г.Красноярск 21 ноября 2011года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе: Председательствующего судьи Стащук В.Н. с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Лавейкиной Н.А., представителя администрации г. Красноярска Глебовой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 21.12.2010 года, при секретаре Кривцовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц РФ к Администрации г.Красноярска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 243» об обязании устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Октябрьского района г. Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.Красноярска, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 243» (далее МДОУ д/с № 243) с требованием обязать МДОУ д/с № 243 и Администрацию г.Красноярска устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Свои требования мотивировал тем, что 10.08.2011 года государственным инспектором отделения по пожарному надзору по Октябрьскому району отдела надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска, в рамках исполнения задания прокуратуры Красноярского края от 04.08.2011 года, проведена проверка соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МДОУ д/с № 243. В ходе проведенной проверки установлены нарушения правил пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. В декабре 2010 года органами государственного пожарного надзора по г.Красноярску проведена плановая выездная проверка в МБДОУ №243, в ходе которой были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: -в помещениях детских групп для покрытия пола применены декоративно-отделочные материалы (линолеум), с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2- ч.7 ст.134 Федерального закона РФ №123 – ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - стены детских групп окрашены краской (показатели пожарной опасности не известны, сертификат пожарной безопасности не представлен) – ч.4 ст.134 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - покрытие ступеней лестничных маршей и лестничных площадок выполнено алкидной краской с показателями пожарной опасности Г1,В1, д2, Т2 – ч.6 ст.134 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -отделка стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий выполнена из отделочных материалов, на которые не представлены соответствующие сертификаты пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов – ч.8 ст.134 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп первого и второго этажей здания – ч.8 ст.89 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - помещение пищеблока не отделено от основного здания противопожарными стенами 2-го типа – тс.52, ст.88 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - наружные пожарные лестницы и ограждения на кровле не подвергнуты эксплуатационным испытаниям – п.41 ППБ 01-03; - в лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа отсутствует тамбур – шлюз с подпором воздуха при пожаре – ст.52, ст.88 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -отсутствует эвакуационный выход, ведущий из подвального этажа непосредственно наружу – ст.89 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода – п.89 ППБ 01-03; -двери, отделяющие групповые помещения от лестничных клеток, не оборудованы устройствами для самозакрывания – ст.89 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -наружные лестницы (лестницы 3-го типа) размещены у стен с оконными проемами менее 1 м. от оконных проемов – ст.89 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - перегородки в помещениях детских групп, отделяющие игровую от спальни, а также перегородка установленная в коридоре второго этажа имеют класс пожарной опасности выше К0 (выполнены из дерева) – ч.6 ст.87 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - и другие. Отделением по пожарному надзору по Октябрьскому району отдела надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска от 10.08.2011 года проведена проверка, в ходе которой выявлены вышеуказанные не устраненные нарушения. Своим бездействием – невыполнением указанных требований пожарной безопасности МБДУ №243 и Администрация г.Красноярска нарушает права неопределенного круга лиц граждан – лиц, работающих, и несовершеннолетних находящихся в учреждении. Учредителем детского сада, в соответствии с Уставом, является администрация г.Красноярска. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса возложена именно на образовательное учреждение. Не исполнение предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в здании учреждения, на безопасность при чрезвычайных ситуациях (при пожаре). В связи с чем, прокурор Октябрьского района г. Красноярска просит обязать МДОУ д/с № 243 и Администрацию г.Красноярска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, а именно в помещениях детских групп для покрытия пола применить отделочные материалы (линолеум), с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ 2; сделать отделку стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий из отделочных материалов, в соответствии с требованиями норм Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и предъявить соответствующий сертификат пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов; помещение пищеблока отделить от основного здания противопожарными стенами 2-го типа; в лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, сделать тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре; провести проверку внутреннего противопожарного водопровода; двери отделяющие групповые помещения от лестничных клеток, оборудовать устройствами для самозакрывания; наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) разместить у стен с оконными на расстоянии не менее 1м. от оконных проемов; сделать перегородки в помещениях детских групп, отделяющие игровую от спальни, а также перегородку установленную в коридоре второго этажа, классом пожарной опасности ниже К0 – в помещении детского сада.. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Лавейкина Н.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, подтвердив изложенные обстоятельства. Представитель ответчика МДОУ д/с № 243 в судебное заседание не явился, был извещен, о причине неявки суд не уведомил. Представитель ответчика Администрации г.Красноярска Глебова Е.Ю. (по доверенности от 21.12.2010 года) в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что проверка образовательного учреждения МБДОУ «Д/с №243» осуществлялась Отделом надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю в рамках представленных ему полномочий, в пределах своей компетенции. МБДОУ «Д/с №243» вынесено предписание от 08.12..2010 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в котором установлен срок для устранения нарушений – до 01.04.2012 года. Обязанность по надзору за выполнение предписания также возложена на орган его выдавший. Законом не предусмотрено право прокурора выходить с иском в суд об обязании устранить нарушения, которые указаны в предписании иного надзорного органа, до истечения срока предписания. Кроме того, представитель Администрации г.Красноярска, считает, что Администрация г.Красноярска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в целях реализации полномочий администрации города, от ее имени создаются и действуют органы администрации, действующие от имени муниципального образования в рамках компетенции, установленной в положениях об органах. Следовательно, возложение полномочий главного распорядителя бюджетных средств на управление образования администрации Октябрьского района и определение функций данного управления в типовом положении позволяет данному управлению выступать самостоятельно истцом и ответчиком в суде, а также нести ответственность за осуществление своей деятельности. Прокурором не представлено доказательств подтверждающих наличие недопустимого риска, либо угрозы для безопасности жизни и здоровья людей в случае возможного возникновения пожара при невыполнении указанных требований. Представитель третьего лица ОГПН по г. Красноярску в судебное заседание не явился, был извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С согласия представителей сторон, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего: В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности. На основании ч.4 ст.4 Указанного Федерального закона, На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Согласно ст.ст. 37,38 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества. Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении возложенных на него функций прокурор: принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В силу ст.28 Указанного ФЗ, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. На основании ч.1 ст.24 Указанного ФЗ, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В соответствии со ст.ст. 1,14 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организации обязаны, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Как установлено в судебном заседании, 10.08.2011 года государственным инспектором отделения по пожарному надзору по Октябрьскому району отдела надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска, в рамках исполнения задания прокуратуры Красноярского края от 04.08.2011 года, проведена проверка соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МДОУ д/с № 2243. В ходе проведенной проверки установлены нарушения правил пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. В декабре 2010 года органами государственного пожарного надзора по г.Красноярску проведена плановая выездная проверка в МБДОУ №243, в ходе которой были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: -в помещениях детских групп для покрытия пола применены декоративно-отделочные материалы (линолеум), с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2- ч.7 ст.134 Федерального закона РФ №123 – ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - стены детских групп окрашены краской (показатели пожарной опасности не известны, сертификат пожарной безопасности не представлен) – ч.4 ст.134 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - покрытие ступеней лестничных маршей и лестничных площадок выполнено алкидной краской с показателями пожарной опасности Г1,В1, д2, Т2 – ч.6 ст.134 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -отделка стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий выполнена из отделочных материалов, на которые не представлены соответствующие сертификаты пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов – ч.8 ст.134 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп первого и второго этажей здания – ч.8 ст.89 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - помещение пищеблока не отделено от основного здания противопожарными стенами 2-го типа – тс.52, ст.88 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - наружные пожарные лестницы и ограждения на кровле не подвергнуты эксплуатационным испытаниям – п.41 ППБ 01-03; - в лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа отсутствует тамбур – шлюз с подпором воздуха при пожаре – ст.52, ст.88 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -отсутствует эвакуационный выход, ведущий из подвального этажа непосредственно наружу – ст.89 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода – п.89 ППБ 01-03; -двери, отделяющие групповые помещения от лестничных клеток, не оборудованы устройствами для самозакрывания – ст.89 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -наружные лестницы (лестницы 3-го типа) размещены у стен с оконными проемами менее 1 м. от оконных проемов – ст.89 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - перегородки в помещениях детских групп, отделяющие игровую от спальни, а также перегородка установленная в коридоре второго этажа имеют класс пожарной опасности выше К0 (выполнены из дерева) – ч.6 ст.87 Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - и другие. Ранее 08 декабря 2010 года государственным инспектором г.Красноярска Красноярского края по пожарному надзору совместно с заведующей МДОУ д/с №243, в ходе которой, кроме прочих нарушений, выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 10.08.2011 года проведенной государственным инспектором г. Красноярска совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска. На основании проверки проведенной 08 декабря 2010 года, юридическому лицу МДУ Детский сад №243 выдано предписание № 2639/1/1-18 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, с указанием срока устранения – до 01.04.2012 года. Таким образом, судом установлено, что нарушения пожарного законодательства, указанные в акте проверки от 10.08.2011 года, уже ранее выявлены на основании проверки 08.12.2010 года, по результатам которой органом пожарного надзора МДОУ «Детский сад №243» выдано предписание для устранения нарушений. Прокурор просит обязать ответчиков устранить выявленные по результатам проверки от 10.08.2011 года (а по факту выявленные 08.12.2010 года) нарушения требований пожарной безопасности в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего решения. То есть на сегодняшний день, это не ранее июля 2012 года. Суду не представлено акта прокурорского реагирования, принятого в установленный Законом срок по результатам проведенной проверки от 10.08.2011 года. При этом прокурор в исковом заявлении указывает на то, что не исполнение предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в здании учреждения, на безопасность при чрезвычайных ситуациях (при пожаре). В данном случае, очевидно, имеется в виду предписание органа пожарного надзора от 08.12.2010 года, в котором установлен срок для устранения нарушений. В связи с чем, суд считает исковые требования прокурора Октябрьского района преждевременными, поскольку по имеющимся нарушениям МБДОУ «Детский сад №243» уже выдано предписание надзорного органа с предоставлением срока для устранения нарушений. Не устранение нарушений в установленный в предписании срок, может служить основанием для обращения прокурора, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с требованием устранить выявленные нарушения, кроме того может служить основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. Относительно довода представителя Администрации г.Красноярска о ненадлежащем ответчике, суд полагает необходимым указать на следующее: Согласно ст.3 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; Из представленных суду документов следует, что Администрация г.Красноярска является собственником недвижимого имущества в виде нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении МБДОУ «Детский сад №243», кроме того является учредителем МБДОУ «Детский сад №243». Следовательно, в том числе, собственник обязан соблюдать в принадлежащем ему помещении требования противопожарной безопасности. Выбор способа защиты нарушенного права с определением круга ответчиков по делу принадлежит в каждом конкретном случае истцу, в данном случае прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц. В связи с чем, нет оснований считать Администрацию г.Красноярска ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Прокурору Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц об обязании МДОУ «Детский сад № 243» и Администрации г.Красноярска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, а именно в помещениях детских групп для покрытия пола применить отделочные материалы (линолеум), с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ 2; сделать отделку стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий из отделочных материалов, в соответствии с требованиями норм Федерального закона РФ №123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и предъявить соответствующий сертификат пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов; помещение пищеблока отделить от основного здания противопожарными стенами 2-го типа; в лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, сделать тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре; провести проверку внутреннего противопожарного водопровода; двери отделяющие групповые помещения от лестничных клеток, оборудовать устройствами для самозакрывания; наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) разместить у стен с оконными на расстоянии не менее 1м. от оконных проемов; сделать перегородки в помещениях детских групп, отделяющие игровую от спальни, а также перегородку установленную в коридоре второго этажа, классом пожарной опасности ниже К0 – в помещении детского сада. - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней подачи жалобы через Октябрьский районный суд г.Красноярска. Судья Стащук В.Н. КОПИЯ ВЕРНА.