Дело № 2-3467/2010 08 сентября 2010 года
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И ЕОктябрьский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Поздеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Ю.Г. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ш.Ю.Г. обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать несовершеннолетнего Ш.Ю.Г. Дата обезличена года рождения, М.В.В. умерла Дата обезличена года. Его отец - Ш.Г.И. умер Дата обезличена года. Дата обезличена года Ш.Ю.Г. по решению исполнительного комитета Ломоносовского районного Совета народных депутатов был помещен в городской дом ребенка, одновременно с данным решением за несовершеннолетним было закреплено право на жилое помещение по адресу: ..., ... (с 1993 года - ...) ... ....
В феврале 1993 года указанное жилое помещение было приватизировано и передано в собственность М.О.С. (сестра Ш.Ю.Г.), а в апреле 1993 года, жилое помещение было продано, без разрешения органов опеки и попечительства. После возвращения со службы в армии неоднократно обращался в администрацию Ломоносовского округа г. Архангельска с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения, однако реальных результатов данные обращения не принесли.
В настоящее время Ш.Ю.Г. вынужден проживать со своей семьей в комнате общежитии, временно предоставленном работодателем. Таким образом, несмотря на то, что истец имел закрепленное за ним жилье, фактически он не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться и проживать со своей семьей.
Просил обязать ответчика - мэрию города Архангельска, предоставить ему Ш.Ю.Г., с учетом его несовершеннолетней дочери Ш.А.Ю., 2009 года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 30 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием своего представителя.
Представитель истца по доверенности Х.А.Н. уточнил исковые требования своего доверителя. Просил суд обязать ответчика - мэрию города Архангельска, предоставить Ш.Ю.Г., во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Х.Я.В. не оспаривая право истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, указывает, что финансирование расходов связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-«сирот», детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области. В настоящее время предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства мэрии г. Архангельска Г.И.А. с заявленными требованиями Ш.Ю.Г. согласна.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания, причин не явки суду не сообщил.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Ш.Ю.Г. родился Дата обезличена года. Мать несовершеннолетнего Ш.Ю.Г., М.В.В. умерла Дата обезличена года (свидетельство о смерти I-ИГ Номер обезличен актовая запись Номер обезличен), отец - Ш.Г.И. умер Дата обезличена года (свидетельство о смерти I-ИГ Номер обезличен, актовая запись Номер обезличен).
По решению исполнительного комитета Ломоносовского районного Совета народных депутатов от Дата обезличена года за несовершеннолетним Ш.Ю.Г. было закреплено право на жилое помещение по адресу: ..., ... (с 1993 года - ...) ... ..., на основании того же решения Ш.Ю.Г. был помещен в городской дом ребенка.
В феврале 1993 года закрепленное за истцом жилое помещение было приватизировано и передано в собственность М.О.С. (сестра Ш.Ю.Г.), а в апреле 1993 года, жилое помещение было продано, без разрешения органов опеки и попечительства.
С сентября 2003 года по июнь 2006 года Ш.Ю.Г. обучался в ПУ № 22 г. Северодвинска Архангельской области по специальности «слесарь-сантехник СТС и оборудования, электрогазосварщик».
С Дата обезличена года по Дата обезличена года истец проходил службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. После возвращения со службы в армии неоднократно обращался в администрацию Ломоносовского округа г. Архангельска с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения, однако жилое помещение предоставлено не было.
В 2002 году Прокурором Ломоносовского района г. Архангельска была проведена проверка, по результатам которой установлено, что органы опеки и попечительства и жилищные органы должным образом не проконтролировали исполнение решения исполнительного комитета Ломоносовского районного Совета народных депутатов и не обеспечили реального сохранения жилого помещения за несовершеннолетним Ш.Ю.Г.
На представление прокурора об устранении нарушений законодательства о защите нарушенных жилищных прав несовершеннолетнего Ш.Ю.Г. глава администрации Ломоносовского территориального округа ответила, что в настоящее время в администрации округа нет свободной жилой площади. Истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке с Дата обезличена года, по состоянию на Дата обезличена номер очереди - 34.
На сегодняшний день, Ш.Ю.Г. вынужден проживать со своей семьей в комнате в общежитии, временно предоставленном работодателем. Таким образом, несмотря на то, что истец имел закрепленное за ним жилье, фактически он не имеет жилого помещения, в которое мог бы вселиться и проживать со своей семьей. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются. Таким образом, требование истца о предоставлении ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).
Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).
Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.
Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).
Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2).
Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования "Город Архангельск" на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).
Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием "Город Архангельск" в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).
Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск" (пункт 8).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (пункт 9).
Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
При определении площади жилого помещения подлежащего предоставлению истцу, необходимо исходить из установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» нормы предоставления жилого помещения по договора социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г. Архангельска не имеет возможности обеспечить истца жилым помещением в связи с отсутствием финансирования, наличием иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, чьи права будут нарушены при удовлетворении требований истца, подлежат отклонению как не основанные на законе. В силу действующего жилищного законодательства обеспечение вне очереди жилым помещениям категории граждан, к числу которых относится истец, не ставится в зависимость от каких-либо условий.
С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г.Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ш.Ю.Г. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить Ш.Ю.Г. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2010 года.