о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3290/2010Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ«16» сентября 2010 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исакогорского района г. Архангельска в интересах Р.А.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Исакогорского района г. Архангельска в интересах Р.А.А. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении последнему во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения. Свои требования обосновал тем, что истец принадлежит к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в администрации Исакогорского и Цигломенского территориальных округов мэрии г. Архангельска с ДД.ММ.ГГГГ, но по окончании образовательного учреждения жилым помещениям обеспечен не был. На этом основании прокурор Исакогорского района г. Архангельска, действуя в интересах Р.А.А., обратился в суд с данным иском.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям в полном объеме.

Истец Р.А.А. заявленные требования полностью поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Б.Е.М. с иском не согласилась, ссылаясь на то, что за Р.А.А. закреплено жилое помещение, которое непригодным для проживания не признано и, соответственно, обязанность обеспечить его иным жильем у ответчика отсутствует.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика мэрии г. Архангельска как органа опеки и попечительства М.Н.А., исковые требования поддержала. При этом пояснила, что приказ о закреплении за истцом жилого помещения был отменен и за ним закреплено право на жилплощадь. Кроме того указывала, что дом, в котором находится данная квартира является ветхим, фактически находящиеся в нем жилые помещения непригодны для проживания. В квартире, право проживания в которой ранее было закреплено за Р.А.А., зарегистрирован и проживает его брат, родственные отношения с которым утрачены.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и никем не оспаривается, что Р.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей. Его мать Р.З.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти I-ИГ №, а его отец - Р.А.Б. умер ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти I-ИГ №).

Согласно приказа Департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, Р.А.А., являвшийся круглым сиротой, был направлен в детское интернатное учреждение и за ним сохранено право проживания по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Р.А.А. находился в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2» г. Архангельска.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сольвычегодский детский дом № 2».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Р.А.А. находился и обучался в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования <данные изъяты>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Р.А.А. обучался в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Архангельской области «<данные изъяты>».

Во всех вышеперечисленных учреждениях Р.А.А. находился на полном государственном обеспечении.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что у мэрии г. Архангельска не возникло обязанности по обеспечению истца жилым помещением, т.к. за ним закреплено право проживания в жилом помещении, которое непригодным для проживания не признано.

Действительно, вышеупомянутым приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № за Р.А.А. сохранено право проживания в квартире родителей по адресу: <адрес>.

Как видно из копии поквартирной карточки, в данном жилом помещении зарегистрированы истец и его брат З.В.Ю. Это жилое помещение в установленном законом порядке не было признано непригодным для проживания.

Указанные обстоятельства подтверждал в судебном заседании представитель органа опеки и попечительства. Вместе с тем, он ссылался на то обстоятельство, что с 2005 года дом, в котором расположено упомянутое жилое помещение, являлся ветхим, жилые помещения в нем фактически непригодны для проживания, что послужило основанием для отмены ранее изданного приказа о сохранении за Р.А.А. права проживать в нем.

Из материалов дела усматривается, что приказом Департамента здравоохранения и социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ №, учитывая нахождение жилого помещения по адресу <адрес> ветхом и непригодном для проживания состоянии, ранее изданный приказ о сохранении за истцом права проживания в этой квартире был отменен. При этом за несовершеннолетним Р.А.А. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в г. Архангельске и он был принят на соответствующий учет.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности Р.А.А. на получение жилья - № (сообщение администрации Исакогорского и Цигломенского территориального округов от ДД.ММ.ГГГГ №).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в настоящее время истец не имеет закрепленного жилого помещения для постоянного проживания, но у него есть право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45, 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 5 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 8).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 9).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 10).

Согласно п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного, истец, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м.

При этом суд отвергает ссылку представителя ответчика на то, что Р.А.А. имеет постоянную регистрацию по адресу места нахождения жилого помещения, в котором за ним ранее сохранялось право проживания, и которое не было признано непригодным для проживания, и, соответственно, в жилом помещении не нуждается.

Ранее указывалось, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении за истцом права проживания в данной квартире был отменен приказом от ДД.ММ.ГГГГ № и за ним было признано право на обеспечение жилым помещением и Р.А.А. поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Соответственно, с указанной даты ответчик признавал за истцом право и принял на себя обязанность обеспечить его жилым помещением в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При таких обстоятельствах несоблюдение порядка признания дома, в котором находилось жилое помещение родителей истца, аварийным и подлежащим сносу или непригодным для проживания правого значения для рассмотрения данного спора не имеет.

В соответствии со ст 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Исакогорского района г. Архангельска в интересах Р.А.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Р.А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Р.А.А. в возврат государственной пошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2010 года.