Решение о взыскании компенсации страховых выплат



Дело № 2-791/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 05 апреля 2012 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Соловьева Е.В.,

при секретаре Калениченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровских А.Н. к Открытому акционерному обществу «Страховая группа МСК» о взыскании страховой выплаты, штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Боровских А.Н. обратился в суд с указанным иском (с учетом уточнений), мотивируя тем, что он с 29 августа 2002 года по настоящее время проходит службу в ГУФСИН России по Красноярскому краю в должности <данные изъяты>. 01 июля 2009 года, в ходе проведения спортивных занятий, им было получено тяжелое увечье, а именно травматический передне - нижний вывих правого плеча. Поскольку жизнь и здоровье сотрудников ГУФСИН на момент получения травмы была застрахована у ответчика, он обратился за выплатой, однако ему было отказано со ссылкой на то, что к моменту обращения срок действия государственного контракта по страхованию уже истек. Полагая, что данный отказ не основан на законе, просит взыскать в свою пользу с ответчика страховую выплату в размере 200000, штраф за просрочку выплаты в размере 112410 рублей 20 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2419 рублей 94 копейки и компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В судебном заседании истец Боровских А.Н. и представитель третьих лиц – ФСИН России и ГУФСИН РФ по Красноярскому краю – Щипанский В.И. (по доверенностям) исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика – Тарасевич Ю.А. (по доверенности) против удовлетворения требований возражала, просила отказать, дополнительно пояснив, что возложение обязанности производить выплаты страховых сумм по страховым событиям, произошедшим в 2009 году, но о которых страховой компании заявлено в 2 10 году противоречит нормам действующего гражданского законодательства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

Согласно ч.1 ст.935 ГК РФ, законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать, в том числе, жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу.

Из положений ч.1 ст. 935 ГК РФ следует, что обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение, в том числе, о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая) (ч.2 ст.942 ГК РФ). Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования) (ч.1 ст.943 ГК РФ).

В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно – исполнительной системы», объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.

Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно – исполнительной системы (далее – служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Согласно ст.6 указанного Закона, договор обязательного государственного страхования (далее – договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица – застрахованного лица (выгодоприобретателя). Договор страхования заключается в письменной форме на один календарный год.

В судебном заседании установлено, что 24 декабря 2008 года, между Федеральной службой исполнения наказаний и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», правопреемником которого в настоящее время является ответчик – ОАО «Страховая группа МСК», заключен государственный контракт № 568юр\08 обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно – исполнительной системы, предметом которого является оказание услуг со стороны ответчика по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно – исполнительной системы в течение 2009 года. Государственный контракт вступил в силу с 01 января 2009 года и действовал по 31 декабря 2009 года включительно.

Согласно справки № 101 от 04 февраля 2010 года ФБУ КБ № 1 Военно - врачебной комиссии, истец Боровских А.Н., 1979 года рождения, находился на амбулаторном лечении в указанном учреждении с 06 июля 2009 года по 26 августа 2009 года по поводу травматического переднее – нижнего вывиха правого плеча от 01 июля 2009 года. Увечье относится к тяжелому, полученному при исполнении служебных обязанностей. 01 июля 2009 года, находясь в командировке, во время игры в футбол, получил травму правого плеча.

Указанные обстоятельства, помимо объяснений истца, также подтверждаются справкой начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю Шаешникова В.К. от 05 мая 2010 года, заключением о результатах служебной проверки по факту получения травмы от 22 октября 2009 года, копией освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № 2929 от 06 июля 2009 года и не оспариваются представителем ответчика.

05 мая 2010 года истцом в адрес ЗАО «Спасские ворота» было направлено заявление о выплате страховой суммы в связи с получением тяжелого увечья при исполнении служебных обязанностей, однако 15 июля 2010 года ответчиком в удовлетворении заявления Боровских А.Н. отказано в связи с тем, что документы о наступлении страхового случая поступили в 2010 году, то есть после окончания срока действия Государственного контракта, и, следовательно, законные основания для страховой выплаты отсутствуют.

Вместе с тем, суд полагает данный отказ в выплате страхового возмещения незаконным, поскольку страховой случай наступил в период действия государственного контракта, в отношении застрахованного лица, а именно Боровских А.Н., проходящего службу в уголовно – исполнительной системе и последним была получена травма, отнесенная к тяжелому увечью.

Доводы ответчика о том, что у него отсутствуют законные основания для страховой выплаты, поскольку документы о наступлении страхового случая поступили уже после окончания действия государственного контракта, суд находит несостоятельными в связи со следующим.

В соответствии с п.2 ст.957 ГК РФ, страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.

Анализируя вышеприведенные положения Закона, суд приходит к выводу о том, что выгодоприобретатели вправе обращаться с заявлениями о выплате страхового возмещения по страховым случаям, возникшим в период действия контракта, в пределах срока исковой давности, установленного ст.966 ГК РФ по отношению к требованиям, вытекающим из обязательств по страхованию жизни и здоровья.

Из п.10.1.3 Государственного контракта следует, что размер страховых сумм, выплачиваемых в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) составляет 10 окладов.

Федеральным Законом от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» с 01 января 2012 года был изменен размер страховых выплат, установленных ст.5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно исполнительной системы» и в настоящее время размер страховой выплаты в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья составляет 200000 рублей. Указанная страховая сумма выплачивается в размере, установленном на день выплаты страховой суммы.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Боровских А.Н. требований в части взыскания с ответчика суммы выплаты страхового возмещения в размере 200000 рублей и полагает необходимым иск в данной части удовлетворить.

Вместе с тем, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа и компенсации морального вреда в связи со следующим.

По смыслу положений п.4 ст.11 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ, обязанность уплаты штрафа возникает у ответчика при невыплате им в установленный срок назначенных сумм возмещения и, поскольку, в случае разрешения спора о страховой выплате в судебном порядке штраф (неустойка, пеня) может быть начислен только с момента неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения, правовые основания для взыскания штрафа отсутствуют.

Помимо этого, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (п.1 ст.969 ГК РФ), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно – правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ГК РФ, статья 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и др.), - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика взысканию в местный бюджет подлежит государственная пошлина в размере 5200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.192-198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Боровских А.Н. удовлетворить частично.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Страховая группа МСК» в пользу Боровских А.Н. страховое возмещение в размере 200000 рублей.

В удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа и компенсации морального вреда – отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Страховая группа МСК» в местный бюджет государственную пошлину в размере 5200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: