Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний Федотовой Е.В.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске гражданское дело по заявлению Б.С.И. о признании недействительными требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года,
УСТАНОВИЛ:Б.С.И. обратился в суд с иском о признании недействительными требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску (ИФНС России по г. Архангельску) об уплате налога, сбора, пени, штрафа Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г.
В обоснование требований заявитель указал, что Дата обезличена г. он получил требование Номер обезличен от Дата обезличена г. об уплате недоимки по транспортному налогу за 2009 г., которое было им исполнено. В данном требовании содержались сведения о недоимке по налогу в сумме .... При обращении в ИФНС России по г. Архангельску ему было разъяснено, что в 2009 г. ему направлялись требования об уплате недоимки по транспортному налогу Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г., которые, как указывает заявитель, он не получал. В соответствии с данными требованиями ему надлежало уплатить налог на общую сумму .... Срок уплаты в требовании Номер обезличен от Дата обезличена г. указан Дата обезличена г., но не указано за какой налоговый период начислен налог, срок уплаты в требовании Номер обезличен от Дата обезличена г. указан - Дата обезличена г., т.е. определен налоговым органом произвольно, т.к. в соответствии с законом установлены иные сроки уплаты: за 2006 г. - Дата обезличена г., за 2007 г. - Дата обезличена г., за 2008 г. - Дата обезличена г. Заявитель указывает, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ в данном случае направлению требования об уплате налога предшествует направление налогового уведомления, однако уведомления об уплате налога за 2006, 2007, 2008 гг. ему не направлялись, о наличии недоимки ему стало известно из требования Номер обезличен от Дата обезличена г. Заявитель считает, что трехмесячный срок направления требований на дату их формирования пропущен, требования о взыскании недоимки в установленном порядке к нему не предъявлялись. Полагает, что требования направлены с нарушением закона (статей 48, 69, 70 НК РФ).
Просит признать недействительными требования ИФНС России по г. Архангельску об уплате налога, сбора, пени, штрафа Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г.
Заявитель, извещенный о рассмотрении заявления, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица, извещенный о рассмотрении заявления, просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв о несогласии с заявлением, где указывает, что сведения о транспортных средствах, зарегистрированных за заявителем, поступили из ГИБДД Дата обезличена г., поэтому ранее налог не мог быть предъявлен.
Указывает, что требования об уплате налога направляются независимо от привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Полагает, что требования направлены правомерно в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд считает, что предусмотренный статьей 256 ГПК РФ срок для обращения с заявлением в суд заявителем не пропущен, т.к. доказательствами в деле подтверждается, что о нарушении права заявитель узнал, получив требование Номер обезличен от Дата обезличена г. об уплате недоимки по транспортному налогу, в котором содержались сведения о недоимке по налогу в сумме ....
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Как предусмотрено статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со статьями 52, 54, 57, 58 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В оспариваемых требованиях содержатся сведения о недоимке по транспортному налогу за 2006-2008 гг.
Согласно статьям 357, 362, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами обеспечено своевременное представление государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами транспортного налога, подлежащего уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, т.е. не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа. При этом конкретные сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 г. №468-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Д.В.В. и Д.Е.А. на нарушение их конституционных прав статьей 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации» пункт 4 статьи 57 НК РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
До дня получения физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу у него не возникает обязанность по уплате налога.
Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (решения от 27.04.2001 г. №7-П, от 10.04.2003 г. №5-П, от 14.07.2005 г. №9-П, от 21.04.2005 г. №191-О, от 08.02.2007 г. №381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Как следует из материалов дела, в оспариваемых требованиях указывается на обязанность заявителя по уплате транспортного налога и пени за 2006-2008 гг.
Согласно статье 2 Закона Архангельской области от 01.10.2002 г. №112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакциях, действовавших в течение налоговых периодов 2006-2008 гг.) срок уплаты транспортного налога за 2006-2007 гг. был определен не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом; за 2008 г. - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом и по делу не оспаривается, налоговые уведомления об уплате транспортного налога за 2006-2008 гг. в сроки, установленные законом (по истечении налогового периода), налоговым органом заявителю не направлялись.
При этом изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.
В отзыве на заявление представитель налогового органа указывает, что сведения о транспортных средствах, зарегистрированных за заявителем, поступили из ГИБДД Дата обезличена г., поэтому ранее налог не мог быть предъявлен.
Вместе с тем, суд обращает внимание, что недостатки учета и упущения в своевременном обмене информацией между уполномоченными государственными органами, равно как и пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влекут изменения порядка исчисления срока на взыскание налога и пеней при том, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
По делу не представлено доказательств того, что к заявителю в установленном порядке предъявлены требования о принудительном взыскании транспортного налога и пени по установленному законом сроку уплаты за 2006-2008 гг.
Равно как по делу не представлено доказательств своевременного направления заявителю налоговых уведомлений об уплате транспортного налогу по сроку уплаты, установленному законом.
В этой связи, суд считает, что заслуживают внимания доводы заявителя о пропуске налоговым органом срока направления оспариваемых требований об уплате транспортного налога, пени за 2006-2008 гг.
Суд обращает внимание, что физические лица - налогоплательщики транспортного налога должны привлекаться к уплате этого налога, исчисленного по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.
Вместе с тем, в установленных судом обстоятельствах дела действия налогового органа фактически сводятся к произвольному изменению установленного законом срока уплаты налога, что не может быть признано правомерным, при том, что доказательств своевременного направления налоговых уведомлений заявителю налоговым органом не представлено, в то время как, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии со статьей 249 ГПК РФ доказательств законности оспариваемых требований заинтересованным лицом не представлено.
В силу статьи 98 ГПК РФ, а также с учетом разъяснений в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2, в пользу заявителя с заинтересованного лица подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины за подачу заявления в суд - в размере Номер обезличен
Таким образом, заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление Б.С.И. о признании недействительными требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску об уплате налога, сбора, пени, штрафа Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года - удовлетворить.
Признать требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску об уплате налога, сбора, пени, штрафа Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года в отношении Б.С.И. недействительными и не влекущими правовых последствий.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску отменить требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску об уплате налога, сбора, пени, штрафа Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года в отношении Б.С.И..
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску в пользу Б.С.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере Номер обезличен рублей.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Парфенов А.П.
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года