Дело № 2-3687/11 Копия РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Красноярск 26 сентября 2011 года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Родичевой Г.В., при секретаре Маташковой Л.А., рассмотрев гражданское дело по иску Ахметшиной Е.Н. к администрации Октябрьского района г.Красноярска о предоставлении ее дочери Ахметшиной Д.Д. доступа к дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Октябрьского района г.Красноярска в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу, УСТАНОВИЛ: Истица Ахметшина Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Красноярска о предоставлении ее дочери Ахметшиной Д.Д., 13.05.2009 года рождения, доступа к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ Октябрьского района г.Красноярска, в группе полного дня, в течении одного месяца с момента вынесения решения по существу. Свое требование истица мотивирует тем, что ее дочь состоит в списках на обеспечение местом в детских дошкольных образовательных учреждениях управления образования администрации Октябрьского района г.Красноярска, регистрационный номер 355, текущий номер 276. 28.07.2011г. в ответ на ее заявление о предоставлении места в детском дошкольном учреждении ее дочери управление образования администрации Октябрьского района г.Красноярска сообщило, что решить вопрос об устройстве Ахметшиной Д. в дошкольное учреждение на 2011-2012 учебный год нет возможности из-за ограниченного количества мест для детей указанного возраста. Тем самым, по мнению истицы, нарушены права ее дочери на образование, права истицы на труд и достойное содержание семьи, гарантированные Конституцией РФ. Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 16.09.2011г. к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Октябрьского района г. Красноярска. В судебном заседании истец Ахметшина Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснила, что поставила ребенка на учет в детское дошкольное учреждение, до настоящего времени место в учреждении не предоставлено. Её очередь № 271 по Октябрьскому району г. Красноярска в общей очереди, к категории льготников ее ребенок не относится. Нахождение ребенка в группе кратковременного пребывания не даст ей возможности устроится на работу, она настаивает на предоставлении места в детском дошкольном учреждении в группе полного дня. Представитель истца Ахметшиной Е.Н. - Матикова Л.А. ( действующая по устному ходатайству) исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», обязанность предоставить место в детском дошкольном учреждении возлагается на органы местного самоуправления, поэтому они исковое требование предъявляют не к Управлению образования, а к администрации Октябрьского района г. Красноярска. Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г.Красноярска Пустынская Е.А. ( по дов. от 03.08.2011г. №1706) исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что иск неправомерно предъявлен к администрации Октябрьского района г.Красноярска, поскольку в компетенцию администрации района входит решение жилищных вопросов, сносы самовольных построек и т.д. Строительством и организацией дошкольных учреждений занимается Управление образования, которое не подотчетно Администрации района в этих вопросах. В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации Октябрьского района в г.Красноярске Быкова Н.Н. ( по дов. от 11.01.2011г.) пояснила, что считает исковые требования истицы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: дочь истицы состоит в общей очереди в получение места в дошкольном образовательном учреждении, в настоящий момент ее очередь не подошла, т.к. все свободные места в детских садах полного дня - заняты. Проблема отсутствия свободных мест в детских садах вызвана объективными причинами. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают определенные требования к предельной наполняемости детских садов. В настоящее время детские сады Октябрьского района заполнены на 100%. Для постановки на учет родитель или лицо, его заменяющее, предъявляет: свидетельство о рождении ребенка, документ, подтверждающий льготу, паспорт или документ, его заменяющий. Истицей не предоставлено документов, подтверждающих ее внеочередное или первоочередное право на посещение дошкольного учреждения. Предоставление места дочери истицы вне очереди явилось бы нарушением прав других граждан, состоящих на учете и в очереди на получение места в детском саду до нее. Представитель третьего лица Управления образования администрации Октябрьского района в г. Красноярске Галактионова Л.В. ( по дов. от 15.09.2011г.) пояснила, что 11.05.2011 года вышло изменение к постановлению № 304 о порядке комплектования детского образовательного учреждения, там появилась дополнительная категория льгот на места в детских дошкольных учреждениях – для детей воспитателей и помощников воспитателей; вакансий достаточно, истица может устроиться на работу помощником воспитателя, и тогда ее ребенок получит место в детском дошкольном учреждении. Однако истица пояснила в суде, что у нее нет педагогического образования, и она не может и не имеет желания работать в детском саду с детьми, т.к. у нее экономическое образование. Суд, выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, считает исковые требования Ахметшиной Е.Н. не подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. В силу части 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Часть 2 данной статьи гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии со ст.18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006года №5-П применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Согласно типовому Положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 данные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, в них предусмотрены группы детей дошкольного возраста, которые различаются по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания (п.8), а также установлена предельная наполняемость групп, в зависимости от возраста детей и направленности группы (п. 32). В соответствии с п. 13 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время отнесены к вопросам местного значения городского округа. Во исполнение данных полномочий постановлением администрации г. Красноярска от 22.05.2007г. № 304 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска , которым предусмотрено осуществление учета и регистрации детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Управлением образования администрации районов в городе, а также выдача направлений в данные учреждения в соответствии с датой постановки ребенка на учет. Кроме того, постановлением Администрации г. Красноярска от 03.11.2009г. № 429 утверждено Положение о группах кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Красноярска, предусматривающее создание в целях удовлетворения потребностей населения в дошкольном образовании групп кратковременного пребывания детей от 2 до 7 лет в муниципальных образовательных учреждениях г.Красноярска, которые функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с ежедневным пребыванием в течении 3 часов (п.п.1.2-1.3,2.3.); содержание образования в такой группе определяется общеобразовательными программами дошкольного образования. (п.5.1). Из системного толкования вышеперечисленных нормативных правовых актов следует, что конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование реализуется, в том числе предоставлением муниципальными дошкольными образовательными учреждениями общеобразовательных программ дошкольного образования в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Представитель Управления образования администрации Октябрьского района г.Красноярска Быкова Н.Н. пояснила, что образовательные программы в группах полного день и группах кратковременного пребывания одинаковы, различия идут только по уходу за детьми. Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении № родителями Ахметшиной Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Ахметшин Д.М. и Ахметшина Е.Н.. В соответствии с информацией о количестве детей, состоящих в очереди для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Октябрьского района г.Красноярска по состоянию на 01.09.2011г. количество детей, состоящих на учете для определения в ДОУ - 7480; из них количество детей в возврате до 1,5 лет состоящих на учете - 1244; количество детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет состоящих на учете - 3336; количество детей в возрасте от 3-х до 7 лет состоящих на учете – 2900 (л.д.35). Согласно представленному Управлением образования администрации Октябрьского района г. Красноярска списка детей, состоящих на учете и в очереди на получение места в детском дошкольном учреждении Октябрьского района г. Красноярска Ахметшина Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится в списке под регистрационным номером 355, текущий номер - 271 (л.д.29-33). Из справки, выданной Управлением Образования администрации Октябрьского района от 09.09.2011г. следует, что Ахметшиной Д.Д., состоящей в очереди на предоставление места в ДОУ по настоящее время место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не предоставлено (л.д.36) 25.07.2011г. на имя начальника Управления образования Администрации Октябрьского района г. Красноярска Ахметшиной Е.Н. было подано заявление с просьбой предоставить место в детском дошкольном учреждении ее дочери, состоящей в очереди на получение места в детском саду, в связи с тяжелым материальным положением ее семьи. 26.07.2011г. Управлением образования Администрации Октябрьского района г. Красноярска был дан ответ на обращение, согласно которому решить вопрос об устройстве Ахметшиной Д. в дошкольное образовательное учреждение Октябрьского района на 2011-2012 учебный годы не представляется возможным из-за ограниченного количества мест для детей указанного возраста. Согласно пояснений истицы, данных в ходе судебного заседания, она отказывается от посещения ее дочерью детского образовательного дошкольного учреждения в группе кратковременного пребывания, а также не согласна на устройство на работу в дошкольное образовательное учреждение. Учитывая, что дочь истицы состоит в общей очереди на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, перед ней еще 270 детей дошкольного возраста ожидают место в детском саду, дочери Ахметшиной Е.Н. предоставлена возможность получения дошкольного образования в соответствии с общеобразовательными программами в группе кратковременного пребывания в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, суд полагает, что права истицы и ее ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование не нарушены. Предоставление ребенку истицы вне очереди места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении повлечет нарушение установленного администрацией г. Красноярска в пределах своих полномочий порядка определения детей в данные учреждения, прав других граждан, состоящих в очереди на равный доступ в муниципальные образовательные учреждения, а также нарушения норм предельной наполняемости, предусмотренных Постановлением Правительства РФ. Кроме того, истица предъявляет исковые требования о предоставлении места в муниципальном дошкольном учреждении ее дочери к Администрации Октябрьского района г.Красноярска. Суд полагает, что исковые требования истицы заявлены не к надлежащему ответчику, поскольку в компетенцию администрации района в городе Красноярске не входят обязанности строительства дошкольных образовательных учреждений, предоставления мест в дошкольных учреждения, данные вопросы относятся к полномочиям Управления образования администрации района, что следует из Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, п.3.12 Типового Положения об Управлении образования администрации района в г.Красноярске, утвержденного распоряжением главы г.Красноярска от 20.08.2009года №186-р, п. 3.12 Положения об Управлении образования администрации Октябрьского района г.Красноярска, утвержденного распоряжением администрации Октябрьского района г.Красноярска от 04.03.2011года №299-Р, п.2.6, 3.1 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г.Красноярска от 22.05.2007 года №304, Положением об администрации района в городе Красноярске, утвержденном распоряжением администрации г.Красноярска от 26.02.2007года №46-р. Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Ахметшиной Е.Н. Руководствуясь ст. 194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Ахметшиной Е.Н. к администрации Октябрьского района г.Красноярска о предоставлении ее дочери Ахметшиной Д.Д. , ДД.ММ.ГГГГгода рождения, доступа к дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Октябрьского района г.Красноярска в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Красноярска. Подписано председательствующим Копия верна судья Г.В. Родичева