Заочное решение о защите прав потребителей



                                                                                            Дело № 2-4005/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Красноярск 18 октября 2011 года

Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Стащук В.Н.

при секретаре Кривцовой Т.И.

рассмотрев гражданское дело по иску Сунцова А.Ф., Сунцовой Э.Т. к ОАО «Авиационная компания «Континент» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Сунцов А.Ф. и Сунцова Э.Т. обратились в суд с иском к ОАО «Авиационная компания «Континент», просят взыскать с ответчика стоимость приобретенных билетов в размере 55800 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей. Требования мотивированы тем, что 24 мая 2011 года они приобрели у ответчика авиабилеты билеты № и 6. По условиям договоров воздушной перевозки, ответчик обязался доставить истцов от Красноярска до Южно-Сахалинска, рейсом , следующим 20 августа 2011 года в 07 часов 45 минут, по маршруту Красноярск – Южно-Сахалинск и Южно-Сахалинск-Красноярск, рейсом 340, 28 августа 2011 года в 08 часов 30 минут. Однако в связи с прекращением операционной деятельности и аннулированием свидетельства эксплуатанта (ответчика) с 29 июля 2011 года все рейсы перевозчика отменены. 12 августа 2011 года истцы обратились к ответчику с письменной претензией о возврате стоимости билетов, ответа на указанную претензию не поступило. Данное обстоятельство послужило основанием обращения истцов с иском в суд.

В судебном заседании истцы уточнили исковые требования, просили взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов убытки, в виде стоимости приобретенных билетов в размере 27900 рублей и компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Представитель ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент», в судебное заседание не явился, был извещен, о причинах неявки суд не уведомил.

С согласия истцов, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Суд, выслушав истцов, исследовав материалы дела, считает, исковые требования подлежащими удовлетворению, в силу следующих обстоятельств:

С силу с.1 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно ч.ч.1,2 ст.786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В силу ч.1 ст.103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно ч.1 ст.793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Из содержания ст.231 Приказа Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" Возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст.ст.116, 120 Приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации", в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки или части перевозки сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа и сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования подлежат возврату пассажиру.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки или части перевозки сборы иностранных государств, топливный сбор на неиспользованных участках маршрута перевозки подлежат возврату пассажиру.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истцы Сунцов А.Ф. и Сунцова Э.Т. в ОАО «Авиационная компания «Континент» приобрели два авиационных билета на имя Сунцовой Э.Т. и на имя Сунцова А.Ф., на рейс №ЛК 339 по маршруту Красноярск – Южно-Сахалинск и рейс ЛК 340 по маршруту Южно-Сахалинск-Красноярск. Стоимость каждого билета составила 27150 рублей. За каждый билет с истцом взята плата за оформление документа в размере 750 рублей, что подтверждается соответствующими квитанциями «разных сборов».

10 августа 2011 года в адрес ответчика истцами были направлены претензии о возмещении убытков, в виде стоимости уплаченной суммы за авиабилеты и стоимости оформления авиадокументов, о направлении которых свидетельствуют почтовые квитанции. Ответа на претензии истцам не поступило.

Основанием прекращения ОАО «Авиационная компания «Континент» с 29 июля 2011 года осуществления воздушных перевозок пассажиров послужило аннулирование свидетельства эксплуатанта и приостановление операционной деятельности авиакомпании. Данное обстоятельство не освобождает перевозчика от ответственности за возмещение убытков, причиненных в результате неисполнения договоров воздушной перевозки. В связи с чем, требования истцов о возмещении стоимости приобретенных билетов и платы за их оформление в размере 27900 рублей в пользу каждого истца, как пассажира подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда.

При таких обстоятельствах, суд считает требования истцов о компенсации морального вреда в размере 5000 рублей в пользу каждого обоснованными, а размер компенсации отвечающим принципу разумности и справедливости.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ О защите прав потребителей от 07.02.1992 года, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям) их ассоциациям, союзам) или органам.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика штраф в доход государства в размере пятидесяти процентов от присужденной суммы в размере – 32 900 рублей.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета сумма государственной пошлины, от которой истцы были освобождены в размере 1874 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сунцова А.Ф., Сунцовой Э.Т. удовлетворить.

Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» в пользу Сунцова А.Ф. убытки в размере 27900 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а всего 32900 рублей.

Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» в пользу Сунцовой Э.Т. убытки в размере 27900 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а всего 32900 рублей

Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» штраф в доход государства в размере 32900 рублей.

Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» госпошлину в доход местного бюджета в размере 1874 рубля.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Ответчик имеет право подать заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней с даты получения копии данного решения.

Председательствующий:                                         Стащук В.Н.

КОПИЯ ВЕРНА.