о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата



Дело № 2 - 1389/2010 Дата обезличена года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре Лапаскиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к мэрии г. Архангельска о понуждении к оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата.

В обоснование заявленных требований указал, что является военнослужащим, уволенным с военной службы, продолжительность которой составляет более 20 лет. Состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ответчик отказывает ему в выдаче государственного жилищного сертификата, требуя предоставления справки квартирно-эксплуатационной части о сдаче квартиры .... Полагал отказ незаконным, поскольку предоставить указанную справку он не имеет возможности по объективным причинам, а именно: квартирно-эксплуатационной части, которой необходимо было сдать квартиру, уже не существует, воинская часть, где он проходил службу, расформирована, военного гарнизона в ... нет, как нет и жилищной комиссии. После расформирования квартирно-эксплуатационной части квартира ... была передана в администрацию ..., Дата обезличена года указанное жилое помещение было приватизирована на имя его бывшей супруги ФИО5 и несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО3 Решением Краматорского городского суда Донецкой области Украины от Дата обезличена года ему было отказано в удовлетворении иска о признании незаконным решения о приватизации, признании недействительным свидетельства о праве собственности на жилье, отмене регистрации права собственности на жилье, выделении доли в общей совместной собственности и определении порядка пользования квартирой. Считал, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по адресу: ....

Истец в судебном заседании заявленные требования уточнил. Просил понудить мэрию г. Архангельска оформить и выдать государственный жилищный сертификат без предоставления обязательства о сдаче жилого помещения.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска ФИО6, действовавший на основании доверенности, иск не признал, указав, что истец обязан предоставить справку квартирно - эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Третье лицо Министерство строительства Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом. Представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Архангельской квартирно-эксплуатационной части 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ ФИО7, действовавшая на основании доверенности, с заявленными ФИО2 исковыми требованиями не согласилась, указав, что истец обязан предоставить справку квартирно - эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства и представленными доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

По смыслу определений Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 275-О и от 30 сентября 2004 года № 428-О, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Статьей 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ (далее - Закон) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13 статьи 15 Закона установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Согласно выписке из протокола заседания городской комиссии по обеспечению жилой площадью военнослужащих, уволенных в запас, отставку из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО2 был поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи из одного человека.

Приказом Министра обороны Украины Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО2 был уволен с военной службы в запас по возрасту. Выслуга лет истца в календарном исчислении составила 22 года 4 месяца, в льготном - 23 года 8 месяцев.

По сообщению службы заместителя мэра города по городскому хозяйству ФИО2 включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» на 2009 год по Архангельской области по категории «Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица» под номером 20.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами в судебном заседании не оспаривались, в связи с чем суд считает их установленными.

Право истца на получение государственного жилищного сертификата по основанию необеспеченности жилым помещением на момент увольнения по установленным нормативам, ответчиком в судебном заседании под сомнение поставлено не было.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года, принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению №5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению №6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил.

и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.

Вместе с тем, по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 01 января 2005 года, принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам.

В судебном заседании нашел свое подтверждение факт невозможности предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по объективным причинам, а именно, в связи с отсутствием у истца права на ранее занимаемое им жилое помещение, и сохранением данного права за бывшими членами семьи истца.

В частности, судом установлено, что ФИО2 имеет в собственности 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: .... В указанном жилом помещении помимо истца зарегистрированы члены его семьи: дочери ФИО3, ФИО4 и внук ФИО12, которые вместе с истцом принимают участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата.

Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от Дата обезличена года, резолютивная часть которого была изменена кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от Дата обезличена года, на мэрию г. Архангельска была возложена обязанность принять меры по оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата ФИО2 без предоставления обязательства о сдаче (передаче) 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....

Справкой с места жительства о составе семьи и прописке, выданной Дата обезличена года, подтверждается что Дата обезличена года ФИО2 был выписан из жилого помещения по адресу: ....

Распоряжением Номер обезличен от Дата обезличена года право собственности на квартиру ... было зарегистрировано за ФИО5 и несовершеннолетними ФИО4, 1979 года рождения и ФИО3, 1978 года рождения.

Решением Крамоторского городского суда Донецкой области от Дата обезличена года ФИО2 было отказано в удовлетворении исковых требований к ФИО5, ФИО4, ФИО12 (ФИО2) ФИО3 исполнительному комитету Крамоторского городского совета, Бюро технической инвентаризации ... о признании недействительным решения о приватизации, признании недействительным свидетельства о праве собственности на жилье, отмене регистрации права собственности на жилье, выделение доли в общей совместной собственности и определения порядка пользования квартирой ....

По сообщению бюро технической инвентаризации Украины от Дата обезличена года Номер обезличен в ... жилых помещений за ФИО2 не зарегистрировано, на протяжении пяти лет им не отчуждалось жилье в ....

Из свидетельства о расторжении брака серии Номер обезличен Номер обезличен, выданного Соломбальским территориальным отделом управления ЗАГС Архангельской области, следует, что брак между ФИО2 и ФИО5 прекращен Дата обезличена года, о чем Дата обезличена года составлена запись акта о расторжении брака Номер обезличен.

То обстоятельство, что дочери истца, являющиеся членами его семьи и участвующие в подпрограмме, имеют в общей долевой собственности жилое помещение, расположенное на территории Украины, не может свидетельствовать о несоблюдении истцом требований, предъявляемых к участникам программы для получения государственных жилищных сертификатов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, поскольку упомянутое Положение не содержит условий об обязательном отсутствии у граждан-участников программы на праве собственности жилых помещений за пределами Российской Федерации.

Кроме того, квартира ... находится в общей долевой собственности ФИО5, не претендующей на получение государственного жилищного сертификата в качестве члена семьи уволенного военнослужащего, и дочерей истца ФИО12 (ФИО2) ФИО3 и ФИО4, являющихся членами его семьи.

Жилищный кодекс Российской Федерации объектами жилищных прав признает жилые помещения, то есть изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, а именно отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (части 1 и 2 статьи 15), и относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату (часть 1 статьи 16). Как следствие, доля в праве общей долевой собственности на квартиру не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта жилищных прав.

Таким образом, если жилое помещение принадлежит по праву общей долевой собственности двум или нескольким лицам, и они не все являются членами семьи лица, претендующего на получение сертификата, то требование о даче обязательства по сдаче (передаче) жилого помещения, а также доли в праве общей собственности на квартиру не будет являться правомерным.

Вопрос о размере исчисляемой субсидии находится за пределами предмета настоящего судебного разбирательства.

На основании изложенного, суд полагает необоснованным отказ ответчика в оформлении и выдаче истцу государственного жилищного сертификата на основании непредставления последним справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, поскольку такая справка им объективно представлена быть не может.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2010 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В связи с чем, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО2 к мэрии г. Архангельска о понуждении к оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата - удовлетворить.

Обязать мэрию г. Архангельска принять меры по оформлению и выдаче ФИО2 государственного жилищного сертификата без предоставления справки квартирно - эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение суда составлено Дата обезличена года