о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3218/2010Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ«31» августа 2010 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ляшко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.К.Н. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

П.К.Н. обратилась в суд с иском к администрации Исакогорского и Цигломенского территориальных округов г. Архангельска о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Свои требования обосновала тем, что принадлежит к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. За ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: .... Данное жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания. В настоящее время П.К.Н. проживает в жилом помещении своего бывшего опекуна в г. Северодвинске, имеет временную регистрацию. В связи с тем, что в настоящее время она не имеет пригодного для постоянного проживания жилого помещения, обратилась в суд с данным иском.

Определением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 08.07.2010 ненадлежащий ответчик администрация Исакогорского и Цигломенского территориальных округов мэрии г. Архангельска был заменен на надлежащего - мэрию г. Архангельска и гражданское дело передано на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Архангельска.

В процессе рассмотрения гражданского дела представитель истца П.В.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила и просила предоставить истцу в соответствии со ст. 50, п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма за счет средств областного бюджета по норме предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. из расчета 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным основаниям.

Истец П.К.Н., извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Представитель ответчика Б.Е.М. с иском не согласилась. Не оспаривая право истца на получение жилого помещения, тем не менее считала заявленные требования преждевременными. По ее мнению, обучаясь в учебном заведении и имея право на полное государственное обеспечение, П.К.Н. не лишена возможности ходатайствовать о предоставлении ей общежития на период учебы. После окончания учебы она вправе обратиться к ответчику с требованием о предоставлении жилого помещения, пригодного для постоянного проживания. В настоящее время ответчик никаких прав истца не нарушил, что исключает возможность удовлетворения заявленных исковых требований.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и никем не оспаривается, что П.К.Н., Дата обезличена года рождения, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Согласно копии решения Исакогорского районного суда г. Архангельска от Дата обезличена ее мать К.Н.А. и отец П.Н.С были в отношении нее лишены родительских прав, при этом П.К.Н. была оставлена на попечении опекуна Б.Т.В.

Более того, как видно из представленных в материалы дела копий свидетельств о смерти, К.Н.А. умерла Дата обезличена, а П.Н.С умер Дата обезличена.

Распоряжением администрации Цигломенского округа г. Архангельска Номер обезличен от Дата обезличена за П.К.Н. было закреплено право проживания на жилплощади родителей по адресу: ....

В судебном заседании представитель истца пояснил, что в настоящее время жилое помещение признано непригодным для проживания, а у истца отсутствует иное жилое помещение, пригодное для проживания. Срок нахождения под опекой закончился по достижении совершеннолетия, и П.К.Н. в любой момент может быть выселена Б.Т.В. из своего жилого помещения. Кроме того, в квартире бывшего опекуна она зарегистрирована по месту пребывания, т.е. временно.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.

Действительно, приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска Номер обезличен от Дата обезличена за П.К.Н. закреплено право проживания в Цигломенском территориальном округе в связи с тем, что закрепленное за нею ранее жилое помещение находится в разрушенном состоянии.

В соответствии с приказом главы администрации Исакогорского территориального округа мэрии г. Архангельска № 22 от 31.08.2001 П.К.Н. была поставлена на очередь внеочередников за № Номер обезличен в целях обеспечения жилым помещением.

Актом межведомственной комиссии об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания № Номер обезличен Дата обезличена, жилой дом ... признан непригодным для проживания, а проведение капитального ремонта признано экономически нецелесообразным в связи с ветхим состоянием здания.

До достижения возраста 18 лет П.К.Н. находилась на попечении опекуна Б.Т.В. С Дата обезличена она обучается в профессиональном училище № Номер обезличен в г. Северодвинске Архангельской области по профессии «оператор связи» на дневном отделении очной формы обучения и находится на полном гособеспечении. Срок обучения установлен до Дата обезличена.

Согласно сообщению Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска от Дата обезличена Номер обезличен, по данным органа опеки и попечительства на Дата обезличена П.К.Н. состоит под номером Номер обезличен в списках граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г. Архангельску.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в настоящее время истец не имеет закрепленного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, но у него есть право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45, 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 5 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 8).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 9).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 10).

Согласно п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного, истец, обладающая соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м.

При этом суд отвергает ссылку представителя ответчика на то, что указанное право возникнет у истца только по окончании обучения в образовательном учреждении, т.к. до этого времени она находится на полном государственном обеспечении имеет возможность претендовать на обеспечение общежитием.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Смысл и содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления направлены на реализацию прав и свобод граждан и в случае их нарушения защита обеспечиваются правосудием.

Суд считает, что право на получение жилого помещения у истца возникло в июне 2009 года, то есть после окончания им обучения в общеобразовательном учреждении.

Действующее законодательство не ставит право лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения в зависимость от получения профессионального образования и окончания соответствующего образовательного учреждения.

Исходя из толкования вышеизложенных положений законодательства в совокупности, предоставление жилых помещений осуществляется, прежде всего, гражданам, признанным нуждающимися в жилом помещении.

Проживание истца в жилом помещении бывшего опекуна Б.Т.В. при отсутствии самостоятельного права на него носит временный характер. Жилое помещение в общежитии, которое может быть предоставлено П.К.Н. на период обучения, также не может расцениваться как надлежащее исполнение ответчиком обязанности по обеспечению нуждающегося в жилом помещении лица, состоящего на соответствующем учете. Указанное свидетельствует о нарушении прав истца.

Также суд находит обоснованными доводы представителя истца о том, что его обращение в суд за защитой своих прав вызвано тем, что после окончания обучения в июне 2012 года, ему негде будет жить, а разрешение вопроса о предоставлении жилого помещения занимает достаточно длительное время, что свидетельствует об угрозе нарушения его прав.

При этом суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования П.К.Н. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить П.К.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу П.К.Н. в возврат государственной пошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2010 года.