Дело № 2 - 3015/2010 12 августа 2010 годаР Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
при секретаре Соколовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.В.В., М.А.Ю. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
М.В.В., М.А.Ю. обратились в суд с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указали, что являются сособственниками по 1/2 доле в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: .... Актом межведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена года данный дом был признан непригодным для проживания. Приказом главы администрации Северного территориального округа мэрии г. Архангельска Номер обезличен от Дата обезличена года М.В.В. с составом семьи из трех человек принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и внесена в список на внеочередное предоставление жилого помещения. Полагали, что имеют право на предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку они в установленном законом порядке были признаны малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец М.В.В. уточнила заявленные исковые требования. Просила предоставить семье М.В.В. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью жилого помещения, подлежащего предоставлению, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ.
Истец М.А.Ю. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее в судебном заседании, уточнила заявленные исковые требования. Просила предоставить семье М.В.В. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью жилого помещения, подлежащего предоставлению, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ.
Представитель ответчика К.М.Н., действовавший на основании доверенности, с иском не согласился, не отрицая того факта, что актом межведомственной комиссии дом признан непригодным для проживания. Пояснил, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления жилого помещения без учета очередности (исходя из времени принятия их на учет), т.к. это нарушит порядок распределения жилых помещений и права граждан, принятых на учет ранее истцов. Истцам будет предоставлено жилое помещение исключительно в порядке очередности по мере освобождения муниципального жилья.
Третье лицо М.В.Ю. заявленные истцами требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что на основании договора купли - продажи от Дата обезличена года М.В.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру ....
На основании договора купли - продажи от Дата обезличена года М.А.Ю. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру ....
Согласно заключению межведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена года жилой дом ... был отнесен к категории непригодных для постоянного проживания по причине ветхого состояния. Проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно в связи с большим физическим износом основных конструктивных элементов здания.
В соответствии со свидетельством Номер обезличен от Дата обезличена года М.В.В. с составом семьи три человека, включая М.А.Ю. и М.В.Ю. признаны малоимущими в целях принятия на учет и предоставления им жилого помещения по договору социального найма.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1статьи 1, часть 1 статьи 7, статья 18, части 1 и 2 статьи 19).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате признания его непригодным для проживания, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Приказом главы администрации Северного территориального округа мэрии ... Номер обезличен от Дата обезличена года М.В.В. с составом семьи из трех человек, приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального по договорам социального найма и внесены в список на внеочередное предоставление жилого помещения за Номер обезличен.
Таким образом, поскольку семья М.В.В. признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу пункта 1части 2статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья М.В.В., пришло в состояние непригодное для проживания, а также время получения М.В.В. и М.А.Ю. свидетельств о регистрации права собственности на жилое помещение.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить требования истцов о внеочередном предоставлении им жилого помещения по договору социального найма.
При этом, поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с утратой непригодного для проживания жилого помещения, размер предоставляемого жилого помещения по договору социального найма подлежит определению на основании пункта 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен норма предоставления жилой площади на одного человека установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, М.В.В. на состав семьи из трех человек, включая М.А.Ю., М.В.Ю., должно быть предоставлено по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 45 кв.м.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с Дата обезличена года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с чем, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования М.В.В., М.А.Ю. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения -удовлетворить.
Обязать мэрию г. Архангельска предоставить М.В.В. на состав семьи из трех человек, включая М.А.Ю., М.В.Ю., по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска, общей площадью не менее 45 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено 17 августа 2010 года