о признании незаконным ответа заместителя начальника УФСИН



Дело№2-2838/2010Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дата обезличена года г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.Е.А. о признании незаконным ответа заместителя начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области от Дата обезличена года «О медицинском обеспечении осужденного Л.Е.А.»,

установил:

Л.Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным ответа заместителя начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области от Дата обезличена года Номер обезличенЛ-15 «О медицинском обеспечении осужденного Л.Е.А.», возложении обязанности провести медицинское обследование по имеющимся заболеваниям.

В обоснование заявленных требований указал, что обжалуемый им ответ не содержит ссылок на компетентно обоснованные и объективные заключения специалистов, не отражает совокупности имеющихся и установленных заболеваний. Ответ построен на голословных выводах и произвольной оценке критериев и классификаций, применяемых при проведении медико - социальной экспертизы с заведомым и произвольным снижением оценки степени функциональной недостаточности. В ответе не отражены все имеющиеся у Л.Е.А. заболевания, что свидетельствует об отказе ответчика в предоставлении необходимой медицинской помощи, отказе в диспансеризации. Указанные обстоятельства явились причиной обращения в суд.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФИО8, действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому все обращения осужденного Л.Е.А. по поводу его состояния здоровья зарегистрированы в журнале учета заявлений и жалоб исправительного учреждения. Л.Е.А. получает медицинское обслуживание своевременно и в полном объеме, и в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России и Министерства юстиции России от 17 октября 2005 №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Полагает, что ответ заместителя начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области от Дата обезличена года Номер обезличен «О медицинском обеспечении осужденного Л.Е.А.» дан в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы осужденного Л.Е.А. ответом нарушены не были.

Суд, заслушав представителя заинтересованного лица, пояснения специалиста Б.Н.В., исследовав письменные материалы дела в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В силу положений ст. ст. 254, 258 ГПК РФ предметом судебного исследования по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих является соответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) требованиям действующего законодательства, причем под незаконностью оспариваемого решения, действия (бездействия) закону следует понимать не только их формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие (совершение) оспариваемого решения или действия с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного либо муниципального служащих.

Право осужденных на охрану здоровья, личную безопасность законодательно закреплено Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту решения - УИК РФ), а именно частью 6 статьи 12, ст. 13 Кодекса.

В соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, в государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН России, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения, и обеспечивают соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом, Л.Е.А. осужден по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ, со сроком лишения свободы Номер обезличен; для отбывания наказания прибыл в ФБУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» Дата обезличена года. При этом, по имеющимся заболеваниям получает лечение в условиях медицинской части исправительных учреждений.

Из пояснений специалиста Б.Н.В. следует, что медицинская карта осужденного Л.Е.А. ведется в Дата обезличена, осужденному устанавливалась группа инвалидности, в 2010 году по результатам обследования документы вновь направлены в бюро МСЭ для принятия решения об установлении ему инвалидности; осужденный регулярно проходит медицинское обследование и стационарное лечение в лечебных учреждениях системы исполнения наказания.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития России и Министерства юстиции России от 17 октября 2005 года №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», основными принципами деятельности медицинских служб ФСИН России является обеспечение соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на охрану здоровья и государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь; приоритета профилактических мер в области охраны здоровья; доступности медицинской помощи.

В соответствии с п. 1 ст. 101 УИК РФ за надлежащее за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, администрации исправительного учреждения установлена ответственность. Это относится ко всем аспектам жизнеобеспечения исправительного учреждения, начиная от выбора места расположения исполнительного учреждения, строительства жилых и производственных помещений, коммунально-бытовых и культурных объектов и заканчивая проведением специализированных мероприятий, связанных с профилактикой тех или иных заболеваний, а также лечением больных.

Согласно п. 2 ст. 101 УИК РФ, кроме общих мероприятий по производственной санитарии и гигиене и проведения специализированных мероприятий, связанных с профилактикой заболеваний, в уголовно - исполнительной системе организована сеть специализированных медицинских учреждений.

С целью совершенствования организации лечебно - профилактической помощи осужденным к лишению свободы, содержащимся в учреждениях уголовно - исполнительной системы, приказом Министерства юстиции Российской Федерации №263 от 16 августа 2006 года утвержден перечень лечебно - профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц), а также лечебных исправительных учреждений для оказания медицинской помощи осужденным мужчинам в условиях стационара и больным соматическими заболеваниями. Между тем, территориальные органы ФСИН России, не указанные в данном перечне, обеспечивают стационарное лечение осужденных мужчин по месту отбывания ими наказания.

Как установлено судом, по имеющимся заболеваниям (ишемической болезни сердца, хронического гастродуоденита, остеохондроза шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника, артроза правых плечевого, локтевого и коленного суставов, цирроза печени) Л.Е.А. получает лечение в условиях медицинской части исправительных учреждений, в том числе, в ФБУ «Областная больница УФСИН России по Архангельской области» (в декабре 2005 года, январе 2006 года, январе, июне и октябре 2007 года, апреле, октябре и ноябре 2008 года); и состоит на диспансерном учете в медицинской части исправительного учреждения.

Из содержания медицинских документов в отношении Л.Е.А., копии которых имеются в материалах гражданского дела, следует, что за период содержания под стражей и отбывания наказания с Дата обезличена года Л.Е.А. находился под наблюдением сотрудников медицинских частей по месту его пребывания. Заявителю ежегодно проводится полное стационарное обследование и лечение в ФГУ «Областная больница» УФСИН России по Архангельской области.

В январе 2010 года Л.Е.А. консультирован врачами - специалистами ФБУ «Областная больница УФСИН России по Архангельской области»: Дата обезличена года неврологом и хирургом, Дата обезличена года - терапевтом. Установлен диагноз: деформирующий остеоартроз правого коленного сустава 1 степени, правого тазобедренного сустава 1 степени, правого локтевого сустава 2 степени. Полиартроз с преимущественным поражением коленных, правого локтевого и левого тазобедренного суставов. Распространенный остеохондроз позвоночника, цервиалгия и люмбалгия в стадии неполной ремиссии. Показания для проведения компьютерной томографии внутренних органов на указанный период времени отсутствовали, и Л.Е.А. рекомендовано было обследование в ФБУ «Областная больница УФСИН России по Архангельской области» в плановом порядке.

В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что Л.Е.А. неоднократно обращался с заявлениями к администрации учреждения и в другие государственные органы по поводу состояния своего здоровья. Все обращения рассмотрены в установленном порядке даны ответы в установленные сроки. Так, при выявлении каких - либо заболеваний и для профилактики Л.Е.А. неоднократно направлялся в лечебное учреждение, что подтверждается выписными эпикризами.

Все обращения осужденных регистрируются в журнале учета заявлений и жалоб осужденных исправительного учреждения что подтверждается копиями листов журнала с обращениями осужденного Л.Е.А., представленными в материалы гражданского дела.

Оснований для этапирования Л.Е.А. для оказаний медицинской помощи в ВГЛИУ «Областная больница им. Гааза Ф.П.» УФСИН России по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области не имелось.

Решением комиссии главного бюро медико - социальной экспертизы по Архангельской области от Дата обезличена года Номер обезличен Л.Е.А. инвалидом не признан. При этом, судом учитывается то обстоятельство, что по существу данное решение заявителем обжаловано не было, решение незаконным в установленном законом порядке не признано.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что медицинское обслуживание заявитель получает своевременно, в полном объеме, и в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России и Министерства юстиции России от 17 октября 2005 №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

При этом при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения доводы заявителя о том, что ему было необоснованно отказано в оказании медицинской помощи либо ненадлежащем оказании такой помощи.

При исследовании медицинской документации, представленной в материалы дела, суд приходит к выводу о том, что при поступлении в учреждения УФСИН России по Архангельской области, и в дальнейшем, при перемещении в подразделениях УФСИН, медицинской помощью, осужденный Л.Е.А. обеспечивался в полном объеме. В целом процедура наблюдения соответствовала имеющимся у истца заболеваниям и порядку, установленному приказом Министерства здравоохранения и социального развития России и Министерства юстиции России от 17 октября 2005 года №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для признания ответа заместителя начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области от Дата обезличена года Номер обезличен «О медицинском обеспечении осужденного Л.Е.А.» незаконным и возложении обязанности провести медицинское обследование по имеющимся заболеваниям, поскольку доказательств нарушения прав Л.Е.А. судом не добыто.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления Л.Е.А. о признании незаконным ответа заместителя начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области от Дата обезличена года «О медицинском обеспечении осужденного Л.Е.А.» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Г.В.Гулева

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года