Постановление о нарушении землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений



Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 23 ноября 2011 года

Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Барсуков Виталий Михайлович,

рассмотрев материалы административного производства в отношении ООО «1», ОГРН ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.22 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении КЯК №053766 от 21 октября 2011 года обвиняется в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.22 КоАП РФ, а именно - в том, что, являясь землепользователем участка, прилегающего к полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на м. 842+600 – км. 846+100 Березовского района Красноярского края, в пределах населенного пункта поселок Березовка, на <адрес>, не исполнило обязанность, предусмотренную п. 10а «Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 года № 129, по устройству пешеходных дорожек, что вынуждает пешеходов двигаться по обочине проезжей части, подвергая себя угрозе совершения дорожно-транспортного происшествия. Согласно Постановления Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. №62 «Об утверждении перечня федеральных дорог в РСФСР» автомобильная дорога М-53 «Байкал» является федеральной автодорогой. По информации ФКУ «Байкалуправтодор», земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения в границах населенного пункта поселок Березовка Березовского района Красноярского края имеет кадастровый номер 24:04:04:0000000:39, разрешен для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги. Субъектом права, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11 сентября 2008 года № 24 ЕЗ 991321 является ФГУ «Байкалуправтодор».

Управлением Росреестра по Красноярскому краю предоставлен кадастровый план территории от 16.12.2010 г. № 243У/10-277212в отношении земельного участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения в Березовском районе, поселка Березовка (номер земельного участка 24:04:0000000:39), который пролегает через кадастровый квартал 24:04:6101015 выделен для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги М-53 «Байкал». По информации Росреестра по Красноярскому земельный участок № :34, площадью 2416+/-34 кв.м. (Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, р-н Березовский, рп. Березовка, <адрес>) выделен для функционирования АЗС. Вышеуказанный земельный участок граничит с предохранительной полосой автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М 53 «Байкал».

На основании Договора аренды от 30 июля 2009 года № 38 с Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Березовского района Красноярского края ООО «1» является землепользователем земельного участка расположенного адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>. Обязанность землепользователя ООО «Позитив» по устройству пешеходных дорожек непосредственно прилегающих к полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» на км 842+600 - км 846+100 Березовского района Красноярского края, в пределах населенного пункта поселок Березовка на <адрес> не исполнена.

В судебном заседании представитель ООО «1», Дьяченко И.А. (по доверенности) вину ООО «1» по ст. 11.22 КоАП РФ.

Заслушав участников административного производства, исследовав материалы дела, суд считает необходимым следующее:

Данное дело подведомственно Октябрьскому районному суду г. Красноярска, поскольку, как следует из материалов административного производства, по данному делу было назначено и проведено административное расследование. В соответствие с ч.2 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

В соответствие со ст. 11.22 КоАП РФ, предусматривается административная ответственность, в том числе за неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, … пешеходных дорожек в границах закрепленных за ними участков…

В качестве доказательства вины ООО «1 в материалы административного производства предоставлен рапорт старшего госинспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок и автодорожного надзора Карелина Е.А., согласно которого 16 сентября 2011 года им был произведен осмотр участка автодороги М53, к рапорту прилагаются фотографии информационного щита и общего вида АЗС по <адрес>. В то же время, при осмотре не соблюдены требования ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, указанное доказательство недопустимо.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу ст. 62 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. На основании п.10а «Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 года № 129, землепользователи участков, прилегающих к полосе отвода автомобильных дорог, обязаны в пределах населенных пунктов на дорогах общегосударственного и республиканского значения устраивать и ремонтировать пешеходные дорожки и переходные мостики в границах закрепленных за ними участков, а также регулярно производить их очистку.

В то же время, доводы представителей Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о том, что понятие «землепользователя» при определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного ст.11.22 КоАП РФ следует исходить из определения согласно ст. 7 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, ут­вержденных Законом СССР от 13 декабря 1968 г. (в период действия которых применялись ны­не действующие Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвер­жденные постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 № 129), под которыми понимались, в том числе - и арендаторы земельных участков – несостоятельны, поскольку указанный нормативный акт утратил силу и не подлежит применению. Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не устанавливается понятия «землепользователь» для целей указанного закона.

Земельным кодексом РФ же установлено определение понятия «землепользователь», под которым согласно ч. 3 ст. 5 Земельного Кодекса РФ, землепользователи определяется как лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. При этом, с учетом требований ст. ст. 20 ЗК РФ, ст. 24 ЗК РФ, возможность пользования земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве безвозмездного срочного пользования предусмотрена для ограниченной категории субъектов, состав которых предусмотрен нормами действующего законодательства либо определяется безвозмездным характером пользования земельным участком.

Наряду с этим, содержание правомочий арендатора по владению и пользованию земельным участком существенно отлично от прав собственника земельного участка, а также землепользователей (в контексте положений ч.3 ст. 5 ЗК РФ) и обусловлено возмездным и срочным характером такого пользования, условия которого, в том числе – в части внесения неотделимых улучшений земельного участка (ст. 11.22 КоАП РФ, обоснованное ссылкой на нормативные акты, утратившие силу, необоснованно и противоречит как действующей норме Земельного кодекса РФ, так и системному толкованию норм гражданского и земельного законодательства, регулирующих договор аренды земельного участка.

Наряду с этим, ни положениями п. 10а «Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 года № 129, ни положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оборудованию пешеходных дорожек непосредственно на арендаторов земельных участков, примыкающих к полосе отвода не возлагает.

Положения же ст. 13 ЗК РФ, на которую ссылаются представители административного органа, также не устанавливают обязанностей арендаторов земельных участков в области оборудования или эксплуатации автомобильных дорог, поскольку указанные мероприятия к числу мероприятий по охране земель не относятся.

Из договора аренды №38 от 30 июля 2009 года следует, что земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Трактовая, 89 общей площадью 1916 кв.м., предоставлен в аренду ООО «Позитив» сроком с 30.07.2009 года по 29.07.2019 года и вступает в силу с момента его государственной регистрации. При этом указанным договором не предусмотрена обязанность арендатора по обустройству или эксплуатации пешеходных дорожек на арендованном земельном участке. Также представленный суду экземпляр договора аренды не имеет какой-либо отметки о его государственной регистрации.

С учетом вышеизложенного, указание по протоколу об административном правонарушении о том, что земельный участок, занимаемый ООО «Позитив» на условиях договора аренды, граничит с полосой отвода федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» в пределах населенного пункта п. Березовка не является достаточным основанием для привлечение ООО «1» к административной ответственности по ст. 11.22 КоАП РФ за «необустройство» на арендованном земельном участке пешеходных дорожек.

В соответствии с ч. 1.4, ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.2 ст.24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ст. 24.5, 29.2 КоАП РФ КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.22 КоАП РФ в отношении ООО «1 ОГРН (протокол об административном правонарушении КЯК от 21 октября 2011 года) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление, может быть обжаловано в соответствие со ст. 30.1 КоАП РФ в течение 10 дней со дня получения его копии, в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья: подпись В.М.Барсуков

Постановление вступило в законную силу