об оспаривании решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения



Дело № 2-2692/2010РешениеИменем Российской Федерации

Дата обезличена город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре Москвиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Н.А. об оспаривании решения мэрии г. Архангельска об отказе в согласовании перепланировки жилого помещенияаявлению З.С.В. о признании незаконным отказа мэрии г.Архангельска,

УСТАНОВИЛ:

К.Н.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ мэрии ... в согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: ..., и обязать мэрию г. Архангельска согласовать заявление о перепланировке данного жилого помещения путем устройства отдельного входа.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о перепланировке находящегося в ее собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ..., к которому приложила все необходимые документы. Однако по результатам рассмотрения заявления ей было отказано в перепланировке путем устройства отдельного входа. Полагала, что данный отказ является незаконным и необоснованным. Считала, что ответ мэрии г. Архангельска не содержит ни одного из оснований для отказа, предусмотренных статьей 27 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищного кодекса Российской Федерации РФ), нарушает права собственника в отношении принадлежащего ему имущества, что свидетельствует о незаконности принятого решения.

В судебное заседание К.Н.А. не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. Просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Представитель заявителя Ф.Ю.Д., действовавший на основании доверенности, требования, изложенные в заявлении, и доводы в их обоснование, поддержал в полном объеме. Просил требования, изложенные в заявлении, удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - мэрии г. Архангельска - Б.В.А., действовавший на основании доверенности, с предъявленными требованиями не согласился. Пояснил суду, что решение об отказе в устройстве перепланировки было принято с учетом требований ЖК РФ, законодательства о градостроительной деятельности.

Представитель Управления административно - технического контроля Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело при данной явке.

Рассмотрев дело, заслушав доводы представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с положениями статьи 245 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Материалами дела подтверждается, что К.Н.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: гНомер обезличен, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии Номер обезличен от Дата обезличена года.

Дата обезличена года К.Н.А. в лице своего представителя Ф.Ю.Д., действующего на основании доверенности, обратилась в мэрию г. Архангельска с заявлением, в котором просила об устройстве перепланировки указанного жилого помещения путем устройства отдельного входа. К указанному заявлению ею были приложены свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор купли-продажи, акт приема-передачи, проект перепланировки жилого помещения (устройство отдельного входа), технический паспорт перепланируемого жилого помещения, доверенность на представителя.

Дата обезличена года по результатам рассмотрения данного заявления К.Н.А. было отказано в устройстве перепланировки жилого помещения - квартиры ....

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу части 2 статьи 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статей 26 ЖК РФ установлены основания для проведения пользователем жилого помещения его переустройства или перепланировки, а также устанавливает порядок действий заинтересованных лиц в целях проведения переустройства или перепланировки.

Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ перепланировка жилых помещений должна осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке жилого помещения.

Часть 2 статьи 26 ЖК РФ определяет перечень документов, которые представляются собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) в орган местного самоуправления для принятия решения о переустройстве или перепланировке.

К этим документам относятся:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с частью 3 статьи 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

Частями 4,5 статьи 26 ЖК РФ предусмотрено, что решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Статьей 14 ЖК РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.

В связи с чем, заявитель представила документы в орган, наделенный законом полномочиями по принятию решения о согласовании перепланировки.

Из материалов дела усматривается, что К.Н.А. в Департамент градостроительства мэрии г. Архангельска вместе с заявлением о перепланировке были представлены документы, определенные пунктом 2 статьи 26 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из содержания решения от Дата обезличена года, которым К.Н.А. было отказано в перепланировке жилого помещения, усматривается, что оно не содержит оснований отказа со ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 27 ЖК РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления К.Н.А. о признании недействительным решения Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе в согласовании заявления о перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» определено, что принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Учитывая, что Управление административно - технического контроля Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска является органом, уполномоченным на проведение согласования перепланировки жилого помещения, суд полагает возможным обязать данный орган дать К.Н.А. в соответствии с требованиями действующего законодательства мотивированный ответ на заявление о перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: Номер обезличен.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с Дата обезличена года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В связи с чем, заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление К.Н.А. об оспаривании решения мэрии г. Архангельска об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - удовлетворить.

Признать решение Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе в согласовании заявления о перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: гНомер обезличен - недействительным.

Обязать Управление административно - технического контроля Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска дать К.Н.А. в соответствии с требованиями действующего законодательства мотивированный ответ на заявление о перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: Номер обезличен.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено Дата обезличена года

Копия верна

Судья Н.С. Моисеенко