Оспаривание решения мэрии об отказе в формировании земельного участка



Дело №2-2-3836/2010

07 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи: Роговой И. В.

при секретаре: Анисимовой О. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению З.М.А. об оспаривании решения Департамента муниципального имущества мэрии города Архангельска, возложении обязанности сформировать земельный участок,

установил:

З.М.А. предъявил в суд заявление об оспаривании решения Департамента муниципального имущества мэрии города Архангельска, возложении обязанности сформировать земельный участок. В обоснование требований указал, что является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска с заявлением о формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома в соответствии со ст. 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска сообщил о невозможности формирования земельного участка в связи с нецелесообразностью. Полагая отказ в формировании земельного участка незаконным, З.М.А. просит суд признать отказ Департамента муниципального имущества мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать мэрию г. Архангельска сформировать земельный участок необходимый для эксплуатации жилого <адрес> в <адрес>.

З.М.А. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Его представитель Ш.Е.А., требования поддержал. Указал, что в качестве способа устранения допущенных нарушений прав заявителя на орган местного самоуправления следует возложить обязанность по формированию земельного участка, посредством определения границ земельного участка, подготовки схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале, утверждения схемы расположения земельного участка, проведения процедуры межевания земельного участка.

Представитель Мэрии г. Архангельска В.К.А. с требованиями не согласился.

Представитель Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами С.В.И. разрешение спора оставила на усмотрение суда, указав, что решения о предоставлении земельных участков, собственность на которые не разграничена находится в компетенции Агентства. З.М.А. с соответствующим заявлением в Агентство не обращался.

Представитель ОАО «Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию» С.Е.В. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Суд, заслушав участников судебного производства, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению в части заявленных требований.

Из материалов дела следует, что З.М.А. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную в <адрес> к <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ З.М.А. подал в департамент муниципального имущества мэрии г. Архангельска заявление о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого <адрес>.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска сообщил о невозможности формирования земельного участка в связи с нецелесообразностью.

В соответствии с положениями статьи 245 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил судам, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Суд, с учетом обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, приходит к выводу о том, что отказ в формировании земельного участка является незаконным, в связи с принятием данного решения неуполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Пунктом. 3 ст. 3.1 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года №137-ФЗ, установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Из представленных в материалы дела документов следует, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, в собственности муниципального образования не находится.

Следовательно, формирование земельного участка для эксплуатации данного жилого дома, не может находится в компетенции исполнительных органов муниципального образования «Город Архангельск».

Ссылки представителя заявителя на положения ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ суд находит несостоятельными. Действительно, согласно ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Положениями ст. 29 Земельного кодекса РФ установлено разграничение полномочий органов государственной исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в зависимости от права предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В силу положений ст. 11 Земельного кодекса РФ, исполнительные органы местного самоуправления вправе принимать соответствующие решения, включая формирование земельного участка, лишь в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с Положением о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки, находящиеся в ведении муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным решением Архангельского городского Совета депутатов от 21.12.2005 № 93, мэрией города Архангельска осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Архангельска. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, расположенными на территории города Архангельска, осуществляется в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами и настоящим Положением (п. 1.4, 1.5 Положения).

В соответствии с областным законом «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории областного центра Архангельской области - города Архангельска», от 18.04.2007 года №340-17-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определяемым Правительством Архангельской области.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года №213-пп установлено, что в соответствии с пунктом "е" статьи 31.2 Устава Архангельской области и пунктом 7 статьи 19 и пунктом 3 статьи 30 областного закона от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области", указом Губернатора Архангельской области от 19 октября 2009 года N 32-у "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Архангельской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области.

В соответствии с п. 2.1. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска (приложение к Закону Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ (ред. от 23.09.2009) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области (далее - уполномоченный исполнительный орган) заявление о предоставлении земельного участка по форме, установленной постановлением Правительства Архангельской области.

В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается постановлением Правительства Архангельской области (п. 2.2 Порядка).

Представитель Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области в судебном заседании подтвердила, что утверждение границ земельного участка (его формирование), собственность на который не разграничена, необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома, находится в компетенции Агентства. Издание распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность, в данном случае не требуется, однако, заявления о формировании земельных участков, необходимых для эксплуатации жилых домов подлежат рассмотрению Агентством по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами, по итогам рассмотрения издается распоряжение о формировании соответствующего земельного участка.

Кроме того, полномочия по формированию земельных участков не отнесены к компетенции департамента муниципального имущества мэрии города Архангельска.

Согласно Положению о департаменте муниципального имущества мэрии города Архангельска, утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 23 апреля 2010 года №97, Департамент муниципального имущества является функциональным органом мэрии города, создан в целях осуществления функций управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, рационального использования земель.

В рамках своей компетенции организует учет муниципального имущества, в том числе земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и ведение его реестра;

осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования "Город Архангельск" юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами;

готовит материалы для совершения сделок, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом, в том числе земельными участками;

проводит торги по продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков, торги на право заключения договоров аренды муниципального имущества, аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории.

Подготовка и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также прием заявлений физических и юридических лиц, подготовку и выдачу документов по вопросам предоставления земельных участков и строительства объектов на территории муниципального образования "Город Архангельск", осуществляет Департамент градостроительства мэрии города Архангельска (п.2.2.11, 2.2.32 Положения о департамента градостроительства мэрии города Архангельска, утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 29 декабря 2005 года №371).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года №59-ФЗ, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Однако, данная обязанность должностными лицами Департамента муниципального имущества мэрии города Архангельска не выполнена, в нарушение требований закона, оспариваемое решение принято исполнительным органом местного самоуправления вне пределов полномочий.

Следовательно, решение Департамента муниципального имущества мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого <адрес> в <адрес>, следует признать незаконным как принятое вне пределов полномочий, предоставленных департаменту муниципального имущества.

Требования заявителя о возложении обязанности устранить допущенные нарушения права путем совершения действий по формированию земельного участка, удовлетворению не подлежат, в связи с тем, что полномочия по формированию земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, находится в компетенции Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области.

Поскольку, предъявленные требования удовлетворяются судом частично, по правилам ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с мэрии города Архангельска в пользу заявителя следует взыскать в возврат государственной пошлины уплаченной при подаче заявления 100 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

Решил:

Заявление З.М.А. об оспаривании решения Департамента муниципального имущества мэрии города Архангельска, об отказе в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворить частично.

Признать не соответствующим закону решение Департамента муниципального имущества мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

З.М.А. в удовлетворении требования о возложении на мэрию города Архангельска обязанности сформировать земельный участок для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем определения границ земельного участка, подготовки схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале, утверждения схемы расположения земельного участка, проведения процедуры межевания земельного участка, - отказать.

Взыскать с Мэрии города Архангельска в пользу З.М.А. в возврат государственной пошлины уплаченной при подаче заявления - 100 (сто) рублей.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья: /подпись/ И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 12 октября 2010 года.

Судья: /подпись/ И. В. Рогова