предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3341/2010 02 сентября 2010 года

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Октябрьский районный суд г.Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Поздеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соломбальского района города Архангельска в интересах П.Н.С. к мэрии города Архангельска, Министерству финансов Архангельской области, Министерству образования и науки Архангельской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Соломбальского района города Архангельска обратился в суд с иском в интересах П.Н.С. к мэрии города Архангельска, Министерству финансов Архангельской области, Министерству образования и науки Архангельской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что П.Н.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители были лишены родительских прав по решению Соломбальского районного суда г. Архангельска от 25.07.1996 года. Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г.Архангельска № 120 от 22.09.1996 года за несовершеннолетним П.Н.С. закреплено право на жилое помещение по адресу: .... Согласно заключения межведомственной комиссии от Дата обезличена года, данное жилое помещение признано непригодным для проживания так как не соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к жилому помещению. В результате чего, приказом №19 Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г.Архангельска от Дата обезличена года за П.Н.С. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по городу Архангельску. В настоящее время П.Н.С. обучается в ГОУ СПО «Новодвинский индустриальный техникум» города Архангельска по профессии «штукатур-маляр» и проживает в общежитии учебного заведения по адресу: ..., ..., ... ....

П.Н.С. имея регистрацию в доме непригодном для проживания, фактически не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться и проживать после окончания учебного заведения. Просил обязать ответчика - мэрию города Архангельска, предоставить П.Н.С. Дата обезличена года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Министерство финансов Архангельской области осуществить финансирование Министерства образования и науки Архангельской области для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению П.Н.С.

Обязать Министерство образования и науки Архангельской области перечислить бюджетные средства в бюджет МО "Город Архангельск".

В судебном заседании прокурор Р.А.В. уточнила исковые требования, просила обязать мэрию города Архангельска, предоставить П.Н.С. Дата обезличена года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из лиц их числа.

Обязать мэрию города Архангельска до предоставления П.Н.С. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке для постоянного проживания, предоставить временное жилое помещение маневренного фонда города Архангельска.

Истец П.Н.С. в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания, причин не явки суду не сообщил.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Х.Я.В. не оспаривая права истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, указывает, что финансирование расходов связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-«сирот», детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области. В настоящее время предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным, при этом требование о предоставлении жилого помещения маневренного фонда не является спорным и в случае обращения истца через администрацию Маймаксанского территориального округа ему могут быть предложены жилые помещения маневренного фонда.

Представитель Министерства Финансов Архангельской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, указав, что областным законом от 15.12.2009 г. № 118-9-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" утверждено "Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2010 год". Данным документом муниципальному образованию "Город Архангельск" на 2010 год предусмотрена субвенция в размере 11400,0 тыс. рублей. Таким образом, вопросы распределения указанных средств и вопросы постановки внеочередного учета находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласны с требованием, что жилое помещение должно быть предоставлено мэрией г. Архангельска, с остальными требованиями прокурора не согласны. Считают, что на данный момент у истца не наступило право на льготу по предоставлению внеочередного жилого помещения, законные основания для обязания Мэрии г.Архангельска в предоставлении благоустроенного жилого помещения возникнут лишь по окончании П.Н.С. учебного заведения, то есть в июне 2011 года.

Представитель Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, в суд не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя министерства, представил письменный отзыв, в котором указал, что министерство образования, науки и культуры Архангельской области выполняет свои расходные обязательства по предоставлению денежных средств для приобретения жилья лицам, из числа сирот, а полномочия по их распределению переданы органам местного самоуправления.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Маймаксанского территориального округа Г.О.В. с заявленными требованиями прокурора в интересах П.Н.С. согласна.

Представитель третьего лица ГОУ СПО "Новодвинский индустриальный техникум" извещены надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направили, причин не явки суду не сообщили.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей.

В ходе рассмотрения дела установлено, что П.Н.С. родился Дата обезличена года. Мать П.Н.С. - М.Н.П.и отец - П.С.Н. решением Соломбальского районного суда г.Архангельска от 25.07.1996 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего.

Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г.Архангельска Номер обезличен от Дата обезличена года за П.Н.С. закреплено право на жилое помещение по адресу: ..., ..., ... ....

Согласно заключения межведомственной комиссии от Дата обезличена года, созданной по распоряжению и.о. мэра г. Архангельска, жилое помещение по адресу: ..., ..., ... ... признано не пригодным для проживания, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В результате чего приказом департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска №19 от Дата обезличена года за П.Н.С. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г. Архангельску.

По сообщению администрации Маймаксанского территориального округа мэрии г. Архангельска П.Н.С. принят на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесен в список внеочередников под №15.

В настоящее время П.Н.С. обучается в ГОУ СПО «Новодвинский индустриальный техникум» города Архангельска по профессии «штукатур-маляр» и проживает в общежитии учебного заведения по адресу: ..., ..., ..., ....

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день истец не имеет закрепленного жилого помещения для постоянного проживания. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются. В связи с чем, требование Прокурора о предоставлении П.Н.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования "Город Архангельск" на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием "Город Архангельск" в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск" (пункт 8).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (пункт 9).

Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).

В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г.Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

Требование прокурора Соломбальского района г. Архангельска об обязании мэрии г. Архангельска до предоставления П.Н.С. жилого помещения по договору социального найма вне очереди для постоянного проживания предоставить ему временное жилое помещение маневренного фонда города Архангельска суд находит несостоятельным в силу следующего.

Как следует из материалов дела П.Н.С. в настоящее время обучается в ГОУ СПО «Новодвинский индустриальный техникум» с Дата обезличена г. по июнь 2011 г. по профессии штукатур-маляр.

В настоящее время Истец проживает в общежитии техникума по адресу: ..., ..., ....

Способы защиты гражданских прав определены в ст.12 ГК Российской Федерации. Защита права возникает тогда, когда формируется само право, которое необходимо защитить, если оно нарушено, или с момента его нарушения. Защита права и право на защиту взаимосвязаны, одно из них предполагает второе.

Способ защиты предполагает конкретное действие, которое следует совершить в настоящий момент для защиты своего нарушенного права. Отсутствие реального правонарушения означает и отсутствие спора о праве, поскольку исковое производство - это устранение правонарушений и восстановление уже нарушенных прав.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и материалы дела, суд считает, что оснований для предоставления Истцу временного жилого помещения маневренного фонда не имеется, доказательств того, что решение суда будет неисполнимо, не имеется, поскольку предполагаемое нарушение права не подлежит защите.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах П.Н.С. к мэрии г. Архангельска, Министерству финансов Архангельской области, Министерству образования и науки Архангельской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить П.Н.С. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В остальной части исковых требований Прокурору Соломбальского района г. Архангельска в интересах П.Н.С. отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационной представление в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2010 г.