«25» августа 2010 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Буторина О.Н.,
при секретаре Лапаскиной Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.А.В. на решение Управления федеральной миграционной службы России по Архангельской области,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области (далее по тексту решения УФМС) Дата обезличена в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. В обоснование заявления указал, что оспариваемым решением УФМС нарушено его право на общение со своей семьей, в отношении него допущена дискриминация по признаку наличия заболевания.
В судебном заседании заявитель доводы заявления поддержал, пояснив, что о наличии заболевания узнал при медицинском освидетельствовании, после чего прошел курс лечения. Также пояснил, что состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, с которой совместно проживают в Архангельске по адресу: ..., жилое помещение принадлежит супруге на праве собственности.
Представитель УФМС М.Ж.С. по доверенности, с заявлением не согласилась, пояснила, что основанием к отказу в выдаче разрешения на временное проживания заявителя послужило наличие у заявителя заболевания, входящего в перечень заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации». Находит оспариваемое решение обоснованным.
Заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (статья 2).
Статьей 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с положением ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный Закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту решения - Закон). Кроме того, данный Закон регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст.1 Закона).
В соответствии со ст.2 Закона, разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
В силу ч.1 ст.6 Закона, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
По делу установлено, что ... А.А.В., Дата обезличена г.р., уроженец ..., прибыл в Российскую Федерацию Дата обезличена. Дата обезличена года он обратился в УФМС по Архангельской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.«з» ч.6 Положения «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794, при подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет в том числе документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В связи с чем, заявитель обратился в лечебное учреждение (ГУЗ «Областной клинический кожно-венерологический диспансер») для прохождения медицинского освидетельствования.
По результатам прохождения комиссии, было установлено, что заявитель является носителем заболевания - скрытый сифилис.
Решением УФМС по Архангельской области Номер обезличен от Дата обезличена года заявителю отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании пп.13 ч.1 ст.7 Закона, о чем в адрес заявителя направлено уведомление Номер обезличен от Дата обезличена года.
В пп.13 п.1 ст.7 Закона содержится запрет на выдачу разрешения на временное проживание иностранному гражданину, если он страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, отказом в выдаче разрешения явилось наличие у заявителя заболевания.
С учетом вышеприведенных правовых норм в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации) и их ограничение допускается только в установленном законом порядке.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 12 мая 2006 г. №155-О, при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание, на территории Российской Федерации, вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.
Таким образом, положения, содержащиеся в пункте 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения инфекции.
Из объяснений А.А.В. следует, что он прибыл в Российскую Федерацию из ... в ... к жене А.Т.В., с которой состоит с зарегистрированном браке с Дата обезличена, от данного брака имеют двоих совершеннолетних детей, проживающий в .... Жена является гражданкой Российской Федерации, проживает в ... квартира находится в частной собственности. Какого-либо иного жилого помещения в ... у него не имеется.
Допрошенная в суде в качестве свидетеля А.Т.В., предупрежденная об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, объяснения истца подтвердила. Кроме того пояснила, что при прохождении медкомиссии в кожно-венерологическом диспансере у супруга было установлено заболевание, и ему назначили лечение, а также выдали справку о состоянии здоровья, которую заявитель представил в УФМС по Архангельской области.
Допрошенная в суде в качестве специалиста М.Н.А., ... пояснила, что А.А.В. обратился в кожно-венерологический диспансер для прохождения обследования, в ходе которого было выявлено заболевание - скрытый сифилис. А.А.В. прошел курс лечения платно, поскольку является гражданином иностранного государства. Опасности для окружающих по данному заболеванию А.А.В. не представляет, ограничений по труду не имеет, дополнительного лечения не требуется, прогноз на лечение благоприятный при условии соблюдения предписаний врача. А.А.В. находится на контроле в данном лечебном учреждении, и в зависимости от результатов обследований будет снят с учета либо через 1 год либо в течении трех лет. Обнаруженное у заявителя заболевание в отличие от других, указанных в Перечне (лепра, ВИЧ) излечимо.
Суд принимает во внимание, что заявитель состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, проживает с ней совместно в одном жилом помещении, прошел курс лечения и в настоящее время наблюдается в лечебном учреждении, а заболевание А.А.В. при условии соблюдения предписаний врача не представляет угрозу для окружающих.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение УФМС об отказе в выдаче заявителю разрешения на временное проживание является незаконным, вынесенным без учета всех заслуживающих внимания обстоятельств, нарушает права заявителя на проживание на законном основании на территории Российской Федерации, а потому заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Архангельской области рассмотреть заявление А.А.В. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации по существу и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.
Судья О.Н.Буторин
Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2010 года:
Судья О.Н.Буторин