о признании отказа в постановке на учет незаконным, обязании поставить на учет



Дело № 2-3059/2010Именем Российской ФедерацииРешение

«24» августа 2010 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Уткиной Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ф.А.В. к мэрии г. Архангельска о признании отказа в постановке на учет незаконным, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обязании поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Ф.А.В. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о признании отказа в постановке на учет незаконным и обязании поставить на учет. Свои требования обосновал тем, что Дата обезличена обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложив к нему документы, подтверждающие состав семьи и свидетельствующие о наличии права быть признанным нуждающимся в жилом помещении. После рассмотрения заявления на заседании общественной жилищной комиссии Северного территориального округа г. Архангельска в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения было отказано. Основанием для отказа в постановке на учет послужило отсутствие решения органа местного самоуправления, подтверждающее признание Ф.А.В. малоимущим в целях принятия на учет. Не согласившись с отказом, истец обратился в суд с данным иском.

В процессе рассмотрения дела истец Ф.А.В. уточнил заявленные требования и просил признать отказ в постановке на учет незаконным, признать нуждающимся в предоставлении жилого помещения и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося с момента подачи заявления, т.е. с Дата обезличена.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска К.М.Н., действующий на основании доверенности, требования не признал. При этом пояснил, что право истца стоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не оспаривает, но отказ в постановке на указанный учет считает правомерным, т.к. не были представлены все необходимые документы. Полагал, что Ф.А.В., в случае желания состоять на учете как сотрудник органов внутренних дел обязан был приложить к заявлению копию документа, подтверждающего факт его работы в органах внутренних дел. Представленное заявление было рассмотрено в обычном порядке, в связи с чем для принятия положительного решения необходимо было решение органа местного самоуправления о признании истца малоимущим. По причине его отсутствия в удовлетворении заявления и постановке истца на учет было отказано.

Представитель третьего лица УВД по Архангельской области К.А.Ф., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что Ф.А.В. необходимо получить статус нуждающегося в жилом помещении и быть поставленным на учет, т.к. в этом случае он может стать участником программы, предусмотренной Приказом МВД РФ от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство». Более того, он пояснил, что другим сотрудникам органов внутренних дел, представляющим в мэрию г. Архангельска одновременно с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подтверждающий место работы документ, также отказывают по аналогичному основанию - ввиду отсутствия решения органа местного самоуправления о признании малоимущим.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, установил следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991г. № 1026-1 «О милиции», сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке.

Из материалов дела усматривается, что Ф.А.В. с Дата обезличена по настоящее время непрерывно проходит службу в органах внутренних дел на должностях среднего начальствующего состава (справка УВД по ... от Дата обезличена Номер обезличенб/н).

Истец зарегистрирован и постоянно проживает в квартире ..., общей площадью 61 кв.м, жилой площадью 50 кв.м.

На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от Дата обезличена Номер обезличен собственниками указанной квартиры являются К.Ф.М., К.Л.Н., Ф.М.Ф., Ф.Т.А., Ф.А.А., Ю.А.Ф., которым принадлежит по 1/6 доли в праве общей долевой собственности на нее. Данный факт подтверждается также копиями свидетельств о государственной регистрации права от Дата обезличена № Номер обезличен, № Номер обезличен, № Номер обезличен, № Номер обезличен, № Номер обезличен, № Номер обезличен

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Несмотря на то, что истец является членом семьи собственников жилого помещения, на его долю приходится общая площадь жилого помещения 8,76 кв.м., т.е. менее учетной нормы, установленной решением Архангельского городского Совета депутатов от Дата обезличена и равной 12 кв.м.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Ф.А.В. является нуждающимся в жилом помещении и у ответчика имелись все законные основания для признания его таковым.

Данные обстоятельства представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, как и не отрицал наличие у истца права быть признанным нуждающимся в жилом помещении и быть поставленным на соответствующий учет. Вместе с тем, отказ мэрии г. Архангельска в лице администрации Северного территориального округа г. Архангельска, выраженный в письме от Дата обезличена Номер обезличен, полагал законным, т.к. не было представлено подтверждающих прохождение службы в органах внутренних дел документов. Специалист администрации территориального округа, не разъяснивший необходимость представления истцом документа с места службы, допустил техническую ошибку, что не лишало Ф.А.В. обязанности представить такой документ.

Суд не соглашается с данным доводом представителя ответчика в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного им в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ст. 3 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма…» гражданин подает в орган местного самоуправления городского округа Архангельской области заявление установленного образца с приложением документов.

На основании п. 3 Постановления главы муниципального образования Мэра г. Архангельска от 11 февраля 2010 года № 66 «Об утверждении положения об администрации территориального округа мэрии г. Архангельска» органом местного самоуправления, который уполномочен вести учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принимать решения о распределении жилых помещений, определена администрация округа.

Вместе с тем, согласно ч. ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

Перечень документов, которые необходимо представить гражданину одновременно с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении закреплен в ст. 3 вышеупомянутого областного закона № 79-5-ОЗ. При этом в число таких документов не включен документ, подтверждающий работу в органах внутренних дел.

Более того, как пояснил в судебном заседании истец, до подачи заявления, он вместе со своей супругой обращался в администрацию территориального округа с целью узнать перечень требуемых документов. При этом он объяснил специалисту администрации округа, что является сотрудником органов внутренних дел и желает встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по данному основанию. Ему был выдан список документов, в котором не указывалось на необходимость представления справки с места работы или копии служебного удостоверения.

Затем при подаче заявления с приложенными к нему документами Дата обезличена Ф.А.В. предъявлял специалисту администрации округа служебное удостоверение, но его копию последний не затребовал и на необходимость предоставления таковой не ссылался.

Указанные обстоятельства также подтвердила супруга истца - Ф.М.Ф., допрошенная судом в качестве свидетеля. Она пояснила, что оба раза вместе с супругом приходила в администрацию территориального округа и подтвердила, что специалист администрации был поставлен в известность о прохождении Ф.А.В. службы в органах внутренних дел. Более того, указала, что один раз истец предъявлял служебное удостоверение. При этом представить его копию или иной документ с места службы их не просили.

Принимая во внимание отсутствие в изложенном в областном законе перечне требуемых для постановки на учет документов указания на необходимость прикладывать к заявлению документ с места службы сотрудника органов внутренних дел, суд не может согласиться с позицией представителя ответчика, полагавшего отсутствие вышеуказанного документа достаточным основанием для отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Кроме того, исходя из содержания письма администрации Северного территориального округа г. Архангельска от Дата обезличена Номер обезличен, основанием для отказа в постановке на учет послужило отсутствие решения органа местного самоуправления, подтверждающее признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет - пп. «б» ч. 1 ст. 3 областного закона от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ.

Вместе с тем, как следует из буквального толкования положений ст. 49 ЖК РФ, сотрудники милиции обеспечиваются жильем в соответствии с п. 3 ч. 1 данной статьи как «иные категории граждан», определенные специальным Законом РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О милиции», к которым требование о признании их малоимущими законодатель не предъявлял.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, т.к. Ф.А.В. является нуждающимся в жилом помещении, вправе состоять на учете в целях получения жилого помещения по договору социального найма, в силу чего отказ в постановке на учет не может быть признан законным и нарушенное право истца подлежит судебной защите путем его признания и присуждения ответчику в порядке ст. 12 Гражданского кодекса РФ обязанности поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При этом истец вправе быть поставленным на вышеназванный учет вместе с членами своей семьи в соответствии с представленным ответчику заявлением с даты его подачи, т.е. с Дата обезличена, т.к. прием граждан на учет осуществляется со дня подачи заявления, как это следует из положений п. 8 ст. 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с мэрии города Архангельска в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере Номер обезличен.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ф.А.В. к мэрии г. Архангельска о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Признать незаконным отказ мэрии г. Архангельска в лице администрации Северного территориального округа г. Архангельска в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, изложенный в письме от Дата обезличена Номер обезличен.

Признать Ф.А.В. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Обязать мэрию г. Архангельска в лице администрации Северного территориального округа г. Архангельска поставить Ф.А.В. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с Дата обезличена года.

Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Ф.А.В. в возврат государственной пошлины Номер обезличен руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2010 года.