Дело № 2-2323/2010 Дата обезличена
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Белякова В.Б.,
при секретаре Мироненко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске Дата обезличена гражданское дело по иску прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах ФИО3 и ФИО2 к Мэрии города Архангельска и Правительству Архангельской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Исакогорского района города Архангельска обратился в суд в интересах ФИО3 с иском к мэрии города Архангельска и Правительству Архангельской области об обязании предоставить жилое помещение. Свои требования мотивировал тем, что ФИО3 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в МОУ «Детский дом Номер обезличен», обучалась в ФИО11 Приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии города Архангельска от Дата обезличенаг. Номер обезличен за ФИО3 закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в Цигломенском территориальном округе города Архангельска в связи с тем, что закрепленное ранее жилье по адресу: ..., разрушено полностью и непригодно для проживания. В настоящее время она вынуждена проживать у знакомых.
В ходе рассмотрения дела прокурор Исакогорского района города Архангельска дополнил исковые требования: поскольку ФИО3 состоит на учете внеочередного предоставления жилого помещения на состав семьи из двух человек, включая брата ФИО2, который в настоящий момент отчислен из Номер обезличен, своего жилья не имеет, истец просит обязать мэрию города Архангельска предоставить ФИО3 и ФИО2 жилое помещение общей площадью не мене 30 квадратных метров.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО2 и Министерство образования, науки и культуры Архангельской области.
В судебном заседании истец ФИО3, третье лицо ФИО2, а также представитель третьего лица органов опеки и попечительства ФИО5, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика мэрии города Архангельска ФИО6, действующий по доверенности, с исковыми требованиями не согласился.
Ответчик Правительство Архангельской области и третье лицо Министерство образования, науки и культуры Архангельской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, причины неявки своих представителей не сообщили, представили отзывы на исковое заявление.
Выслушав пояснения истца, третьего лица ФИО2, представителя органов опеки и попечительства и ответчика мэрии города Архангельска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО3, Дата обезличена года рождения, и третье лицо ФИО2, Дата обезличена года рождения, имеют статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии города Архангельска от Дата обезличенаг. Номер обезличен за ФИО3 и ФИО2 закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в Цигломенском территориальном округе города Архангельска в связи с тем, что закрепленное ранее жилье по адресу: ..., разрушено полностью и непригодно для проживания.
Согласно сообщения администрации Исакогорского и Цигломенского округа города Архангельска от Дата обезличенаг., ФИО3 и ФИО2 состоят в списке на внеочередное предоставление жилья с Дата обезличенаг., на Дата обезличенаг. номер очереди 10 л.д.16).
Дав оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.
В силу ст.46 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
На основании ст.48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Согласно ст.ст.19,20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 июля 2005 г. № 23 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Исакогорского района города Архангельска, заявленные в интересах ФИО3, о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать мэрию города Архангельска предоставить ФИО3 и ФИО2 благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска, общей площадью не менее 30 квадратных метров, расположенное в черте города Архангельска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В иске к Правительству Архангельской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска.
В окончательной форме решение изготовлено Дата обезличена.
Судья В.Б. Беляков
Копия верна: В.Б. Беляков