решение о признании имущества бесхозным и передачи его в муниципальную собственность



Дело РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2012 года г.Красноярск

Октябрьский районный суд г.Красноярска

В составе председательствующего судьи Родичевой Г.В.

При секретаре Тихоновой О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

УСТАНОВИЛ:

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска обратился в суд с заявлением о признании имущества – самовольно установленных 3-х временных гаражных боксов, расположенных по адресу <адрес>, бесхозяйным, и передаче их в собственность муниципального образования г.Красноярск.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что на земельном участке, расположенном в <адрес>, неизвестными лицами самовольно установлены 3 гаражных бокса. Указанные гаражные боксы установлены в нарушение установленного законом порядка размещения временных сооружений, регламентированным Положением о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 №55. Согласно ст. 29 ЗК РФ основанием для предоставления земельных участков является соответствующее решение органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с Положением о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 №55 полномочия по изданию распоряжений о разрешении на размещение временного сооружения делегированы администрации района. Распоряжение администрации района о разрешении на размещение временного сооружения является основанием для установки сооружения. Каких либо распоряжений о размещении временных сооружений на указанном земельном участке администрацией района не издавалось, договор аренды земельного участка для размещения гаражей - не заключался.

В силу п. 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 «О введении в действие земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Согласно п. 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 15.05.2005г № 55/1 департамент является органом администрации г. Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска.

Таким образом, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> выступает от имени собственника земельного участка (муниципального образования <адрес>).

Администрацией <адрес> неоднократно проводились мероприятия по выявлению владельцев указанных временных металлических гаражей. Также направлялся запрос в правоохранительные органы, с просьбой установить владельцев временных сооружений. Однако выявить владельцев не удалось.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая то, что собственник не заявил никаких прав на свое имущество в ходе мероприятий по его выявлению, он отказался от своего права собственности на данное имущество. В связи с тем, что собственник в течение длительного времени не заявил на указанные временные сооружения своих прав, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, как представитель собственника земельного участка, на котором расположены гаражи, вступил во владение данными временными сооружениями.

Согласно п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В судебном заседании представитель заявителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска Бездубная П.В. на заявлении настаивает в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представители заинтересованных лиц администрации Октябрьского района г.Красноярска, Управления Росреестра по Красноярскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, в судебное заседание не явились.

Представители Управления Росреестра по Красноярскому краю и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае представили письменные отзывы на иск, при этом представитель Территориального управления просил дело рассмотреть в его отсутствие. Остальные заинтересованные лица о причинах неявки не сообщили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае Носик К.Н., действуя на основании доверенности, указал, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие статус имущества.

В возражениях на заявление представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю указал, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона о регистрации и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Вышеуказанные документы не приложены к заявлению о признании имущества – 3 временных гаражных бокса бесхозяйным. Кроме того, в Управлении отсутствует запись о принятии на учет бесхозяйного имущества – указанных боксов, а потому оснований для удовлетворения требований не имеется.

Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав представленные суду доказательства, полагает заявление Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Пункт 3 данной статьи предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет определен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №580 от 17.09.2003года «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с п.5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Пункт 7 данного Положения предусматривает, что документами подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, в том числе являются:

-выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

-выданные соответствующими государственными органами (организациями) осуществляющими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона о регистрации и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Распоряжением администрации г.Красноярска от 25.05.2011года №510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности.

В соответствии с п.1.3 данного Регламента выявление объектов бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, администрациями районов в городе, юридическими и физическими лицами.

Согласно п.2.1 Регламента Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города осуществляет следующие действия:

- проверяет наличие (отсутствие) Объекта в Реестре муниципальной собственности (далее - РМС), при наличии объекта в РМС - зарегистрировано ли на него право муниципальной собственности;

- устанавливает факт отсутствия (наличия) объекта в Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества";

- в случае отсутствия Объекта в РМС, Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества" направляет копии заявления с сопроводительным письмом в департамент городского хозяйства администрации города Красноярска для составления акта технического состояния Объекта Межведомственной комиссией с заключением о технологической связанности Объекта с объектами муниципальной собственности, а также заключения о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность;

- в случае целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность осуществляет техническую инвентаризации Объекта (при ее отсутствии);

- для подтверждения факта выявления бесхозяйной вещи направляет запросы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;

- в случае подтверждения отсутствия собственника Объекта обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия Объекта на учет в качестве бесхозяйного.

Из п.3.1 Регламента следует, что по истечении года со дня принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города направляет необходимый пакет документов в администрацию района в городе по месту расположения Объекта, для обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.

Согласно п.1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1). Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.(ч.2)

В обоснование своего заявления Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска представил в суд следующие доказательства:

- письмо отделения полиции №2 МУ МВД России «Красноярское», из которого следует, что проведена проверка, в ходе которой неоднократно осуществлялись выходы по адресу <адрес>, владельцы данных самовольных построек уставлены не были;

- акт обследования земельного участка от 02.09.2011г. № 4, в соответствии с которым в ходе обследования земельного участка и объекта, расположенного на участке по адресу: <адрес>, был установлен гаражный бокс, стены из бетонных блоков, фундамент бетонный ленточный, размер 3,5мх6,5м., владелец гаража не установлен.

- акт обследования земельного участка от 02.09.2011г. № 5, в соответствии с которым в ходе обследования земельного участка и объекта, расположенного на участке по адресу: <адрес>, был установлен гаражный бокс, строительный материал стен – бетонный монолит, фундамент бетонный ленточный, размер 3,5мх7м., владелец гаража неизвестен;.

- акт обследования земельного участка от 02.09.2011г. № 6, в соответствии с которым в ходе обследования земельного участка и объекта, расположенного на участке по адресу: <адрес>, был установлен гаражный бокс, кирпичный с железными воротами, на бетонном ленточном фундаменте, размер 3,5м х 7м., владелец гаража неизвестен.

К актам осмотра приложены фотографии объектов.

Из этих актов осмотра следует, что объекты являются недвижимым имуществом, прочно связанным с землей, на бетонном фундаменте.

Никаких иных документов, которые предусмотрены п.3 ст.225 ГК РФ, Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №580 от 17.09.2003года, Регламентом взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, утвержденным Распоряжением администрации г.Красноярска от 25.05.2011года №510-ж, заявителем суду не представлено.

И как следует из письменных возражений представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, в Управлении отсутствует запись о принятии на учет бесхозяйного имущества – указанных 3 гаражных боксов, расположенных по адресу г.Красноярск, ул.Ломоносова, 118. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Более того, согласно Регламенту взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, утвержденным Распоряжением администрации г.Красноярска от 25.05.2011года №510-ж, правом на обращение в суд с заявлениями о признании права муниципальной собственности на это имущество наделена администрация района в городе по месту расположения Объекта, а департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города лишь направляет необходимый пакет документов в администрацию района.

Доказательств того, что указанные гаражные боксы являются движимым имуществом, для которого предусмотрен иной порядок обращения в собственность, заявитель суду не представил, хотя судом ему предлагалось это сделать.

С учетом изложенного заявление департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании 3 гаражных боксов, расположенных по адресу <адрес>, бесхозяйными и передаче их в собственность муниципального образования удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании имущества - самовольно установленных 3-х гаражных боксов, расположенных по адресу <адрес>, бесхозяйными, и передаче их в собственность муниципального образования г.Красноярск отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Красноярска.

судья Г.В. Родичева