Дело № 2-2666/2010 09 августа 2010 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Ш.О.А. к областному государственному учреждению «Центр занятости населения города Архангельска» о возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного и начисления пособия по безработице,
установил:
Ш.О.А. обратилась в суд с иском к областному государственному учреждению «Центр занятости населения города Архангельска» о возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного и начисления пособия по безработице. В обоснование своих доводов истец указала, что Дата обезличена г. обратилась к ответчику с заявлением о признании её безработной и назначении ей пособия по безработице. Письмом ГУ «Центр занятости населения города Архангельска» от Дата обезличена года истцу было отказано в удовлетворении её заявления со ссылкой на п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», согласно которого решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина». Истец полагает, что отказ является необоснованным, в связи с тем, что согласно нормам действующего законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Истец постоянно проживает в городе Архангельске с июля 2009 года. В связи с чем отказ ответчика по основанию - отсутствие регистрации по месту жительства, считает незаконным, просит обязать ответчика зарегистрировать её в качестве безработной и начислить пособие по безработице со дня обращения с Дата обезличена года.
В судебные заседания Ш.О.А. не являлась, ходатайствуя об их отложении; Дата обезличена года направила в суд телефонограмму с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика по доверенности В.Н.И. с исковыми требованиями не согласилась, указала, что оснований для признания истца безработной с Дата обезличена года не имеется, поскольку на тот момент отсутствовала регистрация по месту жительства истца в городе Архангельске. При этом указала, что Ш.О.А. Дата обезличена года представила в ГУ Архангельской области «Центр занятости населения г. Архангельска» паспорт, в котором зафиксирована регистрация по месту жительства в городе Архангельске по адресу: .... С указанного момента Ш.О.А. была признана безработной и ей назначено пособие по безработице.
Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Судом установлено, что Ш.О.А. Дата обезличена года обратилась ГУ Архангельской области «Центр занятости населения», где была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы, ей была оказана государственная услуга содействия в поиске подходящей работы - предложено семь вакансий подходящей работы для возможного трудоустройства.
В указанную дату (Дата обезличена г.) истец также обратилась к руководителю ГУ «Центр занятости населения города Архангельска» с заявлением о признании её безработной и назначении ей выплаты пособия по безработице. Согласно указанному заявлению истец на момент его подачи была зарегистрирована по адресу: ..., имела временную регистрацию и проживала по адресу: ....
В ответе ГУ «Центр занятости населения города Архангельска» от Дата обезличена года Вх. Номер обезличен на заявление истца было разъяснено, что гражданин, претендующий на получение статуса безработного с назначением выплаты пособия по безработице, должен предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие наличие регистрации по месту жительства в городе Архангельске.
Ш.О.А., не согласившись с действиями ответчика по отказу в присвоении ей статуса безработного, инициировала подачу иска.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы регулируются Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 9апреля 1991 года N1032-1 (далее по тексту - Закон).
Согласно ст. 1, п.2 ст.3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. (в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании (п.2 ст.3 Закона).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от Дата обезличена г. N 105-О по делу «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.А.Я. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установил, что само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, законодатель четко установил, что в данном случае под местом жительства гражданина понимается место его постоянной регистрации по месту жительства.
Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 установлено, что регистрацией российских граждан по месту жительства в Российской Федерации является отметка о регистрации по месту жительства в паспорте либо свидетельство о регистрации по месту жительства.
При обращении истца в ГУ Архангельской области «Центр занятости населения г. Архангельска» Дата обезличена г. ею был предоставлен паспорт, согласно которому Ш.О.А. была зарегистрирована по адресу: ....
Таким образом, поскольку, на момент подачи истцом заявления в адрес ответчика о присвоении последней статуса безработной, она не имела постоянной регистрации в городе Архангельске, право на постановку на учет в качестве безработной и получение пособия по безработице у неё не возникло.
Согласно карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, Номер обезличен от Дата обезличена г. истец зарегистрирована по месту жительства в городе Архангельске.
Приказом от Дата обезличена г. Номер обезличен ДТ Ш.О.А. признана безработной с Дата обезличена года. Приказом от Дата обезличена г. Номер обезличен ПП ей назначено пособие по безработице с Дата обезличена года продолжительностью выплаты с Дата обезличена г. по Дата обезличена г..
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом, истец в установленном законом порядке признана безработной и ей назначена выплата пособия по безработице.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. Ответчик при отказе в присвоении Ш.О.А. статуса безработного по заявлению от Дата обезличена г., действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации, не нарушая при этом право истца закрепленное в п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Ш.О.А. к областному государственному учреждению «Центр занятости населения города Архангельска» о возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного и начислении пособия по безработице отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Г.В. Гулева
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2010 года.