Дело № Копия Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Красноярск 03 октября 2011 года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Родичевой Г.В., при секретаре Маташковой Л.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению Симченко Е.И. и Темеровой С.А. о признании незаконным неуведомление Министерством образования и науки Красноярского края заявителей о результатах проверки по их заявлению в установленные законом сроки и направлении ответа по несуществующему адресу, У С Т А Н О В И Л: Симченко Е.И. и Темерова С.А. обратились в суд с заявлением в интересах несовершеннолетних Симченко С.Е., 24.09.1995 года рождения и Симченко Е.Е., 20.01.1997 года рождения, о признании незаконным неуведомления Министерством образования и науки Красноярского края заявителей о результатах проверки по их заявлению. Свое заявление мотивировали тем, что они направили в адрес министра образования и науки Красноярского края Башева В.В. заявление от 06.06.2011г., обжалующее ответ от 24.05.2011г., подписанный заместителем руководителя главного управления образования г. Красноярска Лютиковой И.В. (исполнитель Грошева Е.В.), в котором сообщалось о том, что директор МБОУ СОШ № 84 Е.Ю. Лаврентьев привлечен к дисциплинарной ответственности, однако в чем заключалось допущенное директором нарушение, в ответе не указано. О рассмотрении вопросов, поставленных в заявлении, в ответе не указано; были ли рассмотрены вопросы по существу, заявителям не известно. Заявители в своем обращении к министру образования и науки Красноярского края Башеву В.В. просили разрешить по существу вопросы, поставленные ранее в заявлении от 25.04.2011г. в главное управление образования администрации г.Красноярска и не разрешенные по существу: 1. Попустительство (бездействие) и.о. руководителя управления О.С. Романенко, выразившееся в не зачислении несовершеннолетних детей Симченко С.Е. и Симченко Е.Е. в МОУ СОШ № 84 на семейную форму обучения, согласно заявлению от 31 августа 2010года; 2. Нерассмотрение по существу вопросов, содержащихся в заявлении от 04 апреля 2011г. о превышении предусмотренных законом сроков ответа на заявление от 31августа 2010года, ответ на которое был дан 04 февраля 2011года и не уведомлении заявителей о решении, принятом по заявлению от 02 марта 2011года. 3. Отсутствие оценки выявленных в ходе проверки заявления от 04 апреля 2011года нарушений, а именно: «в начале 2010-2011 учебного года было предоставлено заявление в школу о переводе детей на семейную форму обучения, но оно не принято в делопроизводство (номер и дата входящего документа отсутствует, нет визы директора в «приказ»). На это обращение они получили ответ, идентичный полученному ими ранее из главного управления образования г.Красноярска. Поскольку вопросы, поставленные в заявлении от 06.06.2011года, не были разрешены по существу, они вновь подали заявление министру образования и науки Красноярского края от 14.07.2011года. Однако в течение месяца ответа на него не получили, поэтому просили признать незаконным неуведомление их о результатах проверки по заявлению в установленные сроки. В последующем, после вручения представителем Министерства образования и науки Красноярского края копий ответов на их заявление от 14 июля 2011года заявителями было уточнено заявление, в котором они просили признать незаконными отправку ответов от 27 июля 2011года № 3927/о на № 1053-о от 14 июля 2011года; от 10 августа 2011года № 4210/о, на № 1053–о от 14 июля 2011года по не существующему адресу. Уточненное заявление мотивировали тем, что после их обращения в суд с заявлением в предварительном судебном заседании представителем Министерства образования и науки Красноярского края была предоставлена копия ответа на обращение, датированная 10 августа 2011года № 4210/о, на № 1053-о от 14 июля 2011года, но как следует из представленного ответа, он был адресован Симченко Е.И. и Темеровой С.А., адрес указан Борисевича ул., Д.1а, кв.97 г. Красноярск, 660074; таким образом, ответ мог быть отправлен по несуществующему адресу. На удовлетворении прежних требований не настаивали. В судебном заседании заявитель Симченко Е.И. уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Суду дополнительно пояснил, что в предварительном заседании по делу было установлено, что ответы Министерством образования и науки Красноярского края направлялись по не существующему адресу. Первое письмо Министерства с ответом от 04 июля 2011года на обращение от 06.06.2011года почта доставила им, хотя в письме и на конверте адреса указаны неправильные, второе письмо от 10 августа 2011года с ответом на обращение от 14.07.2011года доставлено им не было. Заявитель Темерова С.А. в судебное заседание не явилась, была извещена, о причинах неявки не сообщила. С согласия участвующих по делу лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие. Представитель Министерства образования и науки Красноярского края Попова Е.С. ( по дов.) требования не признала, суду пояснила, что в своем заявлении заявители указали, что направили в адрес министра Башева В.В. заявление от 06.06.2011г., обжалующее ответ от 24.05.2011г., подписанный заместителем руководителя главного управления образования г.Красноярска. Однако, исходя из полномочий Министерства оно не вправе оценивать действия главного управления образования администрации города, либо проводить проверки в главном управлении образования г.Красноярска. В адрес Министерства заявителями не направлялись документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявители основывают свои требования. В тексте заявления заявители указывают, что 14.07.2011г. на личном приеме представитель Министерства получил заявление на имя министра образования и науки В.В.Башева о плагиате и не разрешении по существу вопросов, поставленных в заявлении от 06.06.2011г.; спустя месяц заявители стали интересоваться в отделе документооборота Министерства, дан ли ответ, однако положительно ответить им не смогли. В течение последующих двух недель ответ из Министерства не поступал. Вместе с тем, Министерством 27.07.2011г. за № 3927/о в адрес заявителей был направлен промежуточный ответ «О рассмотрении обращения» на входящий № 1053-о от 14.07.2011г., в котором указано, что для разрешения вопросов поставленных в заявлении от 14.07.2011г. в главное управление образования администрации г. Красноярска направлен запрос, и Министерство подготовит ответ при поступлении информации из главного управления образования администрации г.Красноярска. 10.08.2011г. Министерством направлено письмо в адрес заявителей за № 4210/о на обращение от 14.07.2011г. № 1053-о, таким образом, заявители были уведомлены Министерством в установленный законом срок. Первый ответ на обращение, направленный по тому же адресу ул.Борисевича 1а, кв.97, был получен заявителями, о чем свидетельствовало повторное обращение заявителей, поэтому сомнений в уведомлении заявителей о рассмотрении их обращений не возникало. Ответы направляются простой почтой без уведомления. Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Симченко Е.И. и Темеровой С.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст.2 ФЗ от 02.05.2006года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В соответствии со статьей 5 данного Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п.3), обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4) Согласно ч.1 ст.7 данного Закона, содержащей требования к письменному обращению, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В силу статьи 9 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1). Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч.2). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч.3). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения (ч.5). Часть 1 статьи 10 названного Закона обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дачу письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией Согласно ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Судом установлено, что Симченко Е.И. и Темерова С.А. являются родителями Симченко С.Е., 24.09.1995 года рождения, и Симченко Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из копий свидетельств о рождении детей №, №. 31 августа 2010 года Симченко Е.И. и Темерова С.А. обратились в МБОУ СОШ № 84 с заявлением, которым просили перевести их детей на семейную форму образования. 06.06.2011 года они обратились в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением, в котором обжаловали ответ от 24.05.2011года, подписанный заместителем руководителя Главного управления образования г.Красноярска Лютиковой И.В., где сообщалось что директор МБОУ СОШ № 84 Е.Ю. Лаврентьев привлечен к дисциплинарной ответственности, однако в чем заключалось выявленное в ходе проверки нарушение, допущенное директором МОУ СОШ №84, было ли предложено директору исправить нарушение, за которое на него наложено дисциплинарное взыскание, указано не было. Данное обращение зарегистрировано по входящей почте 07.06.2011года за №859-о. Заявители просили разрешить по существу вопросы, поставленные ими ранее в заявлении от 25.04.2011года в главное управление образование администрации г.Красноярска и не разрешенные по существу. Министерство образования и науки Красноярского края 10.06.2011г. письмом №4091/и на имя начальника главного управления образования администрации г.Красноярска Жилинской Н.И. направило заявление Симченко Е.И. и Темеровой С.А. по вопросу организации семейного обучения их детей с просьбой рассмотреть заявление, разрешить по существу вопросы, поставленные в заявлении и в срок до ДД.ММ.ГГГГ проинформировать Министерство о результатах рассмотрения. 28.06.2011г. письмом за №1112 на № 4091/и от 10.06.2011г. главное управление образование Администрации г.Красноярска направило ответ по результатам рассмотрения обращения Симченко Е.И. и Темеровой С.А. на имя заместителя министра образования и науки Красноярского края. Министерство образования и науки Красноярского края по результатам рассмотрения обращения Симченко Е.И. и Темеровой С.А. направило ответ заявителям, датированный 04.07.2011г. №3429/о, в котором сообщалось, что согласно информации руководителя главного управления образования администрации г.Красноярска от заявителей в адрес главного управления образования администрации г.Красноярска уже поступали аналогичные обращения 25.04.2011года и 02.06.2011года; в ходе рассмотрения обращений была запрошена объяснительная от директора СОШ №84 Е.Ю. Лаврентьева, проведены беседы с заместителем руководителя управления образования администрации Октябрьского района О.С. Романенко, главным специалистом управления образования администрации Октябрьского района Т.П. Таначевой, изучены документы, предоставленные управлением образования администрации Октябрьского района, школой №84. По итогам рассмотрения вопросов поставленных в обращениях и проведения проверки фактов, установлено: Симченко С.Е. и Симченко Е.Е. являются учащимися МБОУ СОШ № 84, личные дела находятся в школе, по итогам 2009-2010 учебного года несовершеннолетние переведены в 6 –й класс; в ходе работы с письменными обращениями Симченко Е.И. и Темеровой С.А. от 31.08.2010г. МОУ СОШ № 84 был не соблюден п.3.4. методических рекомендаций по работе с документами в общеобразовательных учреждениях в части не присвоения номера входящего документа на заявлении от 31.08.2010г., при этом на заявлении выставлена входящая дата и внесена запись за № 15 от 02.09.2010г. в журнал регистрации входящих документов школы о принятом заявлении; МБОУ СОШ № 84 был несвоевременно подготовлен письменный ответ на письменное обращение от 31.08.2010г.(ответ направлен 04.02.2011г.) в связи с чем на директора МБОУ СОШ № 84 наложено дисциплинарное взыскание; администрацией образовательного учреждения неоднократно принимались меры, направленные на обеспечение получения несовершеннолетними Симченко С.Е. и Симченко Е.Е. образования; для решения вопроса организации семейного обучения детей администрация школы в надлежащей форме уведомила Симченко Е.И., пригласила его в школу, подготовив документы для заключения договора; в установленные сроки родители в школу не явились; на заявление Симченко Е.И., Темеровой С.А. от 02.03.2011г. администрацией МБОУ СОШ №84 своевременно направлен письменный ответ. Поскольку главное управление образования администрации г. Красноярска не выступает в качестве работодателя по отношению к работникам управлений образования администраций районов в городе (Романенко О.С.), информация о рассмотрении обращений Симченко Е.И., Темеровой С.А. доведена до сведения руководителя управления образования администрации Октябрьского района г.Красноярска; в целях обеспечения получения детьми общего образования Симченко Е.И., Темеровой С.А. было предложено незамедлительно обратиться в МБОУ СОШ № 84 для определения порядка организации процесса образования и проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, однако родители не пришли в образовательное учреждение. Постановлением КДНи ЗП № 145 от 26.04.2011г. Симченко Е.И. привлечен к административной ответственности за неисполнение своих обязанностей по обучению несовершеннолетних детей. 14.07.2011г. заявители Симченко Е.И. и Темерова С.А. обратились в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением, содержащим просьбу разрешить по существу вопросы, поставленные в заявлении от 06.06.2011г., поскольку они получили два ответа: один из Главного управления образования Администрации г.Красноярска от 22.06.2011г., данный в ответ на просьбу о разъяснении от 02.06.2011г., и второй от Министерства образования и науки Красноярского края в ответ на № 859-о от 07.06.2011года. Заявителей не устроил факт того, что ответы главного управления образования администрации г.Красноярска и Министерства образования и науки Красноярского края аналогичные, из чего сделали вывод, что работники Министерства переписали ответ главного управления образования. Кроме того, что в ответе Министерства образования и науки администрации г. Красноярска заявителям указывают на возможность применения к ним санкций, предусмотренных статьей 13 Закона Красноярского края № 4-608 от 31.10.2002г. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений», в связи с чем просили разъяснить, в чем вина родителей, а также просили объяснить, что им «рекомендуют проделать в школе» и каким образом они должны будут решать вопросы «о получении образования детьми в той или иной форме вместо должностных лиц школы». Министерством образования и науки Красноярского края 27.07.2011г. за номером 3927/о Симченко Е.И. и Темеровой С.А. был дан промежуточный ответ на их заявление от 14.07.2011г. о том, что сделан запрос в главное управление образования администрации г.Красноярска, ответ будет подготовлен при поступлении информации из главного управления образования администрации г.Красноярска. Адрес для отправки письма заявителям указан: Борисевича ул., д. 1 а, кв.97 г.Красноярск, 660074, тогда как в своем обращении заявители указывали свой адрес: ул.Борисова, д. 1а, кв.97. Данный ответ, как пояснил заявитель Симченко Е.И., ими получен не был. 05.08.2011года главным управлением образования Администрации г. Красноярска была направлена за №1330 информация на имя заместителя министра образования и науки Красноярского края о повторном рассмотрении обращения Симченко Е.И. и Темеровой С.А. от 06.06.2011года. 10.08.2011года Министерство образования и науки Красноярского края письмом № 4210/о на № 1053-о от 14.07.2011г. направило Симченко Е.И. и Темеровой С.А. сообщение по результатам рассмотрения представленных главным управлением образования администрации г.Красноярска материалов. В данном письме указывалось следующее: По пунктам 1 и 2: Романенко О.С. является работником управления образования администрации Октябрьского района в г.Красноярске. В соответствии с правовыми актами г.Красноярска и действующим законодательством главное управление образования администрации г.Красноярска не выступает в качестве работодателя по отношению к работникам управлений образования администраций районов в городе. Информация о неполном рассмотрении управлением образования администрации Октябрьского района обращений от 04.04.2011, от 27.04.2011 доведена письмом главного управления образования г.Красноярска до сведения руководителя управления образования администрации Октябрьского района в г.Красноярске для принятия управленческих решений, исполнения функции контроля за соблюдением законодательства подведомственными муниципальными образовательными учреждениями. Главный специалист по правовым вопросам управления образования администрации Октябрьского района в г.Красноярске Н.Н. Быкова привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в нарушении требований ст.8,10,12 Федерального закона от 02.05.2006года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в части необеспечения объективного рассмотрения обращения и дачи ответа по существу. Ответ управления образования администрации Октябрьского района в г.Красноярске от 12.05.2011года № 01-13/0234 решением Октябрьского районного суда от 15.07.2011года признан незаконным. Во исполнение решения суда заявителя направлен ответ № 01-13/и333 от 27.07.2011года. По пунктам 2 и 3 заявления: в ходе работы с заявлением от 31.08.2010года МБОУ СОШ №84 был не соблюден п.3.4. методических рекомендаций по работе с документами в общеобразовательных учреждениях в части не присвоения номера входящего документа на заявлении от 31.08.2010г., при этом на заявлении выставлена входящая дата и внесена запись за № 15 от 02.09.2010г. в журнал регистрации входящих документов школы о принятом заявлении. МБОУ СОШ № 84 был несвоевременно подготовлен письменный ответ на письменное обращение от 31.08.2010г.(ответ направлен 04.02.2011г. исходящий №55) в связи с чем на директора МБОУ СОШ № 84 наложено дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении требований ст.52 Закона РФ «Об образовании» в части нарушения прав родителей обучающихся на выбор формы получения образования; ст.8,10,12 Федерального закона от 02.05.2006года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в части отсутствия обязательной регистрации письменного обращения и объективного и своевременного рассмотрения обращения и дачи ответа по существу, а также нарушения срока предоставления письменного ответа на обращение. На заявление от 02.03.2011года школой №84 бы направлен ответ от 22.03.2011года №590. Кроме того, школой №84, как указывалось ранее, принимались меры для обучения несовершеннолетними Симченко С.Е. и Симченко Е.Е..Для решения вопроса организации семейного обучения детей администрация школы уведомила заявителей в надлежащей форме:25.02.2011года заявителям лично было вручено приглашение в школу. Для заключения с заявителями договора администрацией школы №84 были подготовлены следующие документы: положение о семейной форме обучения, проект приказа о переводе учащихся на семейную форму обучения, проект договора. В установленные сроки родители в школу не явились. Договор в двустороннем порядке подписан не был, что подтверждается актом школы №84 от 02.03.2011года №60/1. Однако данное письмо от 10 августа 2011г. № 4210/о вновь было направлено Министерством образования и науки Красноярского края не по адресу, указанному заявителями в их обращении: г.Красноярск, ул. Борисова, 1 а, кв.97, а по адресу: Борисевича ул., д. 1а, кв.97, г. Красноярск, 660074, в связи с чем данное сообщение заявителями получено не было, доказательств обратного представителем Министерства образования и науки Красноярского края суду не представлено. Направление ответа по обращению граждан по адресу, не соответствующему тому, который ими указан в их обращении, судом расценивается как не дача письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. В последующем, в ходе досудебной подготовки дела представителем Министерства образования и науки Красноярского края копии писем №3927/о от 27.07.2011г. и № 4210/о от 10.08.2011года на № 1053-о от 14.07.2011года вручены заявителям Симченко Е.И. и Темеровой С.А., однако это произошло 13.09.2011года, т.е. уже по истечении 30 дневного срока для дачи ответа, предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Заявители Симченко Е.И. и Темерова С.А. настаивают на рассмотрении их уточненного заявления о признании незаконной отправки ответов от 27 июля 2011года и 10 августа 2011года по несуществующему адресу. Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что Министерством образования и науки Красноярского края не соблюдены требования Федерального закона от 02.05.2006года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о письменном уведомлении заявителей Симченко Е.И, и Темерову С.А. о результатах проверки по их заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки. Но поскольку ответ на обращение заявителями на день рассмотрения дела в суде уже получен, суд не возлагает на Министерство образования и науки <адрес> обязанности повторной дачи ответа на обращение. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Симченко Е.И. и Темеровой С.А, удовлетворить. Признать незаконным неуведомление Министерством образования и науки Красноярского края заявителей Симченко Е.И. и Темерову С.А. о результатах проверки по их заявлению от 14 июля 2011 года в установленные законом сроки. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Красноярска. Подписано председательствующим Копия верна судья Родичева Г.В.