о предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-.../2010 РешениеИменем Российской Федерации

... 2010 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи ...

при секретаре ...

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска за 2010год, обязании произвести оплату дополнительного отпуска, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Д.В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней за 2010год.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с Дата обезличена годы в составе гражданского экипажа вертолета ... откомандировывался на остров Новая Земля с целью проведения радиационной разведки в местах ядерных испытаний. В связи с этим ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС со штампом «летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях», а также были предоставлены льготы, предусмотренные для лиц, указанных в п. 3 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее по тексту - Закон). При проведении замены удостоверения ему было выдано новое удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС без вышеуказанного штампа, в связи с чем, ему были предоставлены льготы как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в Дата обезличена году, предусмотренные для лиц, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона, объем которых меньше по сравнению с ранее предоставляемыми льготами. Полагает, что поскольку до Дата обезличена ему предоставлялись льготы, предусмотренные для граждан указанных в п. 3 ч.1 статьи 13 Закона, то после внесения изменений в законодательство, он не может быть лишен права на получение ранее предоставляемых ему льготы, в частности в виде дополнительного оплачиваемого отпуска, который ранее ему предоставлялся в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Закона.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Р.Н.В. исковые требования уточнила, просит суд признать за Д.В.А. право на меру социальной поддержки в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предусмотренную для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» за 2010год. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области произвести Д.В.А. в установленном порядке оплату дополнительного оплачиваемого отпуска за период с Дата обезличенагода по Дата обезличенагод за счет средств федерального бюджета в сумме .... Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в пользу Д.В.А. расходы на оплату юридических услуг в ....

В судебное заседание истец Д.В.А. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Р.Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования, с учетом их изменения, и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснив, что ранее решением Октябрьского районного суда г.Архангельска за Д.В.А. было признано право на получение аналогичной меры социальной поддержки за 2009год. Однако отсутствие соответствующего удостоверения не позволяет истцу беспрепятственно реализовывать свое права ежегодно.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутсвие своего представителя.

Представитель третьего лица ГУ «ОСЗН по г.Архангельску» К.В.И. в судебном заседании пояснил, что с иском не согласен, указал, что выданное истцу удостоверение нового образца право на спорную меру социальной поддержки не предусматривает.

Представитель УФК по АО, Минфина РФ - Ф.С.Г. с иском не согласилась, указав, что оплата дополнительного отпуска производится на основания представленных уполномоченным органом списков, в отношении истца сведений о необходимости произвести оплату за счет средств федерального бюджета за дополнительный отпуск в 2010 году не поступало.

Представитель третьего лица ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы гражданского дела № ..., приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО11ФИО11 работает во 2-ом Архангельском объединенном авиаотряде с Дата обезличенагода по настоящее время. В период с Дата обезличена направлялся в командировку для выполнения полетов в должности ... ... по подготовке и проведению ядерных испытаний на о. Новая Земля, на ядерном полигоне Северный от в/ч Номер обезличен

Также установлено, что на основании выданного истцу администрацией Архангельской области Дата обезличенагода удостоверения Номер обезличен участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с надпечаткой «летно - подъёмный состав, участвовавший в ядерных испытаниях», Д.В.А. до 2007года предоставлялся и оплачивался дополнительный отпуск, предусмотренный в качестве меры социальной поддержки для граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от Дата обезличенагода по делу № 2-.../2010, которым за Д.В.А. признано право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной для граждан указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в виде получения дополнительного отпуска в количестве 14 дней за 2009г. На Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области возложена обязанность произвести в установленном порядке оплату Д.В.А. дополнительного отпуска за период с Дата обезличенаг по Дата обезличенаг за счет средств федерального бюджета в размере ....

Несмотря на то, что предметом рассмотрения по делу № 2-.../2010 было право истца на получение меры социальной поддержки в виде дополнительно оплачиваемого отпуска за 2009год, обстоятельства подлежащие установлению и имеющие юридическое значение для разрешения настоящего спора являются аналогичными.

В силу п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

По делу также установлено, что письмом Департамента социальной защиты населения Архангельской области от Дата обезличенагода истцу отказано в оплате дополнительного отпуска за 2010год.

Истец считает данный отказ незаконным, указывая на недопустимость ухудшения его положения в связи с изменением законодательства.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в силу следующего.

Перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, указан в статье 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту базовый Закон).

Вместе с тем, действие базового Закона было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с Чернобыльской катастрофой.

Так, в соответствии с пунктом 7 Постановления Верховного Совета РФ от 18 июня 1992 года № 3062-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» на лиц из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации, выполнявших в составе экипажей воздушных судов в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрацией мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, распространены компенсации и льготы, установленные Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 30 марта 1993 года № 253 «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий» во исполнение вышеуказанного постановления лицам из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 годы полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия предоставляются компенсации и льготы, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона (п.п. «б» п. 1).

Указанной категории граждан выдаются удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах со штампом (надпечаткой) «летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях» в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии (пункт 3).

Удостоверения, выданные гражданам в соответствии с указанным постановлением, являются основанием для получения ими компенсаций и льгот, установленных Законом (пункт 4).

В силу ч.1 ст.15 Закона, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона.

Право граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона на использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней установлено в п.5 ч.1 ст.14 Закона.

На основании указанных нормативно-правовых актов истцу Д.В.А. до Дата обезличена года предоставлялись компенсации и льготы, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона.

Поскольку Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, введенный в действие с 01 января 2005 года, внес в некоторые Постановления Верховного Совета Российской Федерации и базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия, в частности, с 01 января 2005 года на лиц, перечисленных в пункте 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3062-1, действие базового Закона с этой даты не распространяется, кроме того, установленный Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 30 марта 1993 года № 253 в пунктах 2-7 порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, утратил силу в связи с принятием Закона РФ № 122 - ФЗ, ответчиком истцу было предложено сдать удостоверение с надпечаткой «летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях» для замены его на удостоверение нового образца.

В связи с участием истца в составе экипажа ... в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ему было выдано взамен сданного удостоверения - удостоверение нового образца серии А ..., как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающее ему право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц, указанных в пункте 4 части 1 статьи 13 Закона.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.

Изложенное свидетельствует о том, что право на получение гарантий и компенсации, ранее предоставляемых лицам из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с Дата обезличена полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва), в соответствии с конституционным требованием о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, сохраняется и после Дата обезличена года.

В силу вышеизложенного отказ в предоставлении истцу меры социальной поддержки предусмотренной п.5 ч.1 ст.14 Закона, суд считает незаконным, в связи с чем истец имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде дополнительно оплачиваемого отпуска.

Порядок представления меры социальной поддержки в виде дополнительного оплачиваемого отпуска установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой", которым утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила).

В пункте 1 Правил указано, что данные Правила, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), определяют порядок, в том числе, оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 14 Закона.

В силу пункта 2 Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью. Для получения единовременной компенсации справка должна содержать сведения о периоде работы получателя в организации на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей.

Пунктом 7 Правил определено, что территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

Факт обращения истца в территориальный орган социальной защиты населения, предоставление всех необходимых документов подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

По смыслу данной статьи дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам сверх основного отпуска, минимального или удлиненного, и присоединяются к нему.

В соответствии с приказами ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» Д.В.А. согласно его заявлениям предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск - с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалами дела копиями приказов.

Согласно справке - расчета ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» размер суммы к выплате за дополнительный отпуск за период с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода составил .... Стороной ответчика арифметическая часть расчета не оспаривается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск Д.В.А. подлежит удовлетворению в полном объеме. Сумма .... подлежит выплате в пользу истца за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.1 ст.48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

Согласно п.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно имеющемуся в материалах дела договору об оказании юридических услуг от ... заключенному между Д.В.А. (Заказчик) и ООО «Консалтинговое агентство «Юрист - Сервис» (Исполнитель), Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать следующие юридические услуги: правовая экспертиза и анализ документов, предъявленных Заказчиком по вопросу о взыскании суммы оплаты ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска; составление искового заявления о признании права на получение меры социальной поддержки, взыскании суммы оплаты ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска; представление интересов Заказчика в суде первой инстанции. (п.1 Договора). Стоимость услуг по договору составляет .... (п.2 Договора).

Факт оплаты услуг представителя, размер расходов подтверждается также квитанцией к приходному кассовому ордеру от Дата обезличенагода, согласно которому Д.В.А. внес денежные средства в сумме .... в соответствии с договором об оказании юридических услуг от Дата обезличенагода.

Учитывая положения ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер спора, степень сложности дела, объем оказанных представителем услуг, суд считает, что размер, заявленных к взысканию расходов на оплату услуг представителя, не соответствует требованиям разумности и является завышенным, в связи с чем, подлежат взысканию расходы, понесенные истцом на оплату услуг представителя в сумме ....

Кроме того, с Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме

...

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Д.В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска за 2010год, обязании произвести оплату дополнительного отпуска за 2010год, взыскании судебных расходов - удовлетворить.

Признать за Д.В.А. право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной для граждан указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 дней за 2010год.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области произвести в установленном порядке оплату Д.В.А. дополнительного отпуска за период с Дата обезличенагода по Дата обезличенагод за счет средств федерального бюджета в размере ....

Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в пользу Д.В.А. расходы на оплату услуг представителя в сумме ...., госпошлину в возврат в сумме ...., всего судебных расходов ....

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ... 2010 года.

Судья (подпись) ...а