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, исходя из учётной нормы для постановки на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, нуждаемость у него отсутствовала. ДД.ММ.ГГГГ в данное жилое помещение была постоянно зарегистрирована Т., которая приобрела самостоятельное право пользования данным жилым помещением. Учитывая изложенное, основания для принятия его на учёт отсутствуют, поскольку он ухудшил свои жилищные условия. Согласно ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. В силу ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. 3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. По делу также установлено, что согласно ордера НО-00706 от ДД.ММ.ГГГГ, П. была предоставлена <адрес> из трёх комнат жилой площадью 40,9 кв.м. с членами семьи: Р. – жена, А. – сын, Д. – сын и А. – мать. Согласно выписки из домовой книги и финансово-лицевого счёта на указанную квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире зарегистрированы: Д. Пётр Александрович – квартиросъёмщик с ДД.ММ.ГГГГ, Д. – сын с ДД.ММ.ГГГГ, А. – внук с ДД.ММ.ГГГГ, С. – внучка с ДД.ММ.ГГГГ, И. – внук с ДД.ММ.ГГГГ и Т. – невестка с ДД.ММ.ГГГГ. Допрошенные в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ свидетели пояснили следующее. Так, свидетель Л. суду пояснила, что П. её сосед. С ним проживает сын с семьей, Д. с женой Татьяной, дочерью Софьей и сыном Ваней, с ними же проживает сын Д. от первого брака Алексей. Первая жена Д. проживала в этой квартире долго. Когда перестала проживать в данной квартире первая жена Дмитрия, она точно не знает. Она жила примерно до того времени, когда в квартиру переехала Т., точный период тоже назвать не может, ей известно, что Т. в 2001 г. приехала из <адрес>. Дети Т. родились в этой квартире. Свидетель Д. суду пояснила, что Д. её соседи. В квартире проживают П., его сын Дмитрий, дети Дмитрия - Леша, Ваня, Соня, и жена Дмитрия - Т.. Т. проживает в этой квартире больше 10 лет, она вторая супруга Д. Дмитрия. До какого времени проживала первая жена Дмитрия, она не помнит. Примерно 2 года после появления Т., Т. продолжала жить в этой квартире. Вопрос о прописке Т. встал после рождения второго ребенка, так как встал вопрос о материнском капитале. Т. искала работу. Дочь Софью прописали сразу, а Т. нет, поскольку она не могла настаивать, так как в квартире еще жила первая жена. В соответствии со ст.61 ЖК РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. 2. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме. Согласно ст.69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. 2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. 3. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения… На основании ст.70 ЖК РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи… 2. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя. В судебном заседании достоверно установлено, что Т. была вселена П. как член его семьи, а также и то, что Т. проживает в спорной квартире постоянно примерно с 2001 года по настоящее время. Свидетели Л. и Д., допрошенные в судебном заседании, также, пояснили, что Т. в спорной квартире проживает давно, около 10 лет. Согласно выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, где была ранее зарегистрирована Т., в доме зарегистрированы: Н. и Н.. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом принадлежит на праве собственности Н.. Согласно справки Государственного унитарного предприятия РХ «Управление технической инвентаризации» Ширинский филиал от ДД.ММ.ГГГГ, Д. (Непомнящих) Татьяна Васильевна недвижимого имущества в <адрес> не имеет. Также она не имеет недвижимости и в <адрес>, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Филиал по <адрес> Красноярское отделение № от ДД.ММ.ГГГГ. На прописку Т. было получено согласование администрации <адрес>, что также подтверждается письмом администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время спорная квартира приватизирована, согласно договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> «А» по <адрес> в <адрес> передана в собственность П., Д., С. и И.. От участия в приватизации Т. и А. отказались, что подтверждается нотариальным согласием. Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь. Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как установлено выше, Т. проживает в спорной квартире с 2001 года в качестве члена семьи П., по сложившимся семейным обстоятельствам, была зарегистрирована в спорной квартире лишь ДД.ММ.ГГГГ, её прописка была согласована с администрацией <адрес>. Таким образом, суд не усматривает в действия П. умышленное ухудшение жилищных условий для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> В. ВОВ 1941-1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются В. при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории В., указанных в статье 1 настоящего Закона. Принятие В. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства В. в порядке, установленном Законом края от ДД.ММ.ГГГГ N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края". Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма для постановки на жилищный учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается); В настоящее время П. проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>А-8, общей площадью 64,70 кв.м., в том числе жилой 40,9 кв.м., в данной квартире, также, проживают и зарегистрированы Д. - сын; Т. - жена сына (невестка); А. - внук; С. - внучка; И. - внук, что подтверждается выпиской из домовой книги и финансово – лицевого счета, то есть в квартире проживает 6 человек и общей площади на каждого приходится по 10,78 кв.м., что ниже предусмотренной в <адрес> учётной нормы для постановке на жилищный учёт. При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ П. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении является неправомерным, нарушает жилищные права П., в связи с чем данные нарушения подлежат устранению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать решение администрации <адрес> от 12.12,2010 года за № «Об отказе П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» незаконным и возложить на <адрес> обязанность по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение десяти дней. Подписано председательствующим. Копия верна. Судья: Е.В.Косова