О признании незаконным бездействия по необеспечению стационарным электроосвещением участка дороги



Дело №2-1651/2010

27 августа 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи: Роговой И. В.

при секретаре: Анисимовой О. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект стационарного электрического освещения, обеспечении надлежащего стационарного электрического освещения,

установил:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ОГУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», филиалу «Районный-дорожный отдел №17 (Устьянско-Вельский) ОГУ «Управления «Архангельскавтодор» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект стационарного электрического освещения, обеспечении надлежащего стационарного электрического освещения. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой района была проведена проверка соблюдения организации освещения участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения Коноша-Вельск-Шангалы, расположенного на территории муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области. В ходе проверки были установлены нарушения закона, а именно выявлены участки дорог на территории МО «Октябрьское» без стационарного электрического освещения. Организацией осуществляющей функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Архангельской области является ОГУ «Дорожное агентство Архангельской области» Архангельскавтодор. На филиал ОГУ «Управление «Архангельскавтодор» - «Районный дорожный отдел №17 (Устьянско-Вельский) согласно Положения о филиале, возложен контроль за транспортно- эксплуатационным состоянием на территории Устьянского района Архангельской области региональных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, а также предоставление предложений по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог. Прокурор на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» просит признать незаконным бездействие ОГУ «Дорожное агентство Архангельской области «Архангельскавтодор» и филиала «Районный дорожный отдел №17» (Устьянско-Вельский) ОГУ «Управления «Архангельскавтодор» по не обеспечению стационарным электрическим освещением на выявленных участках дороги общего пользования регионального значения. Обязать ответчиков разработать проект освещения на участках автомобильной дороги общего пользования регионального значения в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», установить надлежащее стационарное электрическое освещение в соответствии с требованием ГОСТ.

Филиал «Районный дорожный отдел №17» (Устьянско-Вельский) ОГУ «Управления «Архангельскавтодор», самостоятельным юридическим лицом не является, исключен из состава лиц, участвующих в деле.

ОГУ «Дорожное агентство Архангельской области «Архангельскавтодор» переименовано в ГУ «Дорожное агентство Архангельской области «Архангельскавтодор» на основании распоряжения Правительства Архангельской области от 09 февраля 2010 года №44-рп.

Прокурор Устьянского района Архангельской области в судебное заседание не явился, его представитель старший помощник прокурора Октябрьского района г. Архангельска Розанова Т. О. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» М.Е.М. с заявленными требованиями не согласился.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне заявителя МО «Октябрьское» К.С.В., К.Н.Ф. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Правительства Архангельской области А.И.С. возражал против удовлетворения иска.

Третье лицо ОАО «Устьянское дорожное управление» в судебное заседание не явилось, представило отзыв, согласно которому просит рассмотреть гражданское дело без их участия, при этом указывает, что не является субъектом правоотношений по рассматриваемому вопросу так как выполняют функции Подрядчика по отношению к Заказчику-ГУ«Дорожное агентство Архангельской области «Архагельскавтодор». Согласно, заключенного государственного контракта и технического задания подрядчик выполняет работы по содержанию сети региональных автомобильных дорог в строго ограниченных объемах согласованных с Заказчиком. Подрядчику не делегировано право самостоятельно принимать решение по техническому обустройству дорог, в т.ч. и по обеспечению надлежащего стационарного электрического освещения.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно постановлению Администрации Архангельской области от 20 апреля 2009 года №112-па/16, автомобильная дорога общего пользования Коноша-Вельск-Шангалы является дорогой регионального значения.

Из технического паспорта автомобильной дороги «Коноша-Вельск-Шангалы» Устьянского района, разработанного и утвержденного Министерством транспорта РФ - Архангельским областным управлением автомобильных дорог, следует, что дорога отнесена к IV категории, начало дороги 173+100 км. (ответвление подъезда к Чадроме от а/д Котлас-Вельск-Шангалы) конец дороги 205-250 км. (напротив с/с в пос. Шангалы). Указанная дорога проходит по населенным пунктам: д. Павлицево, д. Заслоново, п.Октябрьский, д. Костылево, д. Тарасоннаволоцкая, п.Советский, д. Ион-Горка, п. Шангалы.

В соответствии с Планом автодороги Коноша-Вельск-Шангалы, участок региональной дороги, проходящий через МО «Октябрьский» проходит по территории промышленной зоны ОАО «Устьянлес», совпадая частично с улицей Заводская МО «Октябрьское».

10 февраля 2010 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Устьянскому району на основании требования заместителя прокурора Устьянского района №623-2009 от 08.02.2010 г. о проведении проверки наружного искусственного освещения участка автомобильной дороги регионального значения «Коноша-Вельск-Шангалы», расположенного в границах поселений МО «Октябрьское» совместно с главным специалистом филиала РДО №17 «Архангельскавтодор», в соответствии с требованиями приказа МВД РФ №410 от 08.06.1999 г. произведена контрольная проверка текущего эксплуатационного состояния наружного уличного освещения на территории МО «Октябрьское».

По результатам проверки был составлен соответствующий акт, согласно которому на участках дороги 186 км.+500 м.-187 км.+140 м. (д. Палицево); 187 км.+280 м.-187км.+470 м. (д. Прокопцевская); 188км.+475м.-187км.+400 м. (д. Прокопцевская); 189 км.+375 м.-189 км.+980 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская); 189 км.+990 м.-190 км.+200 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская); 190 км.+355 м.-190 км.+500 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская, д.24-23); 190 км.+355 м.-191 км.+040 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская); 191 км.+050 м.-191 км.+428 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская); 191 км.+435 м.-191 км.+585 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская); 191 км.+595 м.-191 км.+680 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская); 191 км.+700 м.-191 км.+695 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская); 192 км.+930 м.-193 км.+285 м. (п. Октябрьский, ул. Магистральная); 194 км.+225 м. -194 км.+395 м. (д. Костылево); 194 км. +405 м.-194 кв.+695 м; 194 км.+760 м.-194 км.+885 м. не имеется светильников наружного искусственного освещения, в темное время суток, не обеспечено освещение участка автодороги в черте населенного пункта.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.

Факт отсутствия стационарного освещения на спорных участках автодороги регионального значения Коноша-Вельск-Шангалы, участниками судебного разбирательства не оспаривается, подтверждается материалами дела.

Ответчик, не соглашаясь с предъявленными требованиями указывает на то, что стационарное электрическое освещение спорных участков автомобильной дороги, проходящей через населенные пункты, находящиеся в составе Муниципального образования «Октябрьское» должно быть обеспечено силами и за счет соответствующего муниципального образования. Данные доводы суд признает несостоятельными в силу следующего.

Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" названы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в их числе - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 упомянутого Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В силу положений п. 10 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно п.1-2 ч.2 ст. 50 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для освещения улиц населенных пунктов поселения; автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципальных образований возникают только в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием договоров по данным вопросам.

Автомобильная дорога Коноша-Вельск-Шангалы км 122+050 - км 127+176 - является собственностью Архангельской области, передана на праве оперативного управления ГУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (распоряжение департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области №46-р от 31.01.2008).

По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.

В связи с чем, обязанность по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального значения, включая обеспечение стационарного электрического освещения, лежит на органе исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

При этом, исполнение указанной обязанности не находится в какой либо зависимости от того проходит ли автомобильная дорога общего пользования регионального значения по территории соответствующего муниципального образования, населенного пункта.

В соответствии со ст. 12 Закона Архангельской области от 12.11.2002 №125-17-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ Архангельской области по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В силу пункта 2.1 Устава ГУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» предметом его деятельности является осуществление в пределах установленной компетенции функции государственного управления в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, и осуществления на них дорожной деятельности. Целями деятельности учреждения являются, в том числе обеспечение в пределах своей компетенции безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования …

Доводы ответчика о невозможности установки опор электроосвещения в пределах имеющейся полосы отвода автодороги, правового значения для разрешения спора по существу не имеют.

В соответствии с ч. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ земельные участки в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться для размещения автомобильных дорог, соответственно и для размещения элементов обустройства автомобильной дороги, к которым относится стационарное электрическое освещение.

Предоставление земельных участков для строительства или реконструкции автомобильных дорог осуществляется в порядке резервирования земель или земельных участков для государственных нужд.

Доказательств невозможности расширения полосы отвода, размещения опор электроосвещения вне полосы отвода, то есть отсутствия самой технической возможности оборудования стационарного электрического освещения, необходимого на спорных участках автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», суду не представлено, в процессе судебного разбирательства не добыто.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.11.2008 N 223-ФЗ)

С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей (по 200 рублей за каждое требование).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Иск Прокурора Устьянского района Архангельской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие государственного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в виде не обеспечения стационарного электрического освещения дороги регионального значения общего пользования Коноша-Вельск-Шангалы на участках:

186 км.+500 м.-187 км.+140 м. (д. Палицево);

187 км.+280 м.-187км.+470 м. (д. Прокопцевская);

188км.+475м.-187км.+400 м. (д. Прокопцевская);

189 км.+375 м.-189 км.+980 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

189 км.+990 м.-190 км.+200 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

190 км.+355 м.-190 км.+500 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская, д.24-23);

190 км.+355 м.-191 км.+040 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+050 м.-191 км.+428 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+435 м.-191 км.+585 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+595 м.-191 км.+680 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+700 м.-191 км.+695 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

192 км.+930 м.-193 км.+285 м. (п. Октябрьский, ул. Магистральная);

194 км.+225 м. -194 км.+395 м. (д. Костылево);

194 км. +405 м.-194 кв.+695 м;

194 км.+760 м.-194 км.+885 м.

Возложить на государственное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» обязанность разработать инженерный проект устройства стационарного электрического освещения автомобильной дороги общего пользования регионального значения Коноша-Вельск-Шангалы на участках:

186 км.+500 м.-187 км.+140 м. (д. Палицево);

187 км.+280 м.-187км.+470 м. (д. Прокопцевская);

188км.+475м.-187км.+400 м. (д. Прокопцевская);

189 км.+375 м.-189 км.+980 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

189 км.+990 м.-190 км.+200 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

190 км.+355 м.-190 км.+500 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская, д.24-23);

190 км.+355 м.-191 км.+040 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+050 м.-191 км.+428 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+435 м.-191 км.+585 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+595 м.-191 км.+680 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+700 м.-191 км.+695 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

192 км.+930 м.-193 км.+285 м. (п. Октябрьский, ул. Магистральная);

194 км.+225 м. -194 км.+395 м. (д. Костылево);

194 км. +405 м.-194 кв.+695 м;

194 км.+760 м.-194 км.+885 м.

Обязать государственное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» обеспечить надлежащее электрическое освещение дороги регионального значения общего пользования Коноша-Вельск-Шангалы на участках:

186 км.+500 м.-187 км.+140 м. (д. Палицево);

187 км.+280 м.-187км.+470 м. (д. Прокопцевская);

188км.+475м.-187км.+400 м. (д. Прокопцевская);

189 км.+375 м.-189 км.+980 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

189 км.+990 м.-190 км.+200 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

190 км.+355 м.-190 км.+500 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская, д.24-23);

190 км.+355 м.-191 км.+040 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+050 м.-191 км.+428 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+435 м.-191 км.+585 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+595 м.-191 км.+680 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

191 км.+700 м.-191 км.+695 м. (п. Октябрьский, ул. Заводская);

192 км.+930 м.-193 км.+285 м. (п. Октябрьский, ул. Магистральная);

194 км.+225 м. -194 км.+395 м. (д. Костылево);

194 км. +405 м.-194 кв.+695 м;

194 км.+760 м.-194 км.+885 м.

Взыскать с государственного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья: И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 01 сентября 2010 года.

Судья: И. В. Рогова