решение о расторжении договора лесного участка



Решение

Именем Российской Федерации

02 мая 2012 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи: Харитонова А.С.

с участием представителя ответчика Литвякова Е.М. – Гритчиной Т.Ю.,

при секретаре: Соколовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета по лесу Республики Хакасия к Литвякову Е.М. о расторжении договора аренды лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

Государственный комитет по лесу Республики Хакасия обратился в суд с иском к Литвякову Е.М. о расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указав, что по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия и Литвяковым Е.М., последнему были переданы участки лесного фонда, расположенные в квартале <адрес> площадь арендованного участка 0,95 га. Указанный участок был передан для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет. Согласно п. 11 «е», приложению договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ Литвяков Е.М. как арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов, установленное договором. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки готовности арендаторов к пожароопасному сезону 2011 года было выявлено, что арендатором (Литвяковым Е.М.) не проведено противопожарное обустройство лесов, не создана минерализованная полоса длинной 0,5 км, на что арендатору было выписано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, до ДД.ММ.ГГГГ. Также Литвяков Е.М. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах. ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки исполнения выданного ранее предписания было установлено, что предписание не исполнено, минерализованные полосы на арендованном участке отсутствуют. В результате чего, ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Литвякова Е.М. по ст. 19.5.1 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства. Кроме того, сторона истца указывает, что лесной участок, переданный по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ Литвяковым Е.М., по целевому назначению не используется, устройство минерализованных полос ни разу не проводилось. На основании изложенного, просят заявленные исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Литвякова Е.М. – Гритчина Т.Ю. (действующая на основании доверенности Д-1292 от ДД.ММ.ГГГГ) просила в удовлетворении исковых требований Государственного комитета по лесу Республики Хакасия отказать в полном объеме ввиду их необоснованности. Указав, что истцом не представлено оснований, по которым возможно досрочное расторжение договора аренды лесного участка, поскольку договором, заключенным между сторонами был предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для его расторжения. Литвяковым Е.М. обязательства по договору выполняются надлежащим образом, вносится арендная плата, проводилось устройство минерализованных полос в частности в 2010 году, что подтверждается представленным договором возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ и актом приемки – передачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. Что касается устройства минерализованных полос за 2011 года, то заключен договор на проведение данных работ от ДД.ММ.ГГГГ, проведение которых запланировано в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, оснований для расторжения договора аренды лесного участка не имеется.

Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 53.1 ЛК РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно ст. 3 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", содержащей характеристику и раскрывающей содержание понятия системы обеспечения пожарной безопасности, следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности следует отметить создание пожарной охраны и организацию ее деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ч.1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно п.п. «в» п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены Приказом Минсельхоза от 22.12.2008 г. N 549.

Разделом IX Норм установлены нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с п.24 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, при осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в п.4 настоящих Правил, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (в ред. от 05.05.2011 года) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);

б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Осуществление указанных мер пожарной безопасности возложено п.4 Правил пожарной безопасности в лесах на соответствующие государственные органы.

В соответствии с п.5 Правил пожарной безопасности в лесах мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (п.7 Правил).

Согласно ст. 83 ЛК РФ - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838.

Из системного и буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, поэтому возложение на арендатора лесного участка обязанности по ликвидации пожара своими силами и за счет своих средств не соответствует требованиям закона.

Согласно ч.3 ст. 196 ГК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между государственным комитетом по лесу Республики Хакасия (арендодатель) и Литвяковым Е.М. (арендатор) был заключен договор аренды за лесного участка, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору лесной участок площадью 0,95 га, находящийся в государственной собственности, местонахождение: <адрес>, муниципальное образование <адрес>, <адрес>, номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре) 18-2008-04 для использования рекреационной деятельности (л.д. 6-13).

Согласно акта приема-передачи лесного участка в аренду (приложение к договору аренды земельного участка) указанный земельный участок был передан Литвякову Е.М. (л.д. 15-16).

Согласно п.5 договора аренды лесного участка арендная плата по договору составляет 19051 рубль 75 копеек в год, которая вносится арендатором в соответствии с приложением к договору, документы, подтверждающие произведенную оплату, предоставляются арендатором в течение одного месяца арендодателю. Обязательство арендатора считается исполненным со дня зачисления установленной договором суммы арендной платы на счет, указанный арендодателем (л.д. 14). Размер арендной платы подлежит изменению арендодателем пропорционально изменению ставок за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 ЛК РФ. Арендодатель в месячный срок после вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ представляет арендатору перерасчет арендной платы, который является неотъемлемой частью настоящего договора (п.7 договора).

В соответствии с п.11 договора аренды лесного участка, арендатор обязан в частности: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим договором; вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию; в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другое), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении к договору, согласно которого предусмотрено устройство минерализованных полос – 2009 года и уход за минерализованными полосами ежегодно (л.д. 17).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и настоящим договором (п. 12 договора). Все изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме и подписываются сторонами (п. 14 договора).

Согласно п.18 договора аренды лесного участка по требованию арендодателя договор может быть досрочно расторгнут судом в случаях, которые являются существенными нарушениями договора, когда арендатор: использует земельный участок не по целевому назначению; допускает затопление или длительное подтопление лесных насаждений; захламляет леса строительными, промышленными, древесными, бытовыми отходами и мусором; загрязняет леса химическими и радиоактивными веществами; систематически или более трех месяцев по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Срок действия договора был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.19 договора).

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ инспектором охраны, защиты леса и госконтроля Саяногорского лесничества К. была проведена проверка подготовки к пожароопасному сезону лесного участка переданного ответчику по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки готовности арендаторов, в рассматриваемом случае в отношении Литвякова Е.М. к пожароопасному сезону 2011 года было выявлено, что арендатором (Литвяковым Е.М.) не проведено противопожарное обустройство лесов, а именно не создана минерализованная полоса длинной 0,5 км, на что арендатору было выписано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, до ДД.ММ.ГГГГ, а именно необходимости проведения минерализованной полосы 0,5 км. (л.д. 18-21).

Кроме того, Литвяков Е.М. в связи с вышеуказанной проверкой, в ходе которой было выявлено отсутствие проведения минерализованной полосы, был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах, с назначением наказания в виде предупреждения (л.д.22).

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате проверки исполнения выданного ранее предписания было установлено, что предписание не исполнено, минерализованные полосы на арендованном участке отсутствуют (л.д. 23). В результате чего, ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Литвякова Е.М. по ст. 19.5.1 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства (л.д.24).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Литвяковым Е.М. должным образом исполнялись и исполняются обязательства по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка, что в частности подтверждается представленными платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-60). Указанное представителем истца ранее в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно представленного договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ и акта приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг) от ДД.ММ.ГГГГ Литвякову Е.М. были оказаны услуги ООО «<адрес>» по созданию минерализованной полосы площадью 0,5 х 0,001 км на лесном участке, предоставленном по договору аренды (л.д. 72-73).

Указанное свидетельствует о том, что стороной ответчика, в рассматриваемом случае Литвяковым Е.М. осуществлялось устройство минерализованных полос на лесном участке, предоставленном по договору аренды в частности в 2010 году, доказательств обратного стороной истца в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено, как и не представлено доказательств того, что до 2010 года Литвяковым Е.М. не осуществлялось устройство минерализованных полос на лесном участке.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Литвяковым Е.М. и ООО «С.» также был заключен договор возмездного оказания услуг по созданию минерализованной полосы площадью 0,5 х 0,001 км на вышеуказанном лесном участке. Срок выполнения указанных услуг сторонами был определен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74).

Как установлено судом, по условия договора аренды предоставленного вышеуказанного лесного участка, Литвяков Е.М., согласно приложения к договору аренды лесного участка принял на себя обязательства ежегодно выполнять мероприятия с целью обеспечения пожарной безопасности в лесах посредством обустройства минерализованных полос объемом 0,5 км (л.д. 17).

В качестве основания для расторжения договора аренды спорного лесного участка стороной истца заявлено о невыполнении ответчиком условий заключенного договора аренды лесного участка, а именно не проведения противопожарного обустройство лесов – не сделаны минерализованные полосы длинной 0,5 км.

В судебном заседании представителем ответчика указывалось, что в настоящее время Литвяковым Е.М. заключен с ООО «С.-С.» договор возмездного оказания услуг по созданию минерализованной полосы площадью 0,5 х 0,001 км на вышеуказанном лесном участке, срок проведения которых определен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В 2011 году уход за минерализованными полосами предоставленного по договору аренды лесного участка осуществлен не был, за что Литвяков Е.М. и был, подвергнут административному наказанию.

При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом норм действующего Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности, условий заключенного сторонами договора аренды лесного участка, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Государственного комитета по лесу Республики Хакасия о расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ отказать, поскольку законных оснований (в силу прямого указания закона) возложения на ответчика обязанности по устройству минерализованных полос в определенный срок не имеется. Кроме того, как установлено в судебном заседании стороной ответчика Л. Е.М. обязательства по заключенному договору аренды лесного участка исполняются надлежащим образом, в настоящее время заключен с ООО «С.» очередной договор возмездного оказания услуг по созданию минерализованной полосы площадью 0,5 х 0,001 км на вышеуказанном лесном участке, срок проведения которых определен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а то обстоятельство, что Литвяковым Е.М. в 2011 году уход за минерализованными полосами предоставленного по договору аренды лесного участка осуществлен не был, с учетом требований действующего законодательства, условий (оснований) расторжения договора аренды лесного участка, не служит основанием для расторжения договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Литвяковым Е.М. и Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, поскольку законом предусмотрены иные последствия неисполнения лесопользователем принятого на себя обязательства по договору.

Доводы представителя истца участвовавшего ранее в судебном заседании о том, что ответчиком Литвяковым Е.М. противопожарные мероприятия, а именно устройство минерализованных полос объемом 0,5 км и ежегодный уход за минерализованными полосами не выполнялись ни разу судом не принимаются, поскольку как установлено в судебном заседании и следует из вышеуказанных доказательств, ответчиком осуществлялось устройство минерализованных полос на лесном участке, предоставленном по договору аренды в частности в 2010 году, доказательств обратного стороной истца в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено, как и не представлено доказательств того, что до 2010 года Литвяковым Е.М. не осуществлялось устройство минерализованных полос на лесном участке, доказательств вынесения предписаний по данному факту, как и доказательств привлечения к административной ответственности за указанный период не имеется. В настоящее время Литвяковым Е.М. заключен договор возмездного оказания услуг по созданию минерализованной полосы площадью 0,5 х 0,001 км на вышеуказанном лесном участке, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка представителя истца о том, что спорный лесной участок, переданный по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ Литвяковым Е.М., по целевому назначению не используется, не служит основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку как установлено в судебном заседании предоставленный лесной участок стороной ответчика не используется, доказательств обратного стороной истца в силу ст. 56 ГПК РФ, а именно доказательств подтверждающих использование Литвяковым Е.М. лесного участка не представлено. При этом само заключение стороной ответчика договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает факт использования лесного участка, а подтверждает только возникновение у ответчика права на его использование. При этом владение участком без осуществлений действий, не свидетельствует о нарушении условий договора, а также порядка использования лесного участка.

При таких обстоятельствах, суд, с учетом вышеизложенного, а также представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, считает, что оснований для удовлетворения заявленных Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия исковых требований, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного комитета по лесу Республики Хакасия к Литвякову Е.М. о расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна.

Председательствующий: А.С. Харитонов