решение о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии и доплат



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,

при секретаре Гостюхиной О.В.,

с участием представителя истца Масловой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по исковому заявлению управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска к Скочиловой Н.А. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии и доплат,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Красноярска обратилось в суд с иском к Скочиловой Н.А. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии и доплат. Требования мотивировали тем, что с 12 марта 2000 года Скочиловой Н.А. была назначена пенсия по случаю потери кормильца, в связи со смертью ее матери ФИО2. По достижении совершеннолетия, для подтверждения права на получение пенсии по случаю потери кормильца Скочилова Н.А. предоставила в УПФР в Октябрьском районе г. Красноярска справку об обучении по очной форме в красноярском государственном университете, срок окончания обучения - июнь 2011 года. 22 декабря 2009 года вынесено решение об установлении с 01 января 2010 года по 17 июня 2011 года федеральной социальной доплаты к пенсии Скочиловой Н.А.. В апреле 2011 года специалистами отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФР сделали запрос в вышеназванное учебное заведение с просьбой сообщить информацию о том, являются ли студентами дневного отделения очного обучения ряд учащихся, в том числе Скочилова Н.А.. Согласно ответу на запрос, представленному ФГАОУ ВПО «СФУ», Скочилова Н.А. отчислена из числа студентов за академическую неуспеваемость со 02 октября 2007 года. В связи с тем, что о факте прекращения обучения ответчиком не было сообщено органу, выплачивающему пенсию, возникла переплата пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 ноября 2007 года по 28 февраля 2011 года в сумме 159356 рублей 84 коп., федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 70 рублей 28 коп., а всего в сумме 159427 рублей 12 коп.. О возникшей переплате Скочилова Н.А. была уведомлена, но до настоящего времени сумма ущерба ею не возмещена, в связи с чем вынуждены были обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца Маслова И.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, подтвердила изложенные выше обстоятельства, дополнительно пояснила, что сумма переплаты ответчиком до настоящего времени не погашена.

В судебное заседание ответчик Скочилова Н.А. не явилась, извещалась заказной корреспонденцией с уведомлением по адресу указанному в исковом заявлении, которая дважды была возвращена в связи с истечением срока хранения. Неполучение ответчиком заказной корреспонденции суд расценивает как злоупотребление правом, проявлением отсутствия заинтересованности в исходе дела, а письма суда приравнивает к надлежащим уведомлениям ответчика, и с согласия представителя истца, настаивающей на рассмотрении дела в порядке заочного производства, последствия которого ей разъяснены и понятны, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. В пункте 2 статьи 9 указанного Закона установлен перечень лиц, признающихся нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца. Согласно подпункту 2 пункта 2 данной нормы нетрудоспособными признаются, в том числе, дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

На основании ст. 12.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В силу п. 12 ст. 12.1 указанного Закона пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 25 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Статья 1109 ГК РФ предусматривает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как установлено судом, с 12 марта 2000 года по 30 июня 2006 года Скочиловой Н.А., согласно протоколу назначения пенсии от 04 апреля 2000 года, была назначена пенсия по случаю потери кормильца - ее матери ФИО2.

По достижении совершеннолетия Скочилова Н.А. представила в УПФ РФ по Октябрьскому району г.Красноярска справку от 21 декабря 2006 года, выданную ФАО РФ «Красноярский государственный университет» о том, что она является студентом 1 курса дневного отделения <данные изъяты>» с 1 сентября 2005 года, плановая дата окончания «<данные изъяты>» июль 2011 года.

Решением ответчика № <данные изъяты> 22 декабря 2009 года Скочиловой Н.А. была установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ в сумме 4616 рублей, установленной на 2010 год, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера 4545 рублей 72 коп. в размере 70 рублей 28 коп. с 01 января 2010 года по 17 июня 2011 года.

Из справки <данные изъяты>» от 12 апреля 2011 года следует, что Скочилова Н.А. отчислена из университет за академическую неуспеваемость со 02 октября 2007 года приказом /с от 02 октября 2007 года.

Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что вследствие отчисления из образовательного учреждения, Скочилова Н.А. утратила право на получение пенсии по случаю смерти кормильца, а также соответствующей социальной доплаты. Ответчица, должна была знать и знала об отчислении из образовательного учреждения, тем не менее, не представила в пенсионный орган сведения о прекращении обучения, что свидетельствует о ее недобросовестности и порождает ее ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 25 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 1102 ГК РФ.

Таким образом, суммы пенсии, выплаченной ответчице без оснований, предусмотренных законом, ввиду ее недобросовестности, являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию с ответчицы в пользу истца.

Определяя размер подлежащих взысканию сумм, суд принимает во внимание помесячный расчет переплаты пенсии, представленный истцом. Расчет произведен путем сложения всех выплаченных ответчице денежных сумм в виде пенсий и доплат с момента отчисления ответчицы из образовательного учреждения по 28 февраля 2011 года. Каких-либо доказательств, опровергающих указанный расчет, ответчицей не представлено. В связи с чем со Скочиловой Н.А. подлежит взысканию денежная сумма в размере 159427 рублей 12 коп.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При обращении в суд истцом государственная пошлина оплачена не была, в связи с чем с ответчицы подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4 388 рублей 54 коп.. (3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать со Скочиловой Н.А. в пользу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска излишне выплаченные суммы пенсии и доплат в размере 159427 рублей 12 коп..

Взыскать со Скочиловой Н.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 388 рублей 54 коп..

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Т.Н. Вожжова