О признании распоряжения незаконным



Дело № 2-3334/2010 31 августа 2010 года

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре судебного заседания Поздеевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению К.А.А. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание от Дата обезличена года,

Установил:

К.А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области (далее по тексту решения УФМС России по Архангельской области) Номер обезличен от Дата обезличена г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание. В обоснование заявления указал, что в мае 2010 г. обратился в УФМС России по Архангельской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. В сведениях о трудовой деятельности за последние пять лет предшествующих дню подачи заявления указал, что с 2005 года официально не работал. Решением от Дата обезличена года заявителю отказано в выдаче разрешения на временное проживание, поскольку, по мнению УФМС России по Архангельской области он сообщил о себе заведомо ложные сведения, т.к. на момент подачи заявления осуществлял трудовую деятельность в Некоммерческом партнерстве «Аэроклуб Авиасервис» в должности механика.

Считает, основания для аннулирования разрешения на временное проживание в РФ необоснованными, в связи с чем просит решение УФМС России отменить.

В судебном заседании заявитель, представитель по доверенности М.А.А.оглы заявление поддержали по тем же основаниям.

Представитель УФМС России по г.Архангельску М.Ж.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления. Указала, что отказ в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации является законным и обоснованным, поскольку заявитель в п. 12 заявления указал ложные сведения о трудовой деятельности за последние пять лет, а именно, что официально нигде не работал. Однако на момент подачи заявления в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. К.А.А. осуществлял трудовую деятельность в Некоммерческом партнерстве «Аэроклуб «Авиасервис» в должности механика, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке заявителя.

Суд, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 398 ГПК Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно статье 254 ГПК Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).

При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный Закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту решения - Закон). Кроме того, данный Закон регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья1 Закона).

В соответствии со статьей 2 Закона, разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Статья 4 Закона устанавливает основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, в соответствии с которой, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу части 1 статьи 6 Закона, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Судом установлено, что гражданин Армении К.А.А., Дата обезличена года рождения, уроженец республики Армения, состоящий на миграционном учете по месту пребывания с Дата обезличена г. по адресу: ..., Дата обезличена г. обратился в УФМС России по Архангельской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты. В сведениях о трудовой деятельности за последние пять лет, предшествующих дню подачи заявления (п. 12 заявления) указал, что он с 2005 г. по Дата обезличена г. официально не работал, осуществлял трудовую деятельность без оформления трудовых отношений водителем маршрутного такси, проживал на территории республики Армения, получил разрешение на работу в РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 Закона для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: 1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание; 2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; 4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

В заявлении, иностранный гражданин указывает о себе полные и достоверные сведения и представляет копии документов, удостоверяющие личность, позволяющие идентифицировать данного иностранного гражданина.

На основании заявления и представленных документов и в соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции направляет запросы в орган безопасности, налоговый орган, орган здравоохранения, которые обязаны в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.

При условии представления иностранным гражданином документов, указанных в пункте 2 статьи 6.1 Закона УФМС России обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо уведомление об отказе в выдаче разрешения на временное проживание.

В результате проведенных проверок были выявлены обстоятельства, препятствующие выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Решением от Дата обезличена г. в выдаче разрешения на временное проживание заявителю было отказано на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона, так как представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

Источником сведений, которые могут быть признаны ложными, являются заявление иностранного гражданина, а также другие собственноручно составленные им документы.

Поскольку законодатель не указал в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона, недостоверность каких именно сведений (биографических данных, данных о правовом и социальном статусе, других) является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации или его аннулирования, то формальным поводом для принятия отрицательного решения по заявлению иностранного гражданина или решения об аннулировании временного разрешения может стать в том числе недостоверность сведений о социальном статусе (месте работы и т.д.), профессиональных и деловых качествах иностранного гражданина (например, проставление записи «не имеется» в строке «ученая степень, ученое звание» при наличии ученой степени или ученого звания) и т.д.

Обязательным признаком рассматриваемого юридического факта является намеренное искажение иностранным гражданином данных о себе. Термин «заведомо», использованный в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона для уточнения характеристики ложных сведений, означает, что сообщающий эти сведения иностранный гражданин осведомлен об их ложности. Поэтому в каждом случае выявления расхождений между сообщенными иностранным гражданином сведениями и действительными обстоятельствами (фактами) необходимо установить, имело ли место сознательное искажение или утаивание иностранным гражданином истинной информации или несоответствие данных объясняется допущенной иностранным гражданином ошибкой, неверным пониманием им содержания вопроса и т.д., учитывая, что Закон не требует от иностранного гражданина обязательного знания русского языка.

Суд принимает во внимание, что в заявлении на получение разрешения на временное проживание заявитель подтвердил достоверность изложенных им сведений, ему также разъяснялись права и обязанности иностранного гражданина, что подтверждается его личной подписью под фамилией К.А.А..

Как следует из материалов дела, Дата обезличена г. К.А.А. обратился в УФМС России по Архангельской области с заявлением о выдаче ему разрешения на работу в Некоммерческом Партнерстве «Аэроклуб Авиасервис» по профессии авиационный механик (техник) по планеру и двигателям. Поскольку указанная организация не подала своевременно заявку о потребности в привлечении работников в межведомственную комиссию по привлечению иностранных работников, настоящее заявление было возвращено подателю.

Согласно записи в трудовой книжке л.д.33) на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена г. заявитель принят на работу в Некоммерческое Партнерство «Аэроклуб Авиасервис» на должность авиационного механика по планеру и двигателям.

Приказом Номер обезличен от Дата обезличена г. трудовой договор с заявителем был расторгнут по инициативе работника на основании п. 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что в период времени с Дата обезличена года по Дата обезличена года фактически им трудовая деятельность не осуществлялась, заработная плата не выплачивалась, поскольку в данный период он находился в отпуске без сохранения заработной платы, не могут быть приняты судом во внимание.

Статья 128 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает основания, когда работодатель может предоставить работнику по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы, и случаи, когда он обязан предоставить такой отпуск.

Перечень оснований, связанных с тем, что работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В связи с чем суд критически относится к приказу Номер обезличен от Дата обезличена г. о предоставлении К.А.А., работающему в должности авиационного техника по планерам и двигателям, отпуска без сохранения заработной платы на 62 календарных дня с Дата обезличена г. по Дата обезличена года

Действующее законодательство не предусматривает одновременно с изданием приказа о приеме на работу, издание приказа о предоставлении гражданину, не состоящему в трудовых отношениях с работодателем, на основании его заявления отпуска без сохранения заработной платы, поскольку данный отпуск может быть предоставлен только, если стороны состоят в трудовых отношениях.

По информации ОВТМБ ИВП УФМС России по Архангельской области работодателем предоставлялось уведомление о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности гражданина Армении К.А.А. сроком до Дата обезличена г. Номер обезличен от Дата обезличенаг.

Согласно справке выданной Некоммерческим Партнерством «Аэроклуб Авиасервис» от Дата обезличена г. представленной в материалы дела заявителем, К.А.А. был трудоустроен в качестве авиационного механика по планерам и двигателям с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., в указанный период работник находился в отпуске без сохранения заработной платы, трудовую деятельность фактически не осуществлял.

Допрошенный в ходе судебного заседание свидетель Т.В.В., показал, что является директором Некоммерческого партнерства «Аэроклуб Авиасервис». К.А.А. состоял в трудовых отношения с НП «Аэроклуб Авиасервис» в должности техника авиапланеров и двигателей. Дата обезличена года К.А.А. уволился, незадолго до этого он написал заявление о предоставлении отпуска за свой счет, причиной которого явилось уведомление об аннулировании разрешения на работу. Заработную плату К.А.А. не получал.

Суд критически относится к показаниям, свидетеля, поскольку они не последовательны, не согласуются с иными материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент подачи заявления заявитель состоял в трудовых отношениях с Некоммерческим Партнерством «Аэроклуб Авиасервис», однако, данное обстоятельство не было им указано в заявлении от Дата обезличена года.

Помимо изложенного, согласно сведений АС ЦБДУИГ России К.А.А. имел разрешение на работу в г. Москве с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. по профессии - рабочий по комплексному обслуживанию, с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. по профессии - водитель автомобиля.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности сторон и каждая сторона должна представить доказательства как в обоснование заявленных требований, так и возражений в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом предлагалось заявителю представить доказательства, что он в действительности не осуществлял трудовую деятельность в указанные периоды. Со стороны заявителя таких доказательств (как того требует п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в суд не представлено.

В судебном заседании представитель УФМС России по Архангельской области пояснила, что ошибки в идентификации личностей быть не может, поскольку все тщательно проверяется, имеется отсканированная фотография заявителя.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что К.А.А. на момент подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, осуществлял трудовую деятельность на основании трудового договора, а в пункте 12 заявления от Дата обезличена года о сообщил ложные сведения.

При таких обстоятельствах отказ выдаче заявителю разрешения на временное проживание в РФ на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона, суд считает обоснованным, так как в судебном заседании достоверно установлен факт несоблюдения К.А.А. Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а именно сообщение ложных сведений касающихся его трудовой деятельности на территории Российской Федерации и недоказанности не осуществления трудовой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление К.А.А. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание от Дата обезличена года - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивировочной части решения путем подачи кассационной жалобы в Архангельской областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья И.В Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2010 года.