Дело № 2-2985/2010 02 сентября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Н.С.В. к Управлению Судебного департамента в Архангельской области о признании незаконным отказа Управления Судебного департамента в Архангельской области от Дата обезличена года в зачете в стаж работы судьей времени работы в следственных органах, возложении обязанности зачесть в стаж работы в качестве судьи времени работы в следственных органах МВД РФ с Дата обезличена года по Дата обезличена года и выплате выходного пособия за 14 полных лет,
установил:
Н.С.В. обратился в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Архангельской области о взыскании выходного пособия. В обоснование заявленных требований указал, что с Дата обезличена года по Дата обезличена года являлся судьей Котласского городского суда Архангельской области. Дата обезличена года на основании решения квалификационной коллегии судей Архангельской области от Дата обезличена года о прекращении полномочий исключен из штата суда, стаж работы в должности судьи составил 12 лет 1 месяц. После произведенного Управлением расчета ему было выплачено выходное пособие за 12 полных лет работы в должности судьи в сумме .... Полагает, что поскольку он до назначения на должность судьи с Дата обезличена года по Дата обезличена года работал в должностях следователя..., время работы на следственных должностях должно быть засчитано в стаж работы в качестве судьи. Просил признать незаконным отказ Управления от Дата обезличена года о зачете в стаж работы судьи времени работы в следственных органах, обязать ответчика зачесть в стаж работы судьи указанный период, выплатить выходное пособие за 14 полных лет работы на следственных должностях.
В судебном заседании истец требования поддержал, дополнительно пояснив, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2010 года № 9-П определено, что отказ в зачете в стаж работы судьей времени работы в качестве прокурора, следователя, адвоката и выплате всех видов льгот судьям, назначенным на должность до Дата обезличена года и обратившимся за назначением при выходе в отставку предусмотренных законом выплат после этой даты, признан не соответствующим Конституции РФ.
Представитель ответчика по доверенности П.А.Н. с исковым заявлением не согласился, указав, что в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 статьи 4 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», если стаж работы в должности судьи составляет не менее 5 лет. Кроме того дополнительно пояснила, что по окончании службы в органах внутренних дел истцу было выплачено единовременное выходное пособие в размере четырех окладов денежного содержания, следовательно, период работы в должности следователя с Дата обезличена года по Дата обезличена года правомерно не учтен при исчислении выходного пособия, предусмотренного п.3 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему выводу.
Как установлено судом, Н.С.В. с Дата обезличена года по Дата обезличена года работал в органах милиции на следственных должностях. С Дата обезличена года по Дата обезличена года состоял в должности судьи Котласского городского суда Архангельской области. Решением Квалификационной коллегии судей Архангельской области от Дата обезличена года прекращены полномочия судьи Котласского городского суда Архангельской области Н.С.В. на основании подпункта 1 части 1 статьи 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» по личному заявлению.
Согласно расчету стажа работы в качестве судьи, произведенному ответчиком, стаж работы Н.С.В. в качестве судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания по состоянию на Дата обезличена года составил в календарном выражении 26 лет 00 месяцев 01 день, в льготном - 34 года 00 месяцев 06 дней; стаж работы в качестве (должности) судьи для выплаты выходного пособия составил 12 полных лет.
В силу п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4994-I "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" исчисление размера выходного и единовременного пособия и пожизненного содержания (пп. 3, 5 ст. 15, п. 6 ст. 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации") производится в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Выплаты по коэффициентам и надбавкам при исчислении размера пожизненного содержания осуществляются при условии проживания судьи в местности, где такие коэффициенты предусмотрены.
Согласно расчету выходного пособия, представленного ответчиком, за 12 полных лет работы судьей Н.С.В. начислено и выплачено выходное пособие в размере ....
Порядок выплаты выходного пособия судье при выходе в отставку установлен п. 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно вышеуказанным положениям ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ) установлено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20 апреля 2010 года Номер обезличенП «По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобами граждан А.А.А. и З.П.И. и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону» часть первая статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции статьи 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1), в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных (избранных) на должность до Дата обезличена года (даты введения в действие Федерального закона от Дата обезличена года N 274-ФЗ) и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку - определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот.
При этом Конституционный Суд, в частности, указал следующее.
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", закрепляя в развитие конституционных положений гарантии обеспечения независимости судей, относит к их числу право судьи на отставку (т.е. почетный уход или почетное удаление судьи с должности), а также предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (статьи 9 и 15). Определяя статус судьи в отставке, названный Закон устанавливает, что за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, ему выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предоставляются иные гарантии и льготы (пункты 1, 3 - 5 статьи 15, абзацы второй - четвертый пункта 1, пункты 4 и 5 статьи 19, абзац второй пункта 2 и пункт 4 статьи 20).
Стаж работы в качестве судьи имеет значение и при определении размера выходного пособия, которое выплачивается ушедшему или удаленному в отставку судье с учетом количества полных лет работы судьей.
Связывая право на повышенный уровень материального обеспечения с продолжительностью стажа работы в качестве судьи, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в определении видов работы по юридической специальности, подлежащей включению в такой стаж помимо работы непосредственно судьей, что позволяет учитывать различные факторы, в том числе влияющие на приобретение знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей судьи, и вносить соответствующие изменения в действующее правовое регулирование.
Вместе с тем, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель - в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Соблюдение указанных принципов применительно к регламентации порядка исчисления стажа работы в качестве судьи, напрямую связанного с таким существенным элементом статуса судьи (судьи, пребывающего в отставке) и условием его профессиональной деятельности, как гарантии материального и социального обеспечения, означает недопустимость распространения новых правил на периоды, которые в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент назначения лица на судейскую должность, подлежали зачету в стаж работы в качестве судьи, если эти правила неблагоприятным образом отражаются на его правовом положении.
Из взаимосвязанных положений статей 4 и 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ и статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" следует, что в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение всех видов выплат и льгот, помимо периода осуществления непосредственно судейской деятельности включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", только в том случае, если эта работа имела место в судах и органах юстиции; при этом новые правила исчисления стажа работы в качестве судьи распространяются не только на судей, назначенных (избранных) на должность после введения в действие нового правового регулирования, но и на тех, кто начал свою профессиональную деятельность в должности судьи в период действия законодательства, предусматривавшего зачет в стаж работы в качестве судьи времени предшествовавшей работы прокурором, следователем, адвокатом, и кто правомерно рассчитывал на получение соответствующим образом исчисленного ежемесячного пожизненного содержания, выходного пособия или надбавки к заработной плате.
Между тем приобретение стажа работы в качестве судьи и формирование тем самым права на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, а также других материальных и социальных гарантий происходит в течение длительного времени. Следовательно, в случае изменения условий предоставления данных гарантий, а именно при исключении из стажа работы в качестве судьи периодов той или иной профессиональной деятельности по юридической профессии, предшествовавших назначению на судейскую должность, федеральный законодатель - исходя из необходимости соблюдения принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в указанной сфере - должен был обеспечить возможность исчисления такого стажа на основе правового регулирования, действовавшего в период его приобретения.
Установление же менее благоприятных условий предоставления гарантий материального и социального обеспечения судьям, назначенным (избранным) на должность ранее введения в действие нового правового регулирования, по сравнению с теми условиями, которые были законодательно определены при назначении их на должность, по своему значению в системе правового регулирования практически означает снижение уровня самих гарантий, что, по смыслу статей 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации и в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не может быть признано допустимым.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении изменений в действующее правовое регулирование федеральному законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Таким образом, часть первая статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции статьи 4 Федерального закона от Дата обезличена года N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" - в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных (избранных) на должность до Дата обезличена года и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот, - не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1).
Впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений - с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - при обращении судей из числа назначенных (избранных) на должность до Дата обезличена года за назначением ежемесячной надбавки к заработной плате, а при выходе в отставку - ежемесячного пожизненного содержания и иных предусмотренных законом выплат периоды их предшествующей работы в качестве прокурора, следователя, адвоката подлежат зачету в стаж работы в качестве судьи, дающий право на указанные выплаты.
При таких обстоятельствах, с учетом позиции, изложенной Конституционным судом РФ в вышеуказанном постановлении, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа Управления Судебного департамента в Архангельской области от Дата обезличена года в зачете в стаж работы судьей времени работы в следственных органах, возложении обязанности зачесть в стаж работы в качестве судьи времени работы в следственных органах МВД РФ с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Доводы ответчика относительно того, что по окончании службы в органах внутренних дел истцу было выплачено единовременное выходное пособие в размере четырех окладов денежного содержания, следовательно, период работы в должности следователя с Дата обезличена года по Дата обезличена года правомерно не учтен при исчислении выходного пособия, предусмотренного п.3 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» суд не может принять во внимание в силу следующего.
Порядок расчета стажа судьи производится в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Инструкцией о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утвержденной Верховным Судом РФ 07.10.2008, ВАС РФ 09.09.2008, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2008 г.
Действительно, в соответствии с п. 3.5. Инструкции ушедшему или удаленному в отставку судье, который ранее увольнялся с военной службы, службы (работы) в органах прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции и из других органов на пенсию (в отставку) с выплатой установленного законодательством выходного (единовременного) пособия, при исчислении размера выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", единовременного пособия, предусмотренного пунктом 6 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", период работы в указанных органах не учитывается.
В случае представления сведений о неполучении выходного (единовременного) пособия при увольнении из указанных органов время работы следователем и прокурором в этих органах подлежит включению в стаж работы в качестве судьи для выплаты выходного пособия, единовременного пособия.
Вместе с тем, в материалах личного дела имеются документы, подтверждающие, что на пенсию (в отставку) из органов внутренних дел истец не увольнялся: как следует из приказа УВД АО Номер обезличенлс от Дата обезличена года истец был уволен из органов внутренних дел с Дата обезличена года по п. «а» статьи 58 Положения.
Также в материалах личного дела истца имеются ответы на запросы Управления о том, что истец не является пенсионером органов внутренних дел.
Как следует из статьи 64 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, поскольку истец увольнялся с военной службы в соответствии с п. «а» статьи 58 Положения (по собственному желанию), при этом для увольнения на пенсию либо в отставку необходимый стаж у него отсутствовал, при увольнении ему была произведена выплата в порядке и размере, установленном п. 17 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу…, согласно которому лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, выходное пособие определяется - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третий и четвертый пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров. Лицам рядового начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, соответствующий размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.
Как следует из представленной УВД по Архангельской области справке, при увольнении из органов внутренних дел Н.С.В. получил единовременное выходное пособие в размере 40% от 10 окладов денежного содержания.
Судом в качестве специалиста была опрошена З.О.В. (сотрудник финансово-экономического управления УВД Архангельской области), которая пояснила, что порядок начисления и выплаты выходного пособия зависит напрямую от основания увольнения сотрудника и выслуги лет. При этом, поскольку выходное пособие входит в выплаты, по которым при увольнении с сотрудником должен быть произведен окончательным расчет, оно начисляется и выплачивается в безусловном порядке всем сотрудникам.
Таким образом, проанализировав все вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о различной правовой природе выплат, производимых сотрудникам органов внутренних дел при их выходе на пенсию (в отставку) и при их увольнении по иным основаниям, в том числе по собственному желанию.
Следовательно, ссылка ответчика на необходимость применения в отношении истца положений п. 3.5. Инструкции основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Н.С.В. к Управлению Судебного департамента в Архангельской области о признании незаконным отказа Управления Судебного департамента в Архангельской области от Дата обезличена года в зачете в стаж работы судьей времени работы в следственных органах, возложении обязанности зачесть в стаж работы в качестве судьи времени работы в следственных органах МВД РФ с Дата обезличена года по Дата обезличена года и выплате выходного пособия за 14 полных лет удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Судебного департамента в Архангельской области от Дата обезличена года в зачете в стаж работы судьей времени работы в следственных органах МВД РФ Н.С.В. в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Обязать Управление Судебного департамента в Архангельской области зачесть в стаж работы в качестве судьи времени работы в Н.С.В. следственных органах МВД РФ с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Обязать Управление Судебного департамента в Архангельской области произвести перерасчет и выплату выходного пособия Н.С.В. исходя из подлежащего зачету стажа.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Г.В. Гулева
мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2010 года