г.Красноярск 08 декабря 2011года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе: Председательствующего судьи Стащук В.Н. с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Коврижных Е.Е., представителя МБДОУ № 312 Малининой Л.В. (по приказу), представителя администрации г. Красноярска Глебовой Е.Ю. (по доверенности от 21.12.2010) при секретаре Кривцовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц РФ к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №312» комбинированного вида об обязании устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Октябрьского района г. Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.Красноярска, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 312» (далее МДОУ д/с № 312) с требованием обязать МДОУ д/с № 312 и Администрацию г.Красноярска устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Требования мотивированны тем, что 10.08.2011 года государственным инспектором отделения по пожарному надзору по Октябрьскому району отдела надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска, в рамках исполнения задания прокуратуры Красноярского края от 04.08.2011 года, проведена проверка соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МДОУ д/с № 312. В ходе проведенной проверки установлены нарушения правил пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. В ноябре 2010 года органами государственного пожарного надзора по г.Красноярску проведена плановая выездная проверка в МБДОУ №312, в ходе которой были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: - двери, открывающиеся из музыкального зала, помещений детских групп и из коридоров первого и второго этажей здания в лестничные клетки в открытом положении уменьшают ширину лестничных площадок – п.6.31 Строительные нормы и правила пожарной безопасности «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*; -открывание дверей эвакуационных выходов из спальных помещений детских групп №1, №6 на первом этаже, из коридора первого этажа в лестничные клетки, выполнено не по направлению выхода из помещений – п.52 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности РФ; -наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) размещены у стен с оконными проемами на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов – п.6.30 Строительные нормы и правила пожарной безопасности «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*; - двери, отделяющие лестничные клетки от примыкающих помещений и коридоров на первом и втором этажах здания, не оборудованы уплотнениями в притворах – п.6.18 СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - противопожарные двери, установленные в проеме лестницы, ведущей из помещений первого этажа здания в подвал, не оборудованы устройством для самозакрывания и уплотнениями в притворах – п.7.17 СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - не предусмотрено автоматическое блокирование системы вентиляции в случае срабатывания автоматической пожарной сигнализации – п.12.4 СНиП 41- 01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»; - и другие. Отделением по пожарному надзору по Октябрьскому району отдела надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска 10.08.2011 года проведена проверка, в ходе которой выявлена часть вышеуказанных не устраненных нарушений, а именно: - двери, открывающиеся из музыкального зала, помещений детских групп и из коридоров первого и второго этажей здания в лестничные клетки в открытом положении уменьшают ширину лестничных площадок – п.6.31 Строительные нормы и правила пожарной безопасности «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*; -открывание дверей эвакуационных выходов из спальных помещений детских групп №1, №6 на первом этаже, из коридора первого этажа в лестничные клетки, выполнено не по направлению выхода из помещений – п.52 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности РФ; -наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) размещены у стен с оконными проемами на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов – п.6.30 Строительные нормы и правила пожарной безопасности «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*. Своим бездействием – невыполнением указанных требований пожарной безопасности МБДУ №312 и Администрация г.Красноярска нарушает права неопределенного круга лиц граждан – лиц, работающих, и несовершеннолетних находящихся в учреждении. Учредителем детского сада, в соответствии с Уставом, является администрация г.Красноярска. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса возложена именно на образовательное учреждение. Не исполнение предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в здании учреждения, на безопасность при чрезвычайных ситуациях (при пожаре). В связи с чем, прокурор Октябрьского района г. Красноярска просит обязать МДОУ д/с № 312 и Администрацию г.Красноярска в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, а именно: - сделать двери, открывающиеся из музыкального зала, помещений детских групп и из коридоров первого и второго этажей здания в лестничные клетки в открытом положении не уменьшающими ширину лестничных площадок; -выполнить открывание дверей эвакуационных выходов из спальных помещений детских групп №1, №6 на первом этаже, из коридора первого этажа в лестничные клетки, по направлению выхода из помещений; -сделать наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) размещенными у стен с оконными проемами на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов – в помещении детского сада. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Коврижных Е.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме, подтвердив изложенные обстоятельства. Представитель ответчика заведующая МДОУ д/с № 312 Малинина Л.В. суду пояснила, что одно из указанных прокурором нарушений, а именно «открывание дверей эвакуационных выходов из спальных помещений детских групп №1, №6 на первом этаже, из коридора первого этажа в лестничные клетки, выполнено не по направлению выхода из помещений» устранено, относительно иных выявленных нарушений пояснила, что здание ДОУ построено в 1986 году по проекту в соответствии с действующими на тот момент Правилами пожарной безопасности СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы», действующими до 01.01.1998 года. Реконструкции, капитального ремонта, изменения функционального здания не осуществлялось. Для выявления угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара администрацией МБДОУ №312 сделан расчете пожарного риска и доказано, что нет угрозы при существующем конструктивном решении здания. При расчете времени эвакуации было установлено: безопасная эвакуация людей из здания обеспечивается, что подтверждается заключением ГУ СЭУ ФПС ИПЛ по Красноярскому краю МЧС России. Представитель ДОУ №312 просит снять нарушения указанные прокурором, так как: произведенные расчеты рисков доказывают, что угрозы жизни и здоровью людей при возникновении чрезвычайных ситуаций нет; нарушения связаны с конструктивными особенностями здания. Производить капитальный ремонт и изменение конструкций здания имеет только учредитель ДОУ. Данные нарушения, требующие реконструкции и капитального ремонта здания будут включены в проект титульного списка капитального ремонта зданий образовательных учреждений района, о чем свидетельствует письмо управления образования администрации Октябрьского района г.Красноярска от 14.11.2011 года. Представитель ответчика Администрации г.Красноярска Глебова Е.Ю. (по доверенности от 21.12.2010 года) в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что проверка образовательного учреждения МБДОУ «Д/с №312» осуществлялась Отделом надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю в рамках представленных ему полномочий, в пределах своей компетенции. МБДОУ «Д/с №312» вынесено предписание №2569/1/1-13 от 03.11..2010 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в котором установлен срок для устранения нарушений – до 01.04.2012 года. Обязанность по надзору за выполнение предписания также возложена на орган его выдавший. Законом не предусмотрено право прокурора выходить с иском в суд об обязании устранить нарушения, которые указаны в предписании иного надзорного органа, до истечения срока предписания. Кроме того, представитель Администрации г.Красноярска, считает, что Администрация г.Красноярска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в целях реализации полномочий администрации города, от ее имени создаются и действуют органы администрации, действующие от имени муниципального образования в рамках компетенции, установленной в положениях об органах. Следовательно, возложение полномочий главного распорядителя бюджетных средств на управление образования администрации Октябрьского района и определение функций данного управления в типовом положении позволяет данному управлению выступать самостоятельно истцом и ответчиком в суде, а также нести ответственность за осуществление своей деятельности. Требования прокурора основаны на применении СНиП 21-01-97*. Однако данная норма не подлежит применению в отношении тех объектов недвижимости, которые были запроектированы и введены в эксплуатации до принятия данных норм. Прокурором не представлено доказательств подтверждающих наличие недопустимого риска, либо угрозы для безопасности жизни и здоровья людей в случае возможного возникновения пожара при невыполнении указанных требований. Представитель третьего лица ОГПН по г. Красноярску в судебное заседание не явился, был извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С согласия представителей сторон, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего: В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности. На основании ч.4 ст.4 Указанного Федерального закона, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Согласно ст.ст. 37,38 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества. Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении возложенных на него функций прокурор: принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В силу ст.28 Указанного ФЗ, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. На основании ч.1 ст.24 Указанного ФЗ, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В соответствии со ст.ст. 1,14 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организации обязаны, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Как установлено в судебном заседании, 10.08.2011 года государственным инспектором отделения по пожарному надзору по Октябрьскому району отдела надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска, в рамках исполнения задания прокуратуры Красноярского края от 04.08.2011 года, проведена проверка соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МДОУ д/с № 312. В ходе проведенной проверки установлены следующие нарушения правил пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций: - двери, открывающиеся из музыкального зала, помещений детских групп и из коридоров первого и второго этажей здания в лестничные клетки в открытом положении уменьшают ширину лестничных площадок – п.6.31 Строительные нормы и правила пожарной безопасности «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*; -открывание дверей эвакуационных выходов из спальных помещений детских групп №1, №6 на первом этаже, из коридора первого этажа в лестничные клетки, выполнено не по направлению выхода из помещений – п.52 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности РФ; -наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) размещены у стен с оконными проемами на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов – п.6.30 Строительные нормы и правила пожарной безопасности «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*. Ранее - 03 ноября 2010 года государственным инспектором г.Красноярска Красноярского края по пожарному надзору совместно с заведующей МДОУ д/с №312 проведена плановая выездная проверка МДОУ №312, в ходе которой, кроме прочих нарушений, выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 10.08.2011 года проведенной государственным инспектором г. Красноярска совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска. На основании проверки проведенной 03 ноября 2010 года, юридическому лицу МДУ Детский сад №312 выдано предписание № 2569/1/1-13 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, с указанием срока устранения – до 01.04.2012 года. Таким образом, судом установлено, что нарушения пожарного законодательства, указанные в акте проверки от 10.08.2011 года, уже ранее выявлены на основании проверки проведенной 03.11.2010 года, по результатам которой органом пожарного надзора МДОУ «Детский сад №312» выдано предписание для устранения нарушений. Прокурор просит обязать ответчиков устранить выявленные по результатам проверки от 10.08.2011 года (а по факту выявленные 03.11.2010 года) нарушения требований пожарной безопасности в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего решения. То есть на сегодняшний день, это не ранее конца марта 2012 года. Суду не представлено акта прокурорского реагирования, принятого в установленный Законом срок по результатам проведенной проверки от 10.08.2011 года. При этом прокурор в исковом заявлении указывает на то, что не исполнение предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в здании учреждения, на безопасность при чрезвычайных ситуациях (при пожаре). В данном случае, очевидно, имеется в виду предписание органа пожарного надзора от 03.11.2010 года, в котором установлен срок для устранения нарушений. Кроме того, представитель ответчика ДОУ №312 представила договор на ремонт изделий из ПВХ от 24.05.2011 года, заключенный между ДОУ №312 и ИП Суслов Р.М., документы об оплате услуг по договору во исполнение предписания № 2569/1/1-13 (п.4), а также фотоснимки, свидетельствующие об устранении нарушения требования пожарной безопасности, об устранении которого, в том числе требует прокурор, а именно открывание дверей эвакуационных выходов из спальных помещений детских групп №1, №6 на первом этаже, из коридора первого этажа в лестничные клетки, выполнено по направлению выхода из помещений. В связи с чем, не устраненными считаются следующие, заявленные прокурором нарушения: -двери, открывающиеся из музыкального зала, помещений детских групп и из коридоров первого и второго этажей здания в лестничные клетки в открытом положении уменьшают ширину лестничных площадок – п.6.31 Строительные нормы и правила пожарной безопасности «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*; -наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) размещены у стен с оконными проемами на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов – п.6.30 Строительные нормы и правила пожарной безопасности «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*. Сторонами подтверждено, что здание ДОУ №312 построено в 1986 году, при этом прокурором не представлено доводов, в чем именно выражена угроза жизни или здоровью людей при дальнейшей эксплуатации указанного здания с указанными нарушениями, не приведены доказательства, подтверждающие реальность такой угрозы. Представителем же ответчика ДОУ №312 представлено заключение специалиста №636 от 13.10.2009 года ГУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «испытательная пожарная лаборатория» по Красноярскому краю, в соответствии с которым на момент проведения испытаний, обеспечивается безопасная эвакуация людей из помещений здания ДОУ №312, так как значение фактического времени эвакуации 1,4954 мин. (89,72 сек.) не превышает значения необходимого времени эвакуации 2,09 мин. (125,3 сек). В связи с изложенным, суд считает исковые требования прокурора Октябрьского района не обоснованными и преждевременными, поскольку по имеющимся нарушениям МБДОУ «Детский сад №312» уже выдано предписание надзорного органа с предоставлением срока для устранения нарушений. Не устранение нарушений в установленный в предписании срок, может служить основанием для обращения прокурора, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с требованием устранить выявленные нарушения, кроме того, может служить основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. Относительно довода представителя Администрации г.Красноярска о ненадлежащем ответчике, суд полагает необходимым указать на следующее: Согласно ст.3 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; Из представленных суду документов следует, что Администрация г.Красноярска является собственником недвижимого имущества в виде нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении МБДОУ «Детский сад №312», кроме того является учредителем МБДОУ «Детский сад №312». Следовательно, в том числе, собственник обязан соблюдать в принадлежащем ему помещении требования противопожарной безопасности. Выбор способа защиты нарушенного права с определением круга ответчиков по делу принадлежит в каждом конкретном случае истцу, в данном случае прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц. В связи с чем, нет оснований считать Администрацию г.Красноярска ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Прокурору Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц об обязании МДОУ «Детский сад № 312» и Администрации г.Красноярска в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, а именно сделать двери, открывающиеся из музыкального зала, помещений детских групп и из коридоров первого и второго этажей здания в лестничные клетки в открытом положении не уменьшающими ширину лестничных площадок; выполнить открывание дверей эвакуационных выходов из спальных помещений детских групп №1, №6 на первом этаже, из коридора первого этажа в лестничные клетки, по направлению выхода из помещений; сделать наружные открытые лестницы (лестницы 3-го типа) размещенными у стен с оконными проемами на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов – в помещении детского сада - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней подачи жалобы через Октябрьский районный суд г.Красноярска. Судья: Стащук В.Н. КОПИЯ ВЕРНА.