г. Красноярск 24 февраля 2012 года Судья Октябрьского районного суда г.Красноярска Харитонов А.С., с участием истца помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска Лавейкиной Н.А., представителя ответчика МБДОУ № 310 - Кузьминой Н.Д., при секретаре Соколовой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Детский сад № № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», администрации г. Красноярска об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» (далее МБДОУ «Детский сад № № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»), администрации г. Красноярска об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. Свои требования мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отделения по пожарному надзору по Октябрьскому району отдела надзорной деятельности по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю совместно с прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в рамках исполнения задания прокуратуры Красноярского края, направленного на обеспечение проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности учреждений образования была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МБДО № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей. В ходе проверки были установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно отдельностоящее здание не оборудовано автоматической установкой противопожарной защиты; в помещениях детских групп для отделки и покрытия стен и полов применены декоративно - отделочные материалы (окраска, линолеум), на которые не представлены соответствующие сертификаты пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов; помещение пищеблока не отделено от основного здания противопожарными стенами 2-го типа (сообщение через дверные проемы); отделка стен и потолков зала для проведения музыкальных и физкультурных занятий выполнена из отделочных материалов на которые не представлены соответствующие сертификаты пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов; на лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, отсутствует тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре; в здании смонтирована система оповещения людей о пожаре 3-го типа, при количестве эвакуирующихся более 150 человек. Своим бездействием – невыполнением требований ФЗ «О пожарной безопасности», ответчики нарушают права неопределенного круга граждан - лиц, работающих, и несовершеннолетних, находящихся в учреждении. На основании изложенного прокурор Октябрьского района г. Красноярска просит обязать МБДОУ «Детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» и администрацию г. Красноярска в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда - отдельностоящее здание оборудовать автоматической установкой противопожарной защиты; в помещениях детских групп для отделки и покрытия стен и полов применить отделочные материалы (окраска, линолеум) в соответствии с требованиями норм ФЗ РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и предъявить соответствующий сертификат пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов; помещение пищеблока отделить от основного здания противопожарными стенами 2-го типа; сделать отделку стен и потолков зала для проведения музыкальных и физкультурных занятий из отделочных материалов, в соответствии с требованиями норм Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и предъявить соответствующий сертификат пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов; сделать на лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре 3-го типа, при количестве эвакуирующихся более 150 человек- в помещении детского сада. Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31.01.2012 года и 24.02.2012 года производство по делу в части обязании ответчика оборудовать отдельностоящее здание автоматической установкой противопожарной защиты; помещение пищеблока отделить от основного здания противопожарными стенами 2-го типа; сделать отделку стен и потолков зала для проведения музыкальных и физкультурных занятий из отделочных материалов, в соответствии с требованиями норм ФЗ РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и предъявить соответствующий сертификат пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов; в здании смонтировать систему оповещения людей о пожаре 3-го типа, при количестве эвакуирующих более 150 человек, применить отделочные материалы (окраска, линолеум) в помещениях детских групп для отделки и покрытия стен и полов в соответствии с требованиями норм ФЗ РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и предъявить соответствующий сертификат пожарной безопасности с показателями пожарной опасности указанных отделочных материалов, было прекращено, в связи с отказом прокурора от заявленных требований в данной части. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Красноярска - Лавейкина Н.А. на заявленных исковых требованиях в части обязании ответчиков сделать на лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, тамбур –шлюз с подпором воздуха при пожаре. В судебном заседании заведующая МБДОУ «Детский сад № № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» - Кузьмина Н.Д. против удовлетворения исковых требований об обязании сделать на лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, тамбур – шлюз с подвалом воздуха при пожаре, возражала, пояснила, что данное нарушение не возможно устранить в связи с конструкцией здания и постройки его в 1967 году. Кроме того, ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ не применим, поскольку здание детского дошкольного учреждения было введено в эксплуатацию до принятия данного закона. Представитель администрации г. Красноярска - Глебова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв по существу заявленных требований, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности по г. Красноярску УНД ГУ МЧС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ст. 37 данного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.ст. 1, 14 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 38 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.08.2011 года прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в рамках исполнения задания прокуратуры Красноярского края от 04.08.2011 года № 27-25-2011 «О проведении проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности учреждений образования», совместно с государственным инспектором отделения надзорной деятельности по Октябрьскому району отдела надзорной деятельности по г. Красноярску главного управления МЧС России по КК была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад № № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», в ходе, которой был выявлен ряд нарушений о пожарной безопасности, в частности в лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, отсутствует тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре - ст. 52, ст. 88 ФЗ РФ № 123 –ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.26 СП 4.13130.2009 «В зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3 допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Они должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре. Допускается не предусматривать вышеуказанного ограждения таких лестниц в зданиях класса Ф5 при условии, что они ведут из подвального или цокольного этажа с помещениями категории В4, Г и Д в помещения первого этажа тех же категорий». Данное нарушение было выявлено в ходе проверки, проведенной государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору в период с 06.10.2010 года по 29.11.2010 года и МДОУ «Детский сад №№ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» было выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, с установлением срока сделать тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре в лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требования прокурора в части обязании ответчика сделать на лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре основаны на ст. 52, 88 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Пунктом 4. статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Аналогичное указание закреплено в письме МЧС РФ от 02.06.2011 года № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНИП», в соответствии с которым при рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются. В случае, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, следует руководствоваться положениями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ. Из представленного кадастрового паспорт и технического паспорта нежилого здания МДОУ «Детский сад №№ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> следует, что год ввода здания в эксплуатацию 1967. При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом вышеуказанных требований действующего законодательства, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании МБДОУ «Детский сад № № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному-речевому направлению развития детей» и администрацию г.Красноярска сделать на лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, тамбур – шлюз с подвалом воздуха при пожаре, поскольку как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, здание МБДОУ «Детский сад №№ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» введено в эксплуатацию до принятия положений ФЗ «Технический регламент о требования пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, следовательно, на здания, запроектированные и построенные по действующим ранее нормам, требования новых нормативных документов распространяться не могут. При этом стороной истца, не представленного также доказательств фактической возможности (без негативных последствий для здания) установки на лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, тамбур – шлюза с подвалом воздуха при пожаре, с учетом года постройки здания. Кроме того, положениями ФЗ «Технический регламент о требования пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ следует руководствоваться в том случае, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровья людей, однако, прокурором Октябрьского района г. Красноярска не представлено доказательств, подтверждающих наличие недопустимого риска, либо угрозы для безопасности жизни и здоровья людей в случае возможного возникновения пожара в здании МБДОУ «Детский сад №№ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», что является обязательным основанием для возможности применения норм ФЗ «Технический регламент о требования пожарной безопасности». С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г.Красноярска отказать. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Красноярска об обязании МБДОУ «Детский сад №№ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», администрацию г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения сделать на лестнице, предназначенной для сообщения подвального и первого этажа, тамбур – шлюз с подпором воздуха при пожаре – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Копия верна. Председательствующий: А.С.Харитонов