Решение об оспаривании решения местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в

составе: председательствующего Косовой Е.В.

с участием представителя заявителя К.,

представителя заинтересованного лица П.

при секретаре Юровой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ц. об оспаривании решения администрации <адрес> об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Ц. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации <адрес> об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить его на учет, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <адрес> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Свое заявление он мотивировал тем, что является ветераном Великой Отечественной войны, а также тем, что ни он, ни его супруга, Ц., отдельного жилого помещения не имеют, проживают и зарегистрированы в квартире дочери, Ц., по адресу: <адрес>, Академгородок, <адрес> «А», <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением администрации <адрес> ему было отказано в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Отказ был основан на том, что он с супругой зарегистрированы и проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности их дочери, Ц., ввиду чего обладают самостоятельным правом пользования данным жилым помещением. Также было указано, что, исходя из суммарной площади жилых помещений, принадлежащих членам его семьи, основания для признания его нуждающимся в жилом помещении отсутствуют. Отказ администрации <адрес> в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным. Ц., будучи собственником квартиры, в которой проживают он и его супруга, не проживает совместно с ними, что подтверждается выпиской из домовой книги, согласно которой в квартире по адресу: <адрес>, Академгородок, 24 «А», <адрес> зарегистрированы: Ц., Ц., а также супруг собственницы квартиры, Ц., – У.. Таким образом, факт раздельного проживания его, его супруги Ц. и их дочери, Ц., являющейся собственником квартиры, в которой проживают он с супругой, не позволяет считать его и Ц. членами семьи собственника жилого помещения. Таким образом, он и его супруга Ц., несмотря на факт регистрации в квартире, принадлежащей их дочери, не могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Академгородок, <адрес> «А», <адрес>, Ц. по смыслу статьи 31 Жилищного кодекса РФ. Принимая во внимания этот факт, а также тот факт, что, согласно справок, выданных филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по <адрес>, за ним и Ц. прав на какие-либо объекты недвижимого имущества не зарегистрировано, следует вывод, что основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ имеются, а отказ администрации <адрес> в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным и необоснованным. Отказ администрации <адрес> в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении нарушает его право на жилище, предусмотренное статьей 40 Конституции РФ, а также препятствует реализации его права на получение мер социальной поддержки, предусмотренной статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «О ветеранах» и адресованной Ветеранам войны.

В судебном заседании представитель заявителя Ц.К., исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> П. заявленные исковые требования не признала, считает отказ правильным. Учётная норма для постановки на жилищный учёт менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Из представленных Ц. документов на лиц, проживающих в квартире приходится более 12 кв.м., в связи с чем, и было отказано в постановке его на учёт.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя администрации <адрес>, исследовав материалы дела, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.2 ФЗ «О ветеранах» Н 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Ветеранам войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К Ветеранам войны относятся: Участники ВОВ войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно ч.1 ст.13 ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

В силу ст.15 ФЗ «О ветеранах», Участники ВОВ войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем Участники ВОВ войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники ВОВ войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ст.23.2 «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: Участники ВОВ войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Судом установлено, что Ц., проживающий по адресу: <адрес>, Академгородок, 24А-86, являясь ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратился в <адрес> по поводу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Письмом за № ц-711 от ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что Ц. с супругой Ц. зарегистрированы и проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности их дочери, Ц., ввиду чего обладают самостоятельным правом пользования данным жилым помещением. Кроме того, исходя из суммарной площади жилых помещений, принадлежащих членам его семьи, основания для признания его нуждающимся в жилом помещении отсутствуют, поскольку в настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрировано три человека, квартира не признана непригодной для проживания, а состояние здоровья Ветеранам, не учитывается при рассмотрение вопроса о постановке на учет. Учитывая изложенное, основания для принятия его на учёт отсутствуют.

Согласно ст.12 ЖК РФ, категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, могут устанавливаться Указами Президента РФ. К числу таких Указов относится Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Данный Указ предусматривает необходимость обеспечения жильем Участники ВОВ войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «О ветеранах» и нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответственно, этот порядок определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и постановке таких граждан на соответствующий учет.

На основании ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения…

Согласно ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

По делу также установлено, что согласно договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом М. ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер О-1728, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ , акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, договора о долевом участии в финансировании строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>А <адрес>, общей площадью 58,3 кв.м., принадлежит на праве собственности Ц., что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из домовой книги и финансово-лицевого счёта на указанную квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире зарегистрированы: У. – муж собственника, с ДД.ММ.ГГГГ, Ц. – мать собственника, с ДД.ММ.ГГГГ и Ц. – отец собственника, с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.209 ч.1 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Часть 4 статьи 31 ЖК РФ предусматривает, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть на основании решения суда сохранено на определенный срок за бывшим членом его семьи при наличии обстоятельств, указанных в названной статье.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Как было установлено выше, Ц. проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, Академгородок, 24А-86, общей площадью 58,3 кв.м., принадлежащей на праве собственности Ц., также в указанной квартире проживают и зарегистрированы Ц. – мать собственника и У. – супруг собственника. Сама же Ц.. (собственник квартиры), в данной квартире не зарегистрирована и не проживает, следовательно, заявитель и его супруга членами семьи собственника не являются. Доказательств обратного, суду не представлено. Следовательно, в соответствии с ч.4 ст.31 ЖК РФ, за Ц. и его супругой право пользования данной квартирой не сохраняется. О наличии соглашения о праве пользования квартирой между собственником квартиры и Ц. доказательств, также, не представлено.

Кроме того, согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в собственности Ц., а также его супруги Ц. право на объекты какого-либо недвижимого имущества отсутствую. Таким образом, суд считает Ц. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> Ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются Ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.

Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства Ветеранам в порядке, установленном Законом края от ДД.ММ.ГГГГ N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".

При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ администрации <адрес> № ц-711 от ДД.ММ.ГГГГ Ц. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении является неправомерным, нарушает жилищные права Ц., в связи с чем, данные нарушения подлежат устранению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ц. удовлетворить.

Признать решение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Ц-711 об отказе Ц. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» незаконным и возложить на администрацию <адрес> обязанность по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение десяти дней через Октябрьский районный суд.

Подписано председательствующим. Копия верна.

Судья: Е.В.Косова