о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3189/2010Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ«09» сентября 2010 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Р.Г. к мэрии г. Архангельска о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

В.Р.Г. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Свои требования обосновал тем, что принадлежит к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Насколько ему известно, ..., т.е. по достижении возраста 4 месяцев, на основании путевки Областного отдела здравоохранения Архангельской области поступил в ГУЗ «Областной дом ребенка». С указанного времени и до совершеннолетия находился на полном государственном обеспечении в государственных учреждениях для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. После окончания сельскохозяйственного техникума «Архангельский» в 1999 году остался в Архангельске, временно проживая у знакомых или снимая квартиры. После окончания обучения жилым помещением ни по месту рождения в г. Котласе, ни по месту проживания в г. Архангельске обеспечен не был, т.к. отсутствовала информация о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и закреплении за ним права на жилплощадь или на пригодное для проживания жилое помещение. Полагая свое право на обеспечение жилым помещением нарушенным, В.Р.Г. обратился в суд с данным иском и просил признать за ним право на получение жилого помещения в г. Архангельске и принять меры для принятия его на учет для внеочередного предоставления жилого помещения.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, уточнив, что просит признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязать ответчика поставить его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Представитель ответчика Х.Я.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, полагала, что отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения, т.к. он не имеет статуса лица, оставшегося без попечения родителей; ни жилое помещение, ни право на жилье за ним не закреплялось.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска как органа опеки и попечительства Д.А.В., действующая на основании доверенности, также полагала необходимым в иске отказать. При этом указывала, что В.Р.Г. родился в г. Котласе; в журнале первичного учета как оставшийся без попечения родителей по Октябрьскому округу не регистрировался и не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствуют сведения о закреплении за ним права на внеочередное предоставление жилого помещения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представив письменный отзыв на исковое заявление. В данном отзыве указало, что полномочия по распределению субвенций на приобретение жилья выполняет надлежащим образом, а вопрос их распределения и постановки на учет, ведения этого учета находятся в ведении органов местного самоуправления, в связи с чем просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При этом в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено и никем не оспаривается, что В.Р.Г. родился ... в г. Котласе Архангельской области, о чем сделана соответствующая запись № 530 от 23.06.1978 в Котласском городском отделе ЗАГС Архангельской области.

Его отец В.Г.Н. умер ..., а мать В.В.Б. - ....

Согласно справке Департамента здравоохранения Администрации Архангельской области от 24.06.2010 № 514, с ... по ... В.Р.Г. находился на воспитании в Областном доме ребенка на полном государственном обеспечении.

В период с ... по ... истец находился на воспитании в ГОУ «Архангельский детский до № 2»; с ... по ... - в интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Новодвинска; с ... по ... - в Вельской восьмилетней школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с ... по ... - в Сольвычегодской школе-интернате.

С ... по ... В.Р.Г. обучался в Профессионально-техническом училище № 23 в г. Архангельске по профессии слесарь-ремонтник, с 1996 в течение 2 лет 10 месяцев, т.е. по ... - в совхоз-техникуме «Архангельский» на зоотехническом отделении по профессии «Зоотехния».

При этом на протяжении всего периода пребывания и обучения истца в вышеперечисленных государственных учреждениях, он находился на полном государственном обеспечении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец относился к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа и, как следствие, имел право на предоставление установленных в законодательстве для данной категории граждан мер социальной поддержки.

В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 60 и п. 3 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР в случае помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) жилое помещение должно было сохраняться за ними в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они подлежали обеспечению жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов во внеочередном порядке.

В абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) также закреплено, что дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ и др. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом необходимо заметить, что после окончания вышеперечисленных учреждений, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снимаются с полного государственного обеспечения, в связи с чем жилое помещение должно им предоставляться незамедлительно.

Иное толкование вышеизложенных правовых норм недопустимо, т.к. ведет к нарушению права на жилище, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ, ранее перечисленных категорий граждан.

В силу ч. 3 ст. 6.1. Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих обстоятельства помещения истца в Областной дом ребенка в г. Архангельске, равно как и последующих действий со стороны органов местного самоуправления по решению вопроса об обеспечении истца жилым помещением, при разрешении данного спора добыть не удалось.

Согласно предоставленной Комитетом по образованию, опеке и попечительству администрации МО «Котлас» информации от ..., по запросу суда была проведена проверка, в результате которой сведений о лишении матери истца, являвшейся инвалидом 1 группы по зрению, в отношении него родительских прав, о закреплении за В.Р.Г. жилого помещения, о постановке на учет по внеочередному предоставлению жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обнаружено не было. При этом сделано предположение, что первоначально в Областной дом ребенка истец мог попасть в результате отказа матери от него, либо по заявлению родителей, т.к. на территории г. Котласа и п. Вычегодский в 1978 году Дома ребенка не было.

Как следует из сообщения Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от ... № ..., согласно книге записи приема детей в дома ребенка, порядковый номер 290 от ... В.Р.Г., ... г.р., по ходатайству Котласского городского отдела здравоохранения направлен в областной дом ребенка, при этом причиной устройства явилось то, что мать (В.В.Б.) инвалид 1 группы по зрению, а отец (В.Г.Н.) умер.

На основании вышеизложенного и учитывая отсутствие в органах местного самоуправления по месту рождения В.Р.Г. в г. Котласе какой-либо информации о выявлении его как ребенка, оставшегося без попечения родителей, суд приходит к выводу, что местом выявления истца как лица, относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является г. Архангельск.

Соответственно, на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, В.Р.Г. должен был быть принят по месту его первичного выявления органами местного самоуправления, т.е. по г. Архангельску.

Как установлено судом и никем не оспаривается, при передаче В.Р.Г. на воспитание в государственное учреждение Областной дом ребенка администрацией муниципального образования «Котлас» вопрос о закреплении за ним права на проживание в жилом помещении матери решен не был. Более того, сведения о закреплении за ним права на обеспечение жилым помещением и постановке на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилом помещении также отсутствуют.

Таким образом, на момент лишения родительского попечения истец не имел закрепленного за ним жилого помещения и, следовательно, нуждался в предоставлении такового и должен был быть принят на соответствующий учет.

Бездействие со стороны органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления по защите прав несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в том числе путем закрепления за ним жилого помещения матери или постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, привело к тому, что в 1999 году после окончания пребывания в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении В.Р.Г. не имел определенного места жительства.

При этом суд приходит к выводу, что возможность реализации права на получение меры социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, не может быть поставлена в зависимость от совершения органами опеки и попечительства и органами местного самоуправления необходимых действий по надлежащему оформлению обстоятельств его выявления и принятию на учет.

На основании изложенного, суд полагает необходимым признать за истцом право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, и обязать ответчика поставить В.Р.Г. на соответствующий учет в целях последующего предоставления жилого помещения.

То обстоятельство, что В.Р.Г. обратился в суд с данным иском после достижения им возраста 23 лет не может послужить основанием для отказа в иске, т.к. жилищные правоотношения носят длящийся характер и право на обеспечение жилым помещением, возникшее у несовершеннолетнего, но не реализованное по не зависящим от него обстоятельствам, подлежит судебной защите.

При этом суд принимает во внимание, что истец своевременно сразу после окончания учебного заведения в 1999 году обращался в органы местного самоуправления как по месту своего рождения в г. Котласе, так и по месту фактического проживания и окончания обучения в г. Архангельске, но ему было отказано. Не обладая необходимыми познаниями в области права и получив отказ на устное заявление о предоставлении жилого помещения по причине отсутствия сведений о нем как о лице из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, В.Р.Г. не смог предпринять дальнейших действий по оспариванию данного отказа и надлежащей защите своего нарушенного права, что не может повлечь за собой отказ в предоставлении ему установленной законом меры социальной поддержки.

Кроме того, исходя из конкретных обстоятельств данного дела и учитывая, что местом первичного выявления истца в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, является город Архангельск, после окончания обучения он остался проживать в нем, в настоящее время имеет постоянную работу в г. Архангельске, принимая во внимание положения п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ и ч. 3 ст. 6.1. Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ, суд приходит к выводу о необходимости принятия Воронина Р.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по г. Архангельску.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования В.Р.Г. к мэрии г. Архангельска о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - удовлетворить.

Признать за В.Р.Г. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать мэрию города Архангельска поставить В.Р.Г. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу В.Р.Г. в возврат государственной пошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2010 года.