Об оспаривании отказа в приеме в гражданство Российской Федерации



№2-3741/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2010 года г.Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Масловой С.А.,

при секретаре Уткиной Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.Э.А.о об оспаривании отказа Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Архангельской области в приеме в гражданство Российской Федерации,

установил:

Г.Э.А.о обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Архангельской области (далее по тексту УФМС) от Дата обезличена года об отклонении его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации по п. «а» ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», сославшись на то, что он с 1984 года проживает в г.Архангельске, в этом городе у него родились дети, он имеет в собственности трехкомнатную квартиру, занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью, имеет поощрения от руководства города, кроме того Дата обезличена года ему был предоставлен вид на жительство. В связи с изложенным считает такое решение незаконным и просит его отменить.

В судебном заседании Г.Э.А.о, его представитель Р.А.В. заявленные требования поддержали, дополнительно пояснив, что наличие судимости Г.Э.А.о в прошлом не может быть принято во внимание, поскольку на момент подачи заявления о приеме в гражданство, она была снята в установленном законом порядке. Кроме того, ранее в 2009 году Г.Э.А.о был предоставлен вид на жительство, следовательно он угрозу для безопасности России не представлял, а сейчас, спустя несколько месяцев, по утверждению заинтересованных лиц, Г.Э.А.о стал угрожать безопасности страны. В связи с чем считают, что отказ в приеме в гражданство необоснован.

Представитель заинтересованного лица УФМС М.Э.Ю. в судебном заседании с заявлением не согласилась, указывая на то, что решение принято строго в рамках закона. В частности оно было принято в связи с отказом регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации в согласовании вопроса о приеме в гражданство заявителя с указанием на п. «а» ст.16 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Поскольку в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, такое согласование обязательно при решения вопроса о приеме в гражданство, решение УФМС является законным, вынесенным в пределах полномочий представляемого ею органа государственной власти.

Представитель заинтересованного лица Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области Л.Ю.В. в ходе рассмотрения дела с заявлением не согласился и пояснил, что, получив соответствующий запрос УФМС, в отношении Г.Э.А.о проведены проверочные мероприятия, в ходе которых установлено, что деятельность названного лица создает угрозу безопасности России. В связи с чем вопрос приема в гражданство Российской Федерации Гаджиева Э.А.о согласован не был. Материалы, связанные с данной проверкой, имеют гриф секретности «Секретно», «Совершенно секретно».

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подлежат отклонению в том числе в случае, если лица, подавшие их, выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации (п. «а» названной статьи закона).

Согласно п.37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325 (далее по тексту - Положение), в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.

Как установлено в судебном заседании Г.Э.А.о, лицо без гражданства, Дата обезличена года рождения, уроженец с.Далляр Шамхорского района Азербайджанской ССР, Дата обезличена года обратился с заявлением в УФМС о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

В соответствии с требованиями вышеуказанного Положения органами УФМС в Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области был направлен соответствующий запрос.

Поскольку в ходе проведения проверочных мероприятий названной службой было установлено, что деятельность заявителя создает угрозу безопасности Российской Федерации, Дата обезличена года Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области вопрос о приеме в гражданство России заявителя не согласовало, о чем в письменной форме проинформировало УФМС.

В связи с чем Дата обезличена года УФМС приняло решение об отклонении заявления Г.Э.А.о о приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. «а» ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», с которым заявитель был ознакомлен Дата обезличена года.

Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспариваются сторонами.

Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к следующим выводам.

Так, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что нахождение иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации может быть ограничено в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения.

Перечисленные нормы российского законодательства не противоречат нормам международного права, касающихся регулирования прав и свобод человека и гражданина, в частности, ст.12 Международного Пакта «О гражданских и политических правах», ст.1 Протокола 7 и ст.2 Протокола 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч.2 ст.8 названной Конвенции, которые в силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Соответственно нормы как международного, так и российского права признают допустимым и обоснованным право государства ограничить некоторые права и свободы граждан, в том числе иностранных, если это необходимо в интересах общественного порядка или это обусловлено соображениями национальной безопасности государства.

В свою очередь под безопасностью, согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности в системе органов исполнительной власти, в соответствии с федеральными законами, образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст.4 названного закона).

К таким органам относится и Федеральная служба безопасности Российской Федерации, на которую на основании п.п. «б» и «р» ст.12 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» возложена в том числе обязанность выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также участвовать в решении вопросов, касающихся въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы иностранцев, режима их пребывания на территории Российской Федерации.

В целях выполнения возложенных обязанностей, в пределах своих полномочий согласно ст.13 Федерального закона от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности» Федеральная служба безопасности Российской Федерации вправе осуществлять оперативно - розыскную деятельность.

Таким образом, право оценки деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства как представляющую угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо защите здоровья населения отнесено к полномочиям в том числе Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В связи с чем отказ в согласовании вопроса о приеме Г.Э.А.о в гражданство России принят Региональным управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области в пределах предоставленных ему полномочий.

Ссылка представителя заявителя о том, что доказательств, подтверждающих наличие причин, по которым его доверитель представляет угрозу безопасности страны, в ходе рассмотрения дела заинтересованными лицами представлено не было, не может быть принята во внимание.

Так, применение превентивных мер по защите национальной безопасности находится в пределах усмотрения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. При этом оценка факторов, угрожающих национальной безопасности, проводится органами на основании информации, получаемой из источников, в том числе и тех, которые находятся вне сферы судебного контроля. В связи с чем суд не вправе вмешиваться в полномочия Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оценке деятельности в том числе лиц без гражданства на предмет наличии или отсутствия в ней угрозы безопасности государству.

При таких обстоятельствах, УФМС, получив отказ Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области в согласовании приема заявителя в гражданство Российской Федерации, в пределах своих полномочий правомерно на основании п. «а» ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклонило заявление Г.Э.А.о о приеме в гражданство Российской Федерации.

Нарушения порядка рассмотрения вопроса о приеме в гражданство Г.Э.А.о со стороны заинтересованных органов в ходе рассмотрения дела не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявления Г.Э.А.о об оспаривании отказа Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Архангельской области в приеме в гражданство Российской Федерации не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Г.Э.А.о в удовлетворения заявления об оспаривании отказа Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Архангельской области в приеме в гражданство Российской Федерации отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2010 года.

Председательствующий С.А. Маслова

Председательствующий п/п С.А. Маслова

Верно

Судья С.А. Маслова