о взыскании задолженности по заработной плате



Дело Номер обезличен

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дата обезличена г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Соколовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.С.И. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 70» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

установил:

Н.С.И. обратился в суд с иском к департаменту образования мэрии г. Архангельска о взыскании задолженности по заработной плате в сумме ...., компенсации морального вреда в сумме ....

В обоснование заявленных требований указал, что работает ... муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 70» (далее по тексту - МОУ «СОШ № 70»). Финансирование учреждения производит департамент образования мэрии г. Архангельска. Ссылаясь на ст.ст. 133, 315 Трудового кодекса РФ, указывает, что оплата труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна производиться с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Данные доплаты не подлежат включению в величину минимального размера заработной платы. С учетом изложенного, ежемесячная заработная плата истца должна составлять .... Вместе с тем, заработная плата Н.С.И. выплачивается в меньшем размере, в связи с чем за период с Дата обезличена по Дата обезличена образовалась задолженность в сумме, указанной в иске. Неправомерными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в ....

Определением суда с согласия истца произведена замена ответчика с департамента образования мэрии г. Архангельска на МОУ «СОШ № 70».

В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

В направленном суду письменном отзыве МОУ «СОШ № 70» с заявленными требованиями не согласилось, указав, что заработная плата истцу начисляется в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Архангельской области, которым с 1 января 2009 г. установлен размер месячной заработной платы в сумме 5329 руб. в месяц для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда. В указанную сумму подлежат включению вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсирующего характера и стимулирующие выплаты. Полагало, что задолженности по заработной плате перед истцом у ответчика не имеется.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из материалов дела, Н.С.И. с Дата обезличена работает ... МОУ «СОШ № 70». По условиям заключенного сторонами трудового договора истцу установлен оклад в размере ...., а также гарантирована выплата районного коэффициента в размере 20% должностного оклада и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 50% должностного оклада.

Из представленных в материалы дела расчетных листков за Дата обезличена следует, что истцу ежемесячно производится доплата до установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Архангельской области минимального размера оплаты труда.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истец полагает, что заработная плата выплачивается ему в меньшем размере, чем установлено действующим законодательством, поскольку районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не подлежат включению в минимальный размер оплаты труда. По мнению истца, ежемесячное вознаграждение за труд не может быть ниже ...., данная сумма подлежит выплате с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Приведенные доводы подлежат отклонению в связи со следующим.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Окладом (должностным окладом) признается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» одновременно с повышением размера минимальной оплаты труда из содержания ст. 129 Трудового кодекса РФ исключено определение понятия минимальной оплаты труда, ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ признана утратившей силу.

Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Из этого следует, что сама по себе отмена содержащейся в ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ нормы не предполагала снижение размера заработной платы работников и не была направлена на умаление их права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абз. 7 ст. 2 Трудового кодекса РФ).

Действующая редакция ст. 133 Трудового кодекса РФ (часть 3 названной нормы) устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Изложенное свидетельствует о том, что федеральное законодательство допускает установление размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок работников, как составных частей заработной платы, меньше минимального размера оплаты труда при условии, что заработная плата работников, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» на территории Российской Федерации с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер заработной платы в сумме 4330 руб. в месяц.

Согласно ч.ч. 3, 4, 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Соглашением о минимальной заработной плате в Архангельской области устанавливается размер минимальной заработной платы в сумме 5329 руб. в месяц для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности).

В соответствии с п. 3 названного Соглашения в размер минимальной заработной платы в Архангельской области включаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением мэра г. Архангельска от 19.03.2009 № 117 утвержден Порядок начисления ежемесячной доплаты работникам муниципальных бюджетных учреждений. Согласно названному Порядку в случае, если начисленная месячная заработная плата работников муниципальных бюджетных учреждений ниже установленного размера минимальной заработной платы в Архангельской области, им производится ежемесячная доплата к заработной плате. При этом под месячной заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), выплачиваемые за счет средств городского бюджета, а также внебюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Ежемесячная доплата устанавливается в абсолютной величине к начисленной заработной плате. Размер ежемесячной доплаты к заработной плате устанавливается пропорционально отработанному времени и включается для расчета среднего заработка.

Таким образом, работникам муниципальных учреждений гарантирована выплата заработной платы в размере, не ниже установленного в Архангельской области минимального размера оплаты труда, что соответствует приведенным положениям Трудового кодекса РФ.

Как уже указывалось, в спорный период истцу работодателем производилась доплата до установленного на территории Архангельской области минимального размера оплаты труда пропорционально фактически отработанному времени, т.е. фактический размер оплаты труда соответствовал установленному в регионе минимальному размеру оплаты труда.

При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела судом не установлено каких-либо нарушений со стороны работодателя при начислении и выплате заработной платы истцу, оснований для удовлетворения его требований о взыскании задолженности по заработной плате судом не усматривается.

В связи с тем, что заявленное истцом требование о компенсации морального вреда производно от первоначального требования о взыскании задолженности по заработной плате, оно не подлежит удовлетворению, так как обязательные условия для наступления ответственности за моральный вред, предусмотренные ст. 237 Трудового кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Н.С.И. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 70» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена

Судья

Н.В. Лобанова