Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 2-2828/2010 09 августа 2010 годаОктябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Мананниковой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Анисимовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению К.Я.В. к индивидуальному предпринимателю ФИО8 о взыскании компенсации морального вреда,
установил:К.Я.В. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО8 о компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что Дата обезличена года ужинала в кафе «Полина», услуги общественного питания в котором оказывает ответчик. Услуги были оказаны ненадлежащим образом, не соответствовали санитарным нормам и правилам. По причине приема в пищу салата «Цезарь» она Дата обезличена была госпитализирована в медицинское учреждение с диагнозом «сальмонеллез», где находилась на лечении по Дата обезличена.
В судебное заседание истец К.Я.В. не явилась, её представители К.Г.В., В.А.А. поддержали заявленные требования. Размер компенсации морального вреда обосновывали наличием нравственных и физических страданий (тошнота, диарея, боли, озноб, повышенная температура, переживания за сорванный отпуск).
Представитель ответчика К.О.Н. не оспаривала факт оказания истцу услуги ненадлежащего качества. Размер компенсации морального вреда считает завышенным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Из содержания указанных выше положений закона следует, что истец является потребителем, а ответчик, оказывающий услуги общественного питания по возмездным договорам, исполнителем, и отношения между ними регламентируются законодательством о защите прав потребителей.
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания регламентируются Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 №1036 (далее - Правила).
В соответствии с п. 28 Правил за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статья 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом ….) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 16 Правил исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.
Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа (п. 19 Правил).
В силу положений п. 6 Правил исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила (ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Судом установлено, что Дата обезличена К.Я.В. ужинала в кафе «Полина», расположенном по адресу: ..., ..., ....
Услуги общественного питания в кафе «Полина» в части приготовления и продажи салатов осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО8
Из объяснений стороны истца, Дата обезличена К.Я.В. заказывала и потребляла в пищу салат «Цезарь».
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Дата обезличена в 22 часа 40 минут в связи с ухудшением состояния здоровья К.Я.В. вызывала скорую медицинскую помощь.
Дата обезличена истец обратилась на прием к врачу-терапевту МУ «Городская поликлиника № 1». Установлен диагноз: ОРВИ. Острый энтероколит (дизентерийный?).
Дата обезличена К.Я.В. была госпитализирована в «Центр инфекционных болезней» ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница» с диагнозом «сальмонеллез», где находилась на лечении по Дата обезличена.
Согласно заключению № 141-02/10 ГУЗ «Архангельское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» при обращении К.Я.В., Дата обезличена года рождения, в МУ «Городская поликлиника № 1» Дата обезличена, дальнейшем обследовании и лечении в ГУЗ АОКБ ЦИБ в период времени с Дата обезличена по Дата обезличена обнаружено патологическое состояние - заболевание сальмонеллез средней степени тяжести, гастроинтестинальная форма. Данное заболевание вызвано возбудителем - сальмонеллой, подтверждено данными эпидемиологического анамнеза (посещение кафе «Полина» и употребление в пищу салата «Цезарь»), данными клинического обследования (острое начало, наличие симптомов общей интоксикации в виде повышения температуры, озноба, бледности кожных покровов и видимых слизистых оболочек, проявления поражения желудка и толстого кишечника в виде диспептического и болевого синдрома, разжиженного и учащенного стула), данными лабораторного серологического исследования (нарастание титра антител к сальмонеллам серогруппы Д), а также выздоровлением на фоне проводимой антибактериальной и дезинтоксикационной терапии. Данное патологическое состояние повлекло за собой кратковременное расстройство здоровья продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно), и расценивается, согласно п. 8 приказа № 194н Министерства здравоохранения и социального развития «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» от Дата обезличена, как легкий вред здоровью.
Факт причинения вреда здоровью истца в результате употребления в пищу салата «Цезарь» в кафе «Полина», подтверждается также административными материалами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Архангельской области), не оспаривается ответчиком.
Так, в связи с регистрацией случаев острой кишечной инфекции среди персонала и посетителей кафе «Полина» Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проведена внеплановая выездная проверка и эпидрасследование, в результате которых установлено, что все пострадавшие, в том числе истец, питались в кафе «Полина», употребляли в пищу салат «Цезарь» в период с Дата обезличена по Дата обезличена.
По итогам проверки Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области выявлены следующие нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее по тексту - СП 2.3.6.1079-01): производственный цех не оборудован раковиной для мытья рук (п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01); не созданы условия для выработки существующего ассортимента блюд (набор и площади помещений, их планировочные решения, количество производственных ванн не обеспечивают поточность технологических процессов и приводят к встречным потокам сырых продуктов, полуфабрикатов и готовых обеденных блюд), отсутствуют складские помещения, помещения для первичной обработки сырых продуктов; процессы хранения продуктов, обработки их и приготовления готовых обеденных блюд производятся в одном общем помещении, недостаточном по площади; при этом в ассортименте блюд присутствуют первые и вторые блюда, холодные закуски, десерты и др. (п. 5.1, 5.2, 8.1 СП 2.3.6.1079-01); не весь инвентарь имеет маркировку: отсутствует маркировка на разделочных досках, емкостях для продуктов (п. 6.5. СП 2.3.6.1079-01); в единственном производственном помещении согласно имеющейся маркировке не предусмотрено ни одного производственного стола для работы с сырыми продуктами (п. 8.4. СП 2.3.6.1079-01); не созданы условия для обработки куриных яиц, отсутствует специально выделенный инвентарь (п. 8.19 СП 2.3.6.1079-01). Кроме того, в нарушение п. 15.1 СП 2.3.6.1079-01 не обеспечены:
- необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья: на 19 сотрудников отсутствуют медицинские книжки;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника (имеется 11 из 30);
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
- ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и др.);
- организация регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды (на спецодежде обнаружены бактерии группы кишечной палочки).
В нарушение п. 13.1 СП 2.3.6.1079-01 повар ответчика приступила к работе в апреле 2009 года без заключения о допуске к работе, другие повара не прошли своевременно ежегодную медицинскую комиссию и осмотр дерматовенеролога. Истекли сроки прохождения медицинских осмотров также у других работников.
Помимо выявленных нарушений, качество воды в системах водоснабжения организации не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым СанПиН 2.1.2.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (протокол лабораторного исследования воды Номер обезличен от Дата обезличена).
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки Номер обезличен от Дата обезличена.
Дата обезличена Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области ответчику выдано Предписание Номер обезличен о приостановлении оказания услуг общественного питания в кафе «Полина».
Лица, ответственные за выявленные нарушения, признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6. КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа (постановления Управления Роспотребнадзора по Архангельской области о назначении административного наказания Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен). Указанные постановления в установленный срок обжалованы не были.
Как следует из экспертного заключения (дополнение к акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя Номер обезличен от Дата обезличена, в результате эпидемиологического расследования установлена достоверная статистическая связь между употреблением посетителями и персоналом кафе «Полина» салата «Цезарь» Дата обезличена, Дата обезличена и Дата обезличена и групповой заболеваемостью сальмонеллезом среди посетителей и персонала кафе «Полина».
В соответствии с положениями ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Таким образом, поскольку факт оказания ответчиком услуги ненадлежащего качества нашел подтверждение в судебном заседании, требование истца, как потребителя, о взыскании компенсации причиненного действиями исполнителя морального вреда обосновано.
Учитывая характер физических и нравственных страданий истца, индивидуальные особенности потерпевшего; фактические обстоятельства, при которых причинен моральный вред (нарушение ответчиком законодательства в сфере защиты прав потребителей, санитарных норм и правил, повлекшее возникновение и распространение инфекционного заболевания), суд считает возможным удовлетворение требования истца о компенсации морального вреда в размере ....
При определении размера компенсации суд учитывает данные медицинских документов о проведенном лечении, длительном периоде нахождения истца на лечении, клинических проявлениях заболевания (лихорадка до 38,3 С, боль в области живота, тошнота, рвота, слабость головокружение, диарея), а также данные об отсутствии каких-либо осложнений и иных последствий в результате перенесенного заболевания.
Согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
За составление искового заявления истцом уплачено в кассу ООО «Гражданско-правовая защита» ... (квитанция Номер обезличен). Принимая во внимание характер спора, стоимость юридических услуг, содержание искового заявления, суд считает заявленную истцом сумму расходов на оплату услуг представителя обоснованной.
Истцом также понесены расходы на изготовление справок о вызове на дом скорой медицинской помощи в размере ... (квитанция Номер обезличен от Дата обезличена).
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск К.Я.В. удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО8 в пользу К.Я.В. компенсацию морального вреда ..., судебные расходы ....
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО8 в доход местного бюджета государственную пошлину ....
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивировочной части решения (13.08.2010) путем подачи кассационной жалобы в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Т.А. Мананникова